Как роса от Г-спода — Афтара главы Балак

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2776

В афтаре главы Балак читается отрывок из книги пророка Михи (5:6-6:8).

«И будет остаток Яакова …как роса от Г-спода…» (Миха, 5:6).

Афтара открывается стихом: «И будет остаток Яакова среди народов многих, как роса от Г-спода, как капли дождя на траве, которым не <нужно> ждать человека и надеяться на сынов человеческих». Говорится в трактате Таанит (4а): «Сказал раби Брехья: “Община Израиля вопрошала Всевышнего неправильно, как сказано у пророка Ошеа: “И научимся мы стремиться к познанию Г-спода, которое ясно, как рассвет, и придет Он к нам, как дождь, как поздний дождь, орошающий землю”. Но Он ответил им, как полагается. Сказал Всевышний общине Израиля: “Дочь моя, ты вопрошала о дожде, в котором иногда есть нужда, а иногда нет, ведь летом дождь – это проклятие. Я же дам тебе то, в чем всегда есть необходимость”».

Поясняет Раши, что имеет в виду стих из пророка Ошеа (14:6): «Буду Я как роса Израилю». Дожди бывают только в соответствующий сезон, но большую часть года они отсутствуют. В то же время роса не прекращается никогда, спускаясь на землю круглый год. Требуется понять, какие еще отличия существуют между дождем и росой.

Рав Йонатан Эйбешиц поясняет этот вопрос в книге «Аават Йонатан». Говорят наши мудрецы: ни одна капля дождей не спускается с небес на землю – до тех пор, пока навстречу ей не поднимается капля влаги с земли, как сказано: «И пар поднимался с земли и орошал всю поверхность земли» (Берешит, 2:6). Получается, что для того, чтобы на землю спустились дожди, требуется пробуждение и поднятие воды в недрах земли. А для того, чтобы роса спустилась на землю, не требуется никакого пробуждения снизу. На самом же деле, речь здесь идет о духовном. Дождь с небес является результатом нашего пробуждения снизу. Если мы не обращаемся к Всевышнему с просьбой о дожде, то Он не пошлет его, на что намекает нам стих: «Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не посылал Г-сподь Б-г на землю, и человека не было для возделывания земли» (Берешит, 2:5). Говорит Раши: почему Творец не посылал дождя? Ибо «человека не было, чтобы обрабатывать землю». То есть, не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился <на свет> Адам и понял, что дожди необходимы миру, он стал молить о них, и пошли <дожди>, и выросли деревья и <зеленая> поросль. Роса же всегда спускается на землю – без особых молитв о ней.

Поясняет рав Эйбешиц, что в этом и состояло стремление общины Израиля, когда они просили дождя. Пусть всегда – в заслугу наших молитв, в заслугу нашего пробуждения снизу – Всевышний посылает нам дожди. Это очень высокая духовная ступень, ведь тогда все, что нам пошлют Небеса, будет получено нами благодаря собственному служению и собственным стараниям. Но, несмотря на такое возвышенное желание, Всевышний ответил народу Израиля, что они вопрошали неверно, потому что дождь не всегда спускается. То есть, не всегда евреи находятся на должном духовном уровне, и нередко забывают о необходимости пробуждения снизу. И поэтому ответил им Всевышний, что предпочтительнее говорить о росе, потому что Он, в милости Своей, установил, что она всегда нисходит на землю – даже без пробуждения снизу.

Вот как поясняет рав Ицхак Абарбанель стих «И будет среди народов многих, как роса от Г-спода, как капли дождя на траве». Здесь говорится о тех евреях, которые смешались с народами мира – не по своей воле, а по принуждению, подобно тем, которые остались в Испании [после известного изгнания евреев, которое раву Ицхаку Абарбанелю довелось пережить лично].

Многие из них не вступают в смешанные браки, хотя и живут как неевреи, и с их стороны не может быть никакого сознательного пробуждения. И этому «остатку Яакова» Творец обещает через пророка – даже их Он вернет в среду Своего народа, и о них сказано: «И из них также брать буду в священники и левиты, – сказал Г-сподь» (Йешаяу, 66:21).

Тяжба с горами

«О, послушайте то, что Б-г говорит: Вставай, заведи тяжбу с горами, и <пусть> холмы услышат твой голос!» (Миха, 6:1).

Почему Всевышний приказывает обращаться к горам и холмам? И зачем нужно заводить с ними тяжбу? Поясняет рав Эйбешиц, что горы – это двенадцать созвездий, а холмы – это семь планет. Известно, что у народа Израиля нет мазаля – Всевышний вывел нас из-под влияния планет и созвездий. Если так, то вся система небесных тел находится в противостоянии народу Израиля.

Все планеты и созвездия, пытаясь ввести евреев под собственное влияние, являются противниками нашего народа и изо всех сил стремятся навредить нам. Это имел в виду фараон, когда говорил: «Смотрите: недоброе вам предстоит» (Шмот, 10:10). Раши приводит слова Мидраша, что есть кровавая звезда, имя которой – Раа (зло). Фараон от своих астрологов узнал, что та звезда поднимается над пустыней навстречу народу Израиля, и что его ожидают кровопролитие и смерть.

Подобно фараону, пользовался астрологией и Балак. Он призвал Билама, чтобы тот проклял народ Израиля, когда увидел, что все планеты и созвездия стремятся причинить ущерб евреям. Если так, то есть хороший шанс, чтобы проклятие сработало. Но ответил Билам Балаку: «Как прокляну я? Не проклинает его Б-г. Как изреку зло? Не изрекает зла Г-сподь. С вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него: вот народ отдельно живет и между народами не числится!» (Бемидбар, 23:8-9). То есть верно, что вся небесная система противостоит Израилю и желает нанести нам ущерб, но при этом – не дано проклясть их, потому что Сам Всевышний не гневается на них. Он поднял народ Свой выше созвездий, зовущихся горами, и выше планет, зовущихся холмами, и поэтому говорится о них: «Вот народ отдельно живет и между народами не числится» (Бемидбар, 23:9).


http://www.beerot.ru/?p=16287