ТАНАХ рассказывает — Эзра — Нетиним и рабы царя Шломо

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1894

«Нетиним (подданные): потомки Цихи, потомки Хасуфы, потомки Табаота…Потомки Варкоса, потомки Сисры, потомки Тамаха» (Эзра, 2:43-54).

Нетиним – это потомки одного из кнаанейских народов, что жили в земле Израиля в четырех городах: Гивон, Беерот, Кфира и Кирьят Йеарим (все на территории колена Биньямина). Перед тем, как приступить к захвату земли Израиля, Еошуа разослал всем ее жителям письма, содержавшие три предложения. Тот, кто хочет мира, пусть принимает мир на наших условиях; тот, кто хочет уйти – может уйти; тот, кто решил воевать – мы будем с ним воевать. Кнаанейские жители Гивона ошибочно посчитали, что возможность примирения в какой-то момент утрачена. Они решили обмануть Еошуа, сказав, что они не из местных народов, и что они хотят заключить союз с народом Израиля. Еошуа заключил с ними союз по ошибке, но Всевышний приказал ему не расторгать союз, во избежание осквернения имени Всевышнего. Так гивонцы остались жить в земле Израиля. Они прошли гиюр. Еошуа сделал их заготовщиками древесины и поставщиками воды для нужд Мишкана, а позже и Храма. Однако во времена Давида с ними произошел один инцидент, который раскрыл их жестокую сущность и послужил причиной постановления Давида, которое запрещало браки с гивонцами.

«Мецудат Давид» поясняет, что имя «нетиним» («подданные») было присвоено им из-за того, что Еошуа поставил их ответственными за дрова и воду. Слово «натан» можно перевести, как дал, или установил.

Как видно, нетиним так и просуществовали своей группой до разрушения Первого Храма, и даже не все ассимилировались в изгнании. И несмотря на то, что им было запрещено войти в общину Израиля, все же многие из них желали вернуться в ту землю, где они родились и где родились их предки.

Потомки рабов Шломо

«Потомки рабов Шломо: потомки Сотая… Всех подданных и потомков рабов Шломо триста девяносто два» (Эзра, 2:55-58).

По происхождению не евреи. Но, возможно, среди них были те, кому  разрешалось войти в общину Израиля по закону об освобожденного раба. Раб, принадлежащий еврею, после погружения в микву становится обязан выполнять заповеди, не связанные со временем. Когда такого раба освобождает хозяин, то он становится полноценным евреем, обязанным в выполнении всех заповедей. «Тосафот» (Йевамот, 16б) добавляют, что если еврейские  хозяева потеряли власть над таким рабом и отчаялись вернуть ее себе, это служит автоматическим освобождением. Когда царь Навуходнецар изгнал народ Израиля, то бывшие хозяева евреи сами стали рабами. Это вполне могло означать вышеупомянутое «отчаяние» (йеуш), и бывшие рабы стали в тот момент свободными.

И даже если мы примем то мнение, что в этом списке речь идет о не евреях, тем не менее, видно, что и среди них было немало тех, кто не прижились на чужбине и жаждали разделить с народом Израиля тяжести и лишения на Святой земле.

Параллели между Исходом из Египта и выходом из Вавилона

Уже не раз упоминалось и не раз еще будет упомянуто, что выход из Вавилонского изгнания мог бы быть подобным Исходу из Египта. Но, из-за грехов народа, второе возвращение было лишь частично похоже на выход из Египта. И вот какие схожие моменты усматривают комментаторы.

 «Нападет на них страх и ужас; от величия десницы (силы) Твоей умолкнут они, как камень, пока проходит народ Твой, Г-споди, пока проходит народ сей, который Ты приобрел» (Шмот, 15:16). Так поясняют этот стих:  «…пока проходит народ Твой, Г-споди» — это намек на выход из Египта, «…который Ты приобрел» — это выход из Вавилонского изгнания. Там сказано: «А сыны Израиля… взяли взаймы у Египтян вещи серебряные, и вещи золотые, и одежды. А Б-г дал приязнь народу в глазах Египтян, и те давали им, и опустошили они Египет» (Шмот, 12:35,36). Здесь говорится:  «…побудил Г-сподь дух Кореша, царя Параса, и объявил он во всем царстве своем… А всякому, кто остался, во всех местах, где бы он ни жил, пусть помогают тому живущие в том месте серебром и золотом, имуществом и скотом вместе с пожертвованием для дома Б-жья, что в Иерусалиме» (Эзра, 1:1,4). Во времена Моше народ Израиля прошел пересчет по семействам. Здесь мы тоже встречаем подробные списки вернувшихся. При выходе из Египта подчеркивает Тора: «А также многочисленное сборище иноплеменников вышло с ними, и овцы, и коровы, – очень много скота» (Шмот, 12:38). И здесь говорится о нетиним и потомках рабов Шломо. И, может быть, можно добавить еще деталь. После выхода из Египта евреям было приказано принести пожертвования для Мишкана: «Скажи сынам Израилевым, чтобы собирали для Меня приношение… » (Шмот, 25:2). Здесь в конце второй главы говорится: «А главы семейств, придя к дому Г‑сподню, что в Иерусалиме, пожертвовали на храм Б-жий, чтобы восстановить его на месте его» (Эзра, 2:68).


http://www.beerot.ru/?p=21898