Тазриа — О запрете злословия

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3239

Недельная глава Тазриа

В недельной главе Тазриа, среди прочих тем, говорится о язвах цараат. Известно, что основная причина язв цараат – злословие. Поэтому в этой статье я решил рассмотреть некоторые практические аспекты этого запрета.

Интересно, что человек может оберегать свою речь от любого злословия и при этом нарушить суть повеления Торы. Об этом я слышал от рава Авраама Фарбштейна, благословенна его память, который был главой ешивы «Хеврон». Если человек полностью оторван от общины и не связан с окружающими, вполне возможно, что он вообще их не понимает и, следовательно, легко склоняется к тому, чтобы осуждать их. Своим молчанием он еще больше отдаляется от других, а желание Торы в том, чтобы народ Израиля был един, а не разделен. Просто в большинстве случаев это разделение обусловлено дурными речами, а здесь – отдалением от людей. Я обнаружил намек на его слова в конце восьмой главы «Натив а-Лашон» Маараля.

Рав Фарбштейн добавил, что из-за отдаления у человека также возникает склонность к гордыне. Бааль Шем Тов говорил: что делает дурное начало с праведником? Вносит каплю гордыни в его добрые дела.

Как же можно изменить эту привычку? Для этого нужно несколько вещей.

Во-первых, следует обрести любовь к людям и искоренить ненависть. Многие книги говорят об этом (у Хафец Хаима есть статья «Аават Исраэль», из которой можно многое почерпнуть, а в нашем поколении вышла книга «Не ненавидь своего брата в сердце своем», разъясняющая алахические аспекты этого вопроса с добавлением весьма распространенных примеров и фундаментальных объяснений. От рава Исраэля Салантера мы знаем, что посредством того, что человек выясняет глубину закона, он укрепляется в соответствующем аспекте не менее, чем если бы он изучал мусар на эту тему.

Во-вторых, следует отдалиться от зависти (см. ту же статью Хафец Хаима и другие книги).

В-третьих, следует приучить себя судить ближнего в лучшую сторону истинным образом. Для этого необходимо выйти за рамки собственного эгоизма и понять, что есть и совершенно другие типы людей, и поэтому то, что для нас является высшей ценностью, не является таковой для другого человека, и т. д.

В конце трактата Шаббат Раши объясняет, в чем заключается установление мира между человеком и его товарищем. Посредством того, что человек судит другого в лучшую сторону, он устанавливает между собой и им мир (то есть речь идет не об установлении мира между двумя людьми, а о водворении мира между собой и другим человеком, что намного тяжелее).

В-четвертых, человек должен умерить свою гордыню, ведь если он плохо говорит о другом, это указывает на то, что он считает себя цельным и совершенным. Если мы поймем, насколько на самом деле далеки от идеала, то у нас уже не будет времени на то, чтобы думать о недостатках других. И так сказал мне мой учитель, рав Гедалья Айзман, благословенна его память: «Разве мы уже закончили исправлять себя? Откуда у нас есть время думать о недостатках другого»?

Мой учитель обнаружил, что автор «Месилат Йешарим» посвятил гордости две главы. В одиннадцатой главе (качество некиют – чистота) Рамхаль осуждал гордыню, а в двадцать второй говорил о смирении. И он сказал, что в одиннадцатой главе темой является «избежание гордыни», и для этого достаточно главы о чистоте, но в двадцать второй главе речь идет непосредственно о смирении – до этого уровня можно дойти лишь после работы над собой на основе последующих глав «Месилат Йешарим», следующих за главой о чистоте. А затем он добавил, что в нашем поколении можно работать только над уходом от гордыни, а смирения мы вообще не можем достичь.

Но когда я удостоился лицезреть своего святого тестя рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, то мне пришлось узнать, что и истинное смирение в нашем поколении возможно! Поэтому мы должны не отчаиваться и продолжать работать над собой.

В-пятых, рав Исраэль Салантер учил нас, что в каждом грехе есть легкая и тяжелая части. Поэтому сначала следует научиться остерегаться того, от чего легко воздержаться.

Можно сказать, что следует также особенно остерегаться более строгих вещей. А поскольку Рамбам и Рабейну Йона пишут, что в основном запрет злоязычия призван не допустить причинения ущерба тому, о ком говорят, следует особенно остерегаться таких речей, которые могут навредить другому человеку, а уже затем усилить работу над собой, чтобы остерегаться любого злословия.

Будем надеяться, что мы удостоимся глубоко впитать вышеприведенные принципы, благодаря чему злословие будет естественным образом отдалено от нас.

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=25018