А Эсава возненавидел Я — Афтара главы Толдот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3057

В книге пророка Малахи (афтара недельной главы Толдот) находим следующие строки: «Пророческое слово Г-спода к Израилю через Малахи. Я возлюбил вас, сказал Г-сподь. А вы говорите: “В чем [явил] Ты любовь к нам?” Разве не брат Эсав Яакову, слово Г-оспода! Но возлюбил Я Яакова. А Эсава возненавидел Я…» (Малахи, 1:1-3).

Пророк Малахи был одним из трех последних пророков, которые поднялись из Вавилона в Землю Израиля. Когда они умерли, ушло пророчество из среды народа Израиля. Малахи был последним пророком, и последними его словами были слова: «Помните Тору Моше, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хореве для всего Израиля, уставы и законы». И поясняют мудрецы, что сказал Малахи народу: «Отныне не будет у вас пророков, которые увещевают вас, потому что пророчество прекращается. Но помните Тору Моше, раба Всевышнего».

Ишмаэль и Эсав не имеют права на Святую Землю

Известно, что между потомками Авраама есть коренное различие. Так, например, Ишамаэль и все потомство Агари (она же Ктура) совершенно не считаются продолжением рода Авраама. Конечно, они произошли от Авраама, но не удостоились стать частью еврейского народа, то есть наследниками его пути. Так, вначале Сара требует изгнания Ишмаэля, говоря: «И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком» (Берешит, 21:10). А Всевышний поддерживает требование Сары, говоря Аврааму: «Все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется род тебе». Следом за Ишмаэлем и другие сыновья Авраама от Агари лишаются права наследования: «А сынам наложниц, что у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток, в землю Кедем» (Берешит, 25:6). Поэтому говорят наши мудрецы, что Ишмаэль не считается Ицхаку братом. Он не имеет права ни на Землю Израиля, ни на какое другое наследие Авраама, потому что все было отдано Ицхаку.

Но что с Эсавом? Ведь Эсав являлся законным наследником Ицхака, так же, как и Яаков!

Пишет Рамбам в «Илхот Недарим» (9:21), что если еврей берет на себя обет, запрещающий ему получать любую выгоду от потомков Авраама, то ему не запрещено иметь дело с потомками Ишмаэля и Эсава. А запрет имеет силу только по отношению к евреям. Значит, Эсав, как и Ишмаэль, не считается семенем Авраама. И поясняют комментаторы, что из стиха: «И сказал Б-г Аврааму: не огорчайся… ибо в Ицхаке наречется род тебе» (Берешит, 21:12) исключается Ишмаэль, но остается Эсав. А из благословения Ицхака, данного Яакову: «И да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую Б-г дал Аврааму!» (Берешит, 28:4), мы знаем, что и Эсав был лишен права на наследие Авраама. То есть Эсав и Яаков являются братьями, но Эсав был лишен отцом права наследия.

Добровольный отказ от права наследовать Святую Землю

«А Эсава возненавидел Я…» (Малахи, 1:3).

Пишет Раши, что Всевышний убрал Эсава подальше от Яакова, чтобы жил он в земле Сеир, хотя обычно, когда у человека есть два сына, то для первенца он выбирает лучшую долю. Из этого следует, что изначально у Эсава было право на наследование Земли Израиля, такое же, как и у Яакова, но это право он утратил. Раши говорит, что Эсав был отодвинут от Яакова, однако в главе Ваишлах (Берешит, 36:6) Раши поясняет, что отказ от обладания Святой Землей был сделан сознательно, потому что наследование Земли Израиля зависело от выполнения условия. Какого условия? Сказано: «И сказал Он Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Берешит, 15:13). Эсав увидел, что за обладание Святой Землей придется заплатить высокую цену – пребывание его потомков в страшном Египетском изгнании в течение четырехсот лет. Не желая платить такую цену, он добровольно отказался от этой «привилегии» в пользу Яакова и его потомков.

Эсав не только потерял право на наследие Авраама из-за благословений, которые были отданы Ицхаком Яакову, но и добровольно отказался от этого наследия. Поэтому и говорит нам последний пророк народа Израиля, пророк Малахи: «Разве не брат Эсав Яакову, слово Г-спода! Но возлюбил Я Яакова. А Эсава возненавидел Я, и сделал горы его пустошью, и удел его – [жилищем] шакалов пустыни».


http://www.beerot.ru/?p=21680