Кдошим — Заповедь заселения Земли Израиля

земля израиля

Недельная глава Кдошим

Подобает всякому еврею любить Землю Израиля и стремиться к ней с великим желанием, как сын стремится к лону матери своей. Ибо и начало грехов наших, которое осталось плачем во всех поколениях, было отвержением ее, как сказано (Теилим, 106): «И отвергли страну желанную…»

И об освобождении нашем, да наступит оно в скорости, сказано «Ибо возжелали рабы Твои камни ее и праху ее благоволят». И сказано (Теилим, 102): «Ты поднимешься и смилостивишься над Сионом…» Потому и мудрецы наши целовали камни и прах Земли Израиля, достигая ее. И сколь хорошо петь песнь великой любви к ней, сложенную раби Йеудой Алеви: «Земля Святая, дорогая и желанная…» Так поем мы на могиле раби Йеуды бар Элая во всякий канун новомесячья в великой радости, и умоляем Б-га не изгонять нас отсюда.

Так же и всем евреям в ближних и дальних странах подобает желать Землю Израиля и тосковать по ней, ибо как избрал Всевышний их, так избрал он и Святую Землю, предназначив ее для них. И лишь вместе с ней называемся мы народом «единственным», , как сказал раби Шимон бар Йохай о стихе (Диврей Ямим, 17): «Кто как народ Твой Израиль – единственный народ на земле!»

Говорит Мидраш, что Всевышний, благословен Он, велел Аврааму – праотцу нашему – в первый раз, чтобы он взошел в Землю Израиля, увидел ее и вернулся. И затем в течение пяти лет не позволял ему посетить ее снова. И все эти пять лет тосковал Авраам по Земле Израиля и сказал: «Кто бы дал мне оперение, как голубю, – полетел бы я и поселился [в ней]! Вот улечу вдаль, заночую в пустыне…» – лучше ночевать в пустынях Земли Израиля, чем во дворцах за ее пределами. И когда Всевышний позволил ему, «и пошел Авраам, как говорил ему Г-сподь» (Берейшит, 12:4). Прежде чем он посетил Землю, не желал поселиться в ней, но, оказавшись там в первый раз и увидев в пророческом видении великолепие святости Земли, возжелал ее весьма. Так и мы, потомки Авраама, жаждем взойти в Землю, и даже если жизнь в ней тяжела, мы с радостью готовы принять испытания.

По этой же причине история об Амалеке предшествует в Торе приходу в Землю Израиля (в главе Ки-Таво). Как сказали мудрецы наши, благословенной памяти, три дара дал Всевышний, благословен Он, Израилю и все три – лишь в заслугу страданий. Вот они: Тора, Земля Израиля и будущий мир. И подобно тому, как в первый раз Амалек встретил нас на пути в Землю Израиля, так и при собрании изгнанников, как видят глаза наши, Амалек стоит на пути желающих взойти в нее – да увидит Г-сподь и рассудит!

Стих «И будет, когда придете вы в Землю…» начинает Тора словом – веhайа (и будет), образующим одно из двенадцати сочетаний букв святого Имени Творца, намекая на то, что живущий в Земле Израиля близок к Б-гу. Тот же еврей, что живет за ее пределами – как будто нет Б-га у него, говорят наши мудрецы. Также сказано мудрецами, что везде слова «и будет» указывают на радость.

Написал Рамбан о заповеди заселения Земли Израиля (среди 613 заповедей), что во всякий час, когда человек пребывает в Земле, он исполняет эту заповедь. И, как известно, основная награда – за радость при исполнении заповеди. Так что живущему в Земле Израиля следует постоянно радоваться исполняемой заповеди, а еще – быть в боязни и трепете, как сказал раби Шимон бар Йохай, что всякая заповедь без страха и любви – не заповедь. Также сказано мудрецами (Авот де раби Натан): «Испытывай радость и трепет, выполняя заповеди».

Итак, слова «и будет, когда придете вы в Землю…» – намек на радость, а упоминание об Амалеке – намек на страх, вызываемый занесенной в воздухе плетью. Страдания же, связанные с жизнью в Земле – как от соседних народов, так и от болезней, приходят ради искупления, как сказано (Ишая, 33:24): «И не скажет обитающий [в Иерусалиме]: “Болен Я” [из-за множества грехов] – народ, живущий в нем, – прощен его грех».

Намек на это содержится и в самом стихе «И будет, когда придете вы в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел…» Последние буквы слов «הלחנ ךל ןתונ» (дает тебе в удел) образуют слово «הכנ» – вычитать. Страдания в Земле Израиля уменьшают число грехов живущих в ней, «вычитывают» из них – народ, живущий в Земле, – прощен грех его.

И сказано (Дварим, 32:43) «…и искупит землю свою Его народ». И это все – лишь в отношении нетяжелых грехов, в которых человек раскаивается. Страдания очищают от них вовсе – так, что, умирая, человек сразу же попадает в Ган Эден.

О тех, кто, входя в Землю Израиля, не замечает, что находится в царских покоях, кто бунтует и грешит против Царя, проводит время в застольях и возлияниях, о таких сказано: «И пришли вы, и осквернили страну Мою, и удел Мой превратили в мерзость». (Ирмия, 2:7). И сказано (Ишая, 1:12): «Если придете видеть Лик Мой – кто просил вас об этом, попирать дворы Мои?»

И пусть не думают, что после смерти останутся они в Земле Израиля, ибо после смерти прогонят их прочь, как собак. Так говорит Мидраш (Пиркей дераби Элиэзер, 34): «Все злодеи в Земле Израиля – души их выбросят за пределы ее, как сказано (Шмуэль I, 25:29): “…а душу врага твоего выбросит пращей”».

И в будущем Всевышний, благословен Он, возьмется за края Земли и отряхнет ее от всякой скверны, выбросив ее за пределы Земли, как сказано (Иов 38:13): «…держать за края земли, стряхнув злодеев с нее».

И написал Рамбан (в комментарии на главу Ахрей Мот), что Тора в особенности предостерегает от прелюбодеяния, говоря: «…и осквернится Земля, и взыщу Я за грех ее».

И хотя запрет разврата касается каждого, где бы он не жил, все же заповеди даны, прежде всего, живущим в Земле Г-спода. И так говорит Сифра (мидраш): «И не изрыгнет Земля вас…» – Земля Израиля не похожа на другие страны. Она не дает места грешникам. Так кутим (самаритяне) не были наказаны за свои грехи в своей стране. Но когда, попав в Землю Израиля, стали поступать, как прежде, Всевышний послал на них львов.

Поэтому каждому следует стремиться, попав в Землю Израиля, приобрести страх перед Небом во много раз более того, что был у него за пределами Земли. Пусть знает он, что находится в Царском дворце.

Из книги «Сефер а-Харедим». Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=37912