ТАНАХ рассказывает — Эзра — Не знающие рода своего

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1936

 «А вот те, что поднялись из Тель-Мелах, Тель-Харша, Крува, Адана, Имера, те, что не смогли назвать рода своего и семени своего, – из Израиля ли они: Потомки Делайи, потомки Товии, потомки Цекоды – шестьсот пятьдесят два» (Эзра, 2:59,60).

Говорится в трактате Кидушин 69б: Эзра не поднялся в Землю Израиля, пока не очистил  общину евреев, оставшихся в изгнании, подобно солет  — хорошо просеянной муке. Что это значит? Эзра знал, что Зерубавель собирается в Землю Израиля, Мордехай с ним, и сам он позже поднимется туда же. Получается, что большая часть народа Израиля, живущая вне границ Святой земли, со временем останется без основных лидеров. И если оставить всех, у кого есть проблемы с родословной, в Персии, то там некому будет заниматься выяснением вопросов происхождения. Со временем все перемешаются, и дальше будет невозможно точно знать, кто еврей с чистым происхождением, а кто – не совсем. Поэтому Эзра ввел ряд постановлений, которые вынудили всех «проблематичных» подняться в Землю Израиля. Там, в Святой земле, можно будет установить точное происхождение всех тех, у кого были проблемы с документами. Потому что там все вернувшиеся будут под властью еврейской администрации, а в еврейских судах будут заседать признанные мудрецы Торы.

В Талмуде (Кидушин, 69б) есть спор между Абайе и Равой по поводу тех десяти родословных, что прибыли в Землю Израиля из Персии и других подвластных ей стран. Абае утверждает, что неевреи и те, у кого были проблемы с родословной,  поднялись по собственному желанию. Рава же считает, что Эзра вынудил их сделать это. Каким образом? Распространяли списки с именами всех сомнительных, чтобы люди не имели с ними дела, и тем ничего не оставалось, кроме как подняться в Израиль.

Известно из источников, что в Лишкат а-газит (одном из помещений, прилегавших к Храму) заседал суд, основным занятием которого было выяснение происхождения прибывших.

Так, в стихах, что перед нами, упомянуты места, где не было точно выяснено происхождение евреев. Имена этих мест не являлись их настоящими названиями, а были так прозваны евреями из-за проблем, с которыми сталкивались их уроженцы. Так поясняется в трактате Кидушин (70а): Почему место зовется Тель-Мелах – потому что поступки жителей этого места похожи на поступки жителей Сдома, который был превращен в соляные холмы (Среди жителей Сдома был распространен разврат. И если евреи из Тель-Мелаха  также вели себя, то среди них должно было быть много мамзеров). Тель-Харша – от слова махариша (умалчивание). Там было много людей, родившихся у незамужних женщин, и они не знают, кто их отец. Когда такой ребенок называет кого-то «папа», то мать заставляет его замолчать. Крув – от слова крувим (ангелы), Адон – от слова «господин», Имер – намек на намер (леопард).  Всевышний создал их важными, словно они  господа и подобными ангелам, а они своими поступками уподобляют себя леопарду, который не хранит верность своей паре. (Рав Овадия ми-Бартанура (Авот, 5:20) приводит мидраш, в котором говорится, что намер появился не свет от связи дикого кабана и львицы, и считается мамзером). Другая трактовка – в заслугу уроженцев тех мест: несмотря на испорченные как у намера поступки, они все равно остаются любимыми и важными перед Всевышним, как ангелы крувим.


http://www.beerot.ru/?p=22133