Сила народа Израиля — Афтара главы Лех Леха

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3351

Параллели между судьбой народа Израиля и его миссией, и между победоносным походом Авраама против 4 царей, являются причиной того, что именно эти слова пророка Йешаяу (40:27-41:16) были выбраны для афтары нашей главы.

Кто побудил с Востока

Пишет Рамбам в Илхот Авода Зара (1:3): «… у Авраама не было того, кто мог бы научить его (верному пути). Он был один в городе Ур-касдим среди глупых идолопоклонников. Его отец, мать и весь народ служили идолам… Он стал распространять среди народа идею о едином Б-ге, и что подобает служить только Ему, и что необходимо разрушить все изваяния, чтобы люди ошибочно не пришли к поклонению этим идолам… А когда победил в спорах своих оппонентов, то царь хотел убить его, но с Авраамом произошло чудо, после которого он смог уйти в город Харан, где продолжил взывать к народу и провозглашать, что во всем мире есть только один Б-г и что только Ему следует служить… Когда же собравшиеся люди задавали Аврааму вопросы по поводу его слов, то он пояснял им в соответствии со своим пониманием, пока не наставлял их на правильный путь. И так собрались вокруг Авраама тысячи и десятки тысяч учеников, а он продолжал укреплять в их сердцах веру в единого Б-га… Благодаря любви Всевышнего к нам и Его стремлению выполнить данное Аврааму обещание, взрастил Он Моше, величайшего из всех пророков, и послал его сынам Израиля, чтобы вызволить их из египетского плена. И избрал Всевышний народ Израиля наследием Своим, даровав им заповеди и указав им путь служения Ему».

Из слов Рамбама следует, что народ Израиля удостоился чести стать обладателем святой Торы, прежде всего, в заслуги праотца Авраама, и Всевышний продолжает хранить и выполнять данное ему обещание.

Ситуация, когда человек подпадает под влияние людей, в окружении которых он находится, вполне естественна. Об этом также пишет Рамбам в начале 6-ой главы Илхот Деот: «По природе своей человек склонен идти во мнениях и поступках за своими ближними и друзьями, поступать по обычаям той страны, в которой он живет. Поэтому человек должен стремиться объединиться с праведниками и быть в окружении мудрых людей, чтобы учиться у них. И обязан человек отдаляться от негодяев, чтобы не перенять их нечестивости».

И теперь мы можем оценить то, насколько велико было испытание Авраама, который будучи в абсолютном одиночестве, не только не потянулся за окружавшими его людьми, а, напротив, смог восстать против них и против их ложных путей, как говорят наши мудрецы: Авраам а-иври – потому что весь мир находится по одну сторону (эвер), а он – по другую. Пишет Радак (великий комментатор писания рав Давид Кимхи), комментируя стих из нашей афтары: «Кто побудил (прийти) с Востока (того, кто) на каждом шагу своем возвещал справедливость»? – встречалось ли вам такое, чтобы один человек порицал всех жителей своей страны, служащих идолам, и не боялся при этом?! И кто побудил его сердце? Всевышний. Что произошло впоследствии? «…Предал ему народы, покорил царей. Обратил их в прах мечом, и луком развеял их как солому». В заслугу произошедшего тогда, в будущем в каждом поколении и с каждым праведником, который пойдет по пути праотца нашего Авраама, – произойдет то же самое.

Рав Шмуэль Тровиц

Чудо существования народа Израиля

«Не бойся, червь Яакова, потомство Израиля. Я выручаю тебя, слово Г-спода! (Я) избавитель твой, Святой Израиля» (Йешаяу, 41:14).

«Почему уподобляется Израиль червю? Чтобы сказать нам, что подобно тому, как червь точит кедры устами, и, будучи слабым, разрушает сильного, так и Израиль – вся сила их в устах, которыми они произносят молитву, и ею они повергают нечестивых из народов мира, и превосходят их, несмотря на то, что те сильны как кедры» (Мидраш Танхума, Бешалах, 9).

Сказал император Адрианус раби Йеошуа: «Велика сила овцы, выживающей среди семидесяти волков» (народ Израиля среди семидесяти народов мира). Ответил ему раби Йеошуа: «Велик тот пастух, который охраняет и спасает овцу, попирает ее врагов». Поясняют наши мудрецы, что Адрианус пытался умалить славу Всевышнего, Его силу и могущество в этом мире. Он пытался отнести факт существования народа Израиля к силам природы, однако, раби Йеошуа сразу отреагировал, указав на то, что сила Израиля проистекает от Всевышнего, который всегда бдительно наблюдает за Своим народом и дает им силы выстоять в бедах и испытаниях, приходящих в изгнании.

Великий мудрец Торы рав Яаков Эмден говорил: «В существовании народа Израиля я вижу величайшее из чудес, совершенных Всевышним, даже большее, чем выход из Египта и все чудеса пустыни».

Удивляет то, что народ Израиля до сих пор жив. Моавитяне, амонитяне, кнаанейцы – все они уже не только не существуют в реальности, но даже память о них почти стерлась. Время не пощадило древних римлян и греков. Языки их – не те языки, на которых говорили их знаменитые предки, не та культура и вероисповедание, нет больше того влияния в мире, что было в прошлом. Только народ Израиля продолжает свой путь, не изменив ни своего языка, ни своей культуры и, самое главное, не изменив вере своих отцов. И это – великое чудо, совершаемое Пастухом с овцой среди семидесяти волков.

«Буду Я как роса Израилю, расцветет он как роза и пустит корни свои, как кедр ливанский. Раскинутся ветви его, и станет подобна оливковому дереву краса его, а аромат его – как с Леванона» (Ошея, 14:6).

В этом стихе народ Израиля уподобляется розе. Роза очень красива, и у нее прекрасный запах. Однако ее слабое место – отсутствие мощных корней. На это отвечает пророк, что Израиль будет прекрасен как роза, но при этом корни его будут, как у ливанского кедра.

Мальбим приводит другое красивое объяснение. Он говорит, что существует цветокшошанат Йерихо или веред Йерихо (иерихонская роза). Это цветок, у которого нет корней. Но если нет корней, то, как она может существовать, как питается влагой? Ветер поднимает ее и несет через пустыни в дальние страны, и там она напитывается влагой росы, и тогда расцветает во всей красе. Так и народ Израиля, уйдя в изгнание за свои грехи, блуждает по всему свету, несомый ветром. Две тысячи лет корни оторваны от родной земли, но все это время Всевышний, как роса, утоляет нашу жажду и наполняет нас живительной влагой, и народ Израиля продолжает цвести и благоухать как роза.

Приводится в мидраше на стих «… подобна вдове» (Эйха, 1:1): не вдова, а только подобна вдове. Говорит раби Акива: «Овдовевшая – потерявшая десять колен Израилевых, но не потерявшая колена Йеуды и Биньямина». Мудрецы говорят: «Овдовевшая – потерявшая десять колен, но не утратившая Всевышнего».

Большой трагедией для нашего народа является потеря десяти колен, большей части народа Израиля. Важно осознавать и чувствовать величину этой потери до такой степени, как чувствует свою потерю вдова. Но, несмотря на все эти потери и несчастья, с нами всегда Всевышний, который защищает нас, радует нас и который пошлет нам избавителя – машиаха.

Рав Хаим Зайчик, из книги «Коль Цофаих» 


http://www.beerot.ru/?p=6660