Причины изгнания — Афтара главы Беар

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3211
Вавилонского изгнания

В афтаре читается отрывок из книги пророка Ирмияу (32:6-27).

«И сказал Ирмияу: сказано мне было слово Г-сподне: Вот Ханамель, сын Шалума, дяди твоего, идет сказать тебе: купи себе поле мое, что в Анатоте, ибо по праву родства тебе купить (его)» (Ирмияу, 32:6-7).

В афтаре рассказывается о том, как Всевышний приказывает пророку Ирмияу купить поле у Ханамеля. Подробно поясняются детали купли-продажи, цена поля, подписание сделки. Из этих стихов мудрецы в трактатах Кидушин, Гитин и Бава Батра учат многие законы, связанные с покупкой земли. Здесь говорится, что поле покупается с помощью документа, оформляет его продавец поля, излагается, как должен выглядеть документ, и после каких действий поле переходит во владение покупателя. И все эти события по хронологии происходят незадолго до того, как народ Израиля, за свои грехи и грехи их отцов, уйдет в Вавилонское изгнание.

Вавилонское изгнание: Причины изгнания народа Израиля на семьдесят лет?

Тора говорит нам о наказании за несоблюдение Шмиты в главе Бехукотай (Ваикра, 26:31-34): «И сделаю города ваши пустыней, и опустошу святилища ваши, и обонять не стану благоухания (жертв) ваших. И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами. Тогда наверстает земля субботы свои во все дни запустения своего, когда вы будете в земле врагов ваших; тогда будет покоиться земля и возвратит себе субботы свои. Во все дни опустошения своего покоиться будет, так как не покоилась в субботы ваши, когда вы обитали на ней (т.е. в годы шмиты и йовеля)».

Поясняет Раши: семьдесят лет Вавилонского изгнания соответствуют семидесяти субботним и юбилейным годам в четыреста тридцать лет, когда сыны Израиля гневили Всевышнего на своей земле. Триста девяносто лет грешили – от вступления на землю и до изгнания десяти колен. А сыны Йеуды гневили Его (еще) сорок лет от изгнания десяти колен до разрушения Иерусалима. Об этом говорится в книге Йехезкеля (4:4-6): «А ты ложись на твой левый бок, и положи на него вину Израиля… И Я определю тебе число дней по годам их вины: триста девяносто дней по годам их вины: триста девяносто дней… И заверши эти, и ложись вновь на твой правый бок, и понесешь вину дома Йеуды сорок дней, день за год». Это пророчество было дано Йехезкелю в пятом году после изгнания царя Йеояхина. И еще шесть лет пробыли (на земле Израиля) до изгнания Цидкияу (последнего царя). Всего сорок шесть лет. … Сочти субботние и юбилейные годы за четыреста тридцать шесть лет [и найдешь, что их] шестнадцать в столетии: четырнадцать субботних лет и два юбилейных года. Следовательно, на четыреста лет приходятся шестьдесят четыре шмиты, а на тридцать шесть – пять. Всего семьдесят без одного. Еще один (тридцать шестой) год субботнего цикла дополняет до семидесяти лет. За них (за нарушение законов шмиты) они были обречены на семьдесят полных лет изгнания. И относительно этого сказано в Диврей а-Ямим (2, 36:21): «Во исполнение слова Г-сподня, (сказанного) устами Ирмияу: пока земля не искупила суббот своих (будет запустение). Все дни запустения отдыхала (земля), пока не исполнилось семидесяти лет».

850 лет

Раши помог нам разобраться в вычислении семидесяти лет Вавилонского изгнания, проистекающих из четырехсот тридцати лет, в которые евреи не соблюдали шмиту.

В трактате Санедрин (35) приводится еще одно понимание времени изгнания. Обратимся еще к одному стиху из главы Ваэтханан: «Когда же родятся у тебя сыны и сыны у сынов, и, долго прожив (וְנוֹשַׁנְתֶּם) на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете зло пред очами Г-спода, Б-га твоего, досаждая Ему» (Дварим, 4:25). Гиматрия – числовое значение слова וְנוֹשַׁנְתֶּם (ве-ношантем) – равна восемьсот пятьдесят два. Толкуют наши мудрецы: если евреи не будут соблюдать заповеди, то Всевышний будет терпеть их восемьсот пятьдесят два года, после чего они будут окончательно изгнаны со Святой земли. Но, добавляет Раши, Всевышний опередил эту дату на два года и изгнал евреев на восемьсот пятидесятом году от вхождения в землю Израиля, чтобы не произошло обещанное в следующем стихе в главе Ваэтханан: «То призываю в свидетели вам сегодня небо и землю, что совершенно сгинете вы скоро с земли…».

«Ибо так сказал Г-сподь: будут покупать поля за деньги и писать купчие, и запечатывать, и выставлять свидетелей – в земле Беньяминовой и в окрестностях Йерушалаима, и в городах Иудеи, и в городах нагорных, и в городах низменных, и в городах южных, ибо возвращу Я их из плена, – сказал Г-сподь» (Ирмияу 32:42-44).

Покупка того поля пророком была знаком для того поколения и на будущее, что изгнание – лишь временно.


http://www.beerot.ru/?p=14310