Упование на Всевышнего — Афтара главы Бехукотай

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3356

В афтаре недельной главы Бехукотай читается отрывок из книги пророка Ирмияу (16:19-17:14).

«Благословен муж, который полагается на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой» (Ирмияу, 17:7).

Комментаторы обращают наше внимание на то, что в этом стихе дважды упоминается об уповании на Всевышнего. Рав Моше Альшех поясняет это так: уже сказано в начале стиха, что уповающий на Всевышнего получает награду, и она выражается в получении благословений с Небес – «Благословен муж, который полагается на Г-спода». Однако это еще не все. Уповающий на Всевышнего, кроме обычных благословений, получает еще одно, очень важное. Изменяется его статус и отношение к нему Небес. Если раньше благословения и избавления он получал по разным каналам, через посредников (например, ангелов), то теперь, в заслугу упования на Всевышнего, Он Сам посылает этому еврею избавления и благословения.

Это также можно сравнить с тем, как мудрецы поясняют стих: «Г-сподь – страж твой, Г-сподь – сень (צִלְּךָ) для тебя по правую руку твою» (Теилим, 121:5). Слово цилха можно также перевести как «тень». На что это намекает? Выставляя один палец, человек может увидеть только одну тень, выставляя два пальца – две тени, а если пять – то тень будет от всех пяти. Так и в уповании: чем больше еврей полагается на Всевышнего, тем больше Всевышний хранит его.

Притча Сабы из Новардока

Однажды один еврей обратился к раву Йосефу Юзлу Горовицу (Сабе из Новардока): «Почему рав утверждает, что еврей может посвящать все свое время изучению Торы с упованием на Всевышнего, а Творец будет посылать ему пропитание? Вот я вижу, что в реальности мои доходы напрямую зависят от количества времени, которое я посвящаю работе. Работаю больше – получаю больше, работаю меньше – получаю меньше. Соответственно, я чувствую, что если я закрою свое дело и посвящу жизнь изучению Торы, то останусь без средств к существованию».

Саба из Новардока пояснил ему это на примере одной истории. Одна молодая пара сразу после свадьбы задалась вопросом, какую профессию приобрести мужу, чтобы он мог кормить семью: стать ему часовщиком или сапожником? Муж хотел стать часовщиком, а жена настаивала на сапожном деле. Сказано в трактате Бава Меция (59а): в вопросах, связанных со святостью, идут за мужем, но в вопросах житейских (или, согласно другому мнению, – в вопросах, связанных с управлением дома) – прислушиваются к голосу жены. Было решено, что лучше стать сапожником.

Однажды, спустя пятьдесят лет, когда супруги уже достигли преклонного возраста, во время ужина говорит жена своему мужу: «Ах, реб Гецль, реб Гецль, как же тебе повезло, что у тебя такая умная жена, и что ты послушался ее голоса и стал сапожником, а не часовщиком. Посмотри! На протяжении пятидесяти лет каждый день к тебе заходят десятки людей с просьбой починить обувь, и ни одного человека с поломанными часами! Если бы мы решили тогда, что ты будешь часовщиком, то сегодня мы бы жили впроголодь». Отвечает ей муж: «Да ты ничего не понимаешь. Я ремонтирую обувь, и поэтому ко мне приходят с обувью на починку. А если бы я ремонтировал часы, то ко мне приходили бы с поломанными часами». Саба из Новардока объяснил тому еврею: «Если кто-то решает, что будет зарабатывать на жизнь ремонтом обуви – канал его пропитания Свыше будет проходить через обувь. Если кто-то решает, что будет зарабатывать на жизнь ремонтом часов – канал его пропитания Свыше будет проходить через ремонт часов. А у того, кто решает, что посвятит свою жизнь изучению Торы, и уповает в этом на Всевышнего – канал его пропитания будет связан напрямую со Всевышним».

«Врата упования» рава из Бриска

Рассказывают о гаоне из Бриска, раве Ицхаке Зэеве Соловейчике, что в приданое он получил от тестя несколько домов в Варшаве. Их он мог сдавать в аренду и жить в достатке, и абсолютно спокойно изучать всю жизнь Тору. Через какое-то время в результате неправильного управления все это имущество было утеряно. Брискер Ров не хотел судиться в нееврейских судах с управляющим, и просто остался без ничего. Он рассказывал о себе, что вначале воспринял все это очень тяжело. Что же он сделал? Стал ежедневно учить «Врата упования» книги «Ховот а-Левавот». Свидетельствует о себе Брискер Ров, что спустя два года воспоминание о потере имущества оказывало на него влияние не большее, чем если бы от его одежды оторвалась пуговица. Он говорил так: «Раньше я думал, что богачом считается тот, у кого есть дома в Варшаве, сегодня я знаю, что богач – это тот, кто идет по жизни с “Вратами упования” из книги “Ховот а-Левавот”».

И что же говорит автор «Ховот а-левавот», приводя стих из нашей афтары? «Обратимся теперь к тем преимуществам, которые даёт упование на Всевышнего в делах этого мира. Прежде всего – это сердечный покой вопреки тревогам этого мира, безмятежность вместо душевных мук из-за неудовлетворённых телесных вожделений. Человек пребывает в спокойствии, ощущает себя в безопасности и благоденствии [уже] в этом мире, как сказано (Ирмияу, 17:7): “Благословен муж, который полагается на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой”, и также сказано (Ирмияу, 17:8): “И будет он как дерево, посаженное над водами; пускает свои корни над потоком”».


http://www.beerot.ru/?p=25789