Масей — что важно?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2540
за рубль

Ежедневная цитата
«Тот, кто даёт пруту (небольшую монету) бедному, благословляется шестью благословениями, а тот, кто радует его словами, благословляется одиннадцатью благословениями». 
Бава Батра (9б)

Недельная глава Масей

«И вышли из пустыни Синай, и остановились на Киврот а-Таава» (Бемидбар, 39:16).

В прошлом выпуске мы говорили о том, как важно, чтобы человек не «распылялся» в жизни и у него бы единый стержень во всех его делах.

Этот принцип подчёркивал Шамай в трактате Пиркей Авот (1:15) следующими словами: «Сделай свою Тору постоянной (главной); говори мало, а делай – много; и принимай приветливо каждого человека».

Чтобы объяснить изречение Шамая, приведём слова Виленского Гаона, который пишет в комментарии на книгу Мишлей (1:2), что вся деятельность человека, которая возложена на него Творцом, делится на три основные группы: познание (изучение Торы), дела (мицвот) и добрые качества (черты характера).

Шамай обучает нас, что человек должен понимать и помнить, что в этих сферах деятельности важно, а что – второстепенно. Разберём каждую часть изречения Шамая по отдельности.

Сделай Тору постоянной. Следует жить так, чтобы основным интересом в жизни было познание воли Создателя, понимание целей мироздания и что Всесильный желает от своих созданий.

Говори мало, а делай много. Следует как можно меньше давать обещаний, а побольше делать. И это мы учим от Авраама, который пообещал странникам только хлеба, а в конце приготовил для них большую трапезу (см. Берешит, 18:5). Грешники же много обещают, но ничего не делают, как это мы видим у Эфрона, который пообещал Аврааму отдать надел, чтобы захоронить Сару бесплатно, а в продал его за большие деньги. Также разговоры и рассуждения о поступках должны быть второстепенными по отношению к самим поступкам.

И принимай приветливо каждого человека. В отношениях между людьми должен быть основной стержень – дать ближнему почувствовать, что он желанен. Учтивое и приветливое отношение людям важнее подарков. И таким образом объясняются слова Шамая в мидраше «Авот де-Раби Натан» (13-ая часть): «И принимай каждого человека приветливо…” Каким образом?.

Это учит нас, что если дал человек своему ближнему подарки, в то время как его лицо выражает недоброжелательность, (это считается) как будто не дал ему ничего. А тот, кто приветливо принимает своего ближнего – как будто дал ему все блага мира».

Вопрос раввину

Вопрос читателя: 

Слышал, что религиозные евреи не целуют своих детей. Так ли это?

Ответ раввина:
Это, несомненно, не так. Наоборот, очень важно обнимать и целовать детей, показывая им тем самым тёплое и любящее отношение. (В главе (48:10) Вайехи рассказывается про Якова: «И обнял их (его внуков) и поцеловал их»)
Возможно, Вы слышали о том, что религиозные евреи не целуют своих детей в синагоге. Этот, действительно, так. Рама пишет (Орах Хаим, 98 а), что запрещено целовать детей в синагоге, чтобы показать, что ничто не сравниться с любовью человека к Г-споду, даже любовь к собственным детям. Однако этот запрет действителен только в синагоге.


http://www.beerot.ru/?p=3905