Чудо с маслом — Афтара главы Ваера

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3152

«Одна женщина из жен сынов (учеников) пророков с воплем говорила Элише: раб твой, мой муж, умер. А ты знаешь, что раб твой боялся Г-спода. А <теперь> пришел заимодавец взять обоих моих детей себе в рабы» (Млахим 2, 4:1).

Говорят мудрецы, что женщина, кричавшая о своих сыновьях, была вдовой праведного гера пророка Овадьи, который был ответственным за управление двором царя Ахава. Овадья был великим праведником, и прятал в двух пещерах сто пророков Всевышнего в то время, когда все пророки преследовались женой царя Ахава – Изевель.

Эта история интересна еще и тем, что она напоминает историю с Моше, когда фараон приказал бросать всех новорожденных еврейских детей в Нил, потому что его предсказатели поведали ему, что должен родиться еврейский ребенок, который снимет корону с головы фараона. Но случилось так, что Моше не только остался жив, но еще и воспитывался в доме у самого фараона. Так и в истории с Овадьей. Дочь финикийского царя, жена царя Ахава преследовала и уничтожала пророков Всевышнего, но даже не подозревала о том, что Овадья, самый главный приближенный Ахава, прятал в двух пещерах сто пророков.

Скрывая пророков, Овадья не только подвергал риску свою жизнь. Содержание такого количества людей требовало больших средств. Но основная часть расходов приходилась не на пропитание, а на покупку оливкового масла. Сто пророков не просто отсиживались в своем убежище – они все время изучали Тору, и масло было нужно им для освещения. В какой-то момент личные средства Овадьи закончились, и он (ради спасения жизни пророков) был вынужден брать денежные ссуды. Сперва он одалживал у Ахава, а после его смерти у – его сына Йеорама. Когда Овадья умер, и его вдова не смогла расплатиться с долгом, Йеорам решил забрать в рабство ее сыновей. Далее рассказывается, как Всевышний взыскал за это и другие преступления с бессердечного царя. Говорится так (Млахим 2, 9:24): «А Йеу натянул лук рукою своею и поразил Йеорама между рук его, и вышла стрела из сердца его…». Зачем в стихе подчеркивается, что стрела вонзилась «между рук его»? Разве мы не знаем, что у каждого человека сердце находится между его рук? Объясняют наши мудрецы, что стрела пробила жестокое сердце, находящееся между тех рук, что взыскивали с людей проценты.

Нужно отметить здесь, что Тосафот в трактате Авода Зара (26б) пишут, что в случае опасности для жизни разрешается брать ссуды под проценты.

«И сказал ей Элиша: что мне сделать для тебя? Скажи мне, что есть у тебя в доме? И она сказала: нет у рабы твоей в доме ничего, кроме посудины с маслом (оливковым)» (Млахим 2, 4:2).

Пророк Элиша приходит на помощь несчастной женщине и для начала спрашивает о наличии чего-нибудь съестного. Такой вопрос был задан не случайно.

Из пояснения Рамбана в главе Трума (Шмот, 25:24), следует, что золотой стол среди сосудов Храма был необходим для того, чтобы на хлеба могло спуститься с Небес благословение. Спустившись на эти хлеба, благословение распространялось по всему миру.

В начале процесса мироздания Всевышний сотворил мир по принципу еш ми-айин – «нечто из ничего». Но после того, как мироздание было завершено, мир существует по принципу еш ми-еш – «нечто из чего-то». В нем уже все существует, но лишь часть вещей, называющаяся природой, доступна глазу человека. Другая же часть мира продолжает быть скрытой от нас, и она существует как бы в потенциале. Для того чтобы раскрыть ее и сделать доступной для нас, сегодня необходимо чудо. Подобно тому, как золотой стол с хлебами был объектом, на который и через который снисходило изобилие в наш мир, – так и Элиша просил у вдовы съестного для того, чтобы на него спустилось и преумножилось изобилие Всевышнего.

«И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне; сосудов порожних <набери> немало, у всех соседей твоих. И пойди, запри дверь за собою и за сыновьями своими, и наливай во все эти сосуды, а наполненный отставляй. И ушла она от него, и заперла дверь за собою и за сыновьями своими. Они подносили ей <сосуды>, а она наливала» (Млахим 2, 4:3-5).

Поскольку Всевышний установил реальность, которую мы называем природой, то теперь любой выход за ее рамки для нас нежелателен, а человек, которому было обещано чудо, не должен рекламировать это. Далее рассказывается о женщине из Шунема, у которой умирает сын. Она обращается к пророку Элише за помощью, и тот посылает Гейхази, своего помощника, чтобы он оживил ребенка. При этом, он приказывает ему не разглашать цель его визита к шунамитянке. Гейхази нарушает приказ, и чуда не происходит.

Рано или поздно станет известно – соседки «случайно» увидят, когда будут выносить из дома полные сосуды с маслом, или сама хозяйка расскажет. К тому же, после свершения чуда на нас даже возлагается обязанность рассказывать о нем и восхвалять Всевышнего, сотворившего его. Но все это – потом, а сейчас, до свершения чуда, нужно молчать. Почему? Приводят наши мудрецы правило: квод а-нес лаво бе-циначуду пристало свершаться в тайне.

«И сказал он: иди, продай масло и уплати долг свой; а на то, что останется, будешь жить с сыновьями своими» (Млахим 2, 4:7).


http://www.beerot.ru/?p=7187