Единственная заповедь, разрешающая испытать Творца — Афтара недельной главы Цав

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2994

В афтаре читается отрывок из книги пророка Малахи.

«Принесите всю десятину в хранилище, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Г-сподь Воинств: не открою ли вам окна небесные, и не изолью ли на вас благословение без границ» (Малахи, 3:10).

В трактате Таанит (9а) поясняется смысл стиха «Отделяй десятину всего урожая твоего посева, взошедшего на поле, из года в год» (Дварим, 14:22): отделяй десятину для того, чтобы смог обогатиться. То есть в награду за то, что ты будешь отделять десятину, Всевышний пошлет тебе благословение, и сможешь обогатиться. Продолжает Гемара: однажды повстречались раби Йоханан и сын Рейш Лакиша. Между ними завязалось обсуждение того, что мальчик учил в тот день, а именно – стиха, упомянутого выше. Спросил мальчик: «Откуда ты знаешь, что это так работает?» Ответил раби Йоханан: «Ты можешь это проверить». Но мальчик возразил: «Разве можно испытывать Всевышнего, ведь сказано: “Не испытывайте Г-спода, Б-га вашего”?!» Ответил ему раби Йоханан: «Так учил нас раби Ошая. Запрещается испытывать Всевышнего, кроме заповеди отделения десятины, потому что есть стих у пророка Малахи: “Принесите всю десятину в хранилище, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Г-сподь Воинств: не открою ли вам окна небесные, и не изолью ли на вас благословение без границ”» Добавляет Рами бар Хама от имени Рава, что обещанное благословение будет столь обильным, что в какой-то момент губы получающего благословение устанут повторять «довольно!».

Почему только одна эта заповедь?

В книге «Смихат Хахамим» описывается случай, свидетелем которого был автор. Однажды был задан вопрос в присутствии больших мудрецов Торы: какая разница между заповедью отделения десятины, в которой разрешается испытывать Всевышнего, и остальными заповедями, где это делать запрещается?

Отвечая на этот вопрос, он приводит отрывок из трактата Бава Меция (42а), где говорится, что благословение (т. е. неестественное увеличение) не встречается в вещах посчитанных и измеренных, но только в чем-то, что недоступно взгляду. Но в заповеди отделения десятины, наоборот, нужно отделять только от точно отмерянных или посчитанных вещей. Сказано: «И посеял Ицхак на той земле, и собрал он в том году во сто крат, и благословил его Г-сподь» (Берешит, 26:12). Спрашивают комментаторы: как Яаков мог считать свой урожай и приплод, ведь благословение приходит только на вещи, которые не были посчитаны? И отвечают, что Яаков считал только для того, чтобы правильно отделить десятину, потому что сказано, что отделяющий десятину получает благословение с Небес. Но почему в других заповедях нельзя испытать Всевышнего?

В трактате Шаббат (62а) приводятся слова рава Хисды, который рассказывает, что он не экономил воду, когда омывал руки перед трапезой с хлебом, и Всевышний наполнил его ладони благословением. То есть перед нами еще один пример награды за выполнение заповеди. Но к этому не прилагается обещание, что человек обязательно получит награду за скрупулезное выполнение этой заповеди. Почему?

Поясняет Хафец Хаим («Мишна Брура», 158:8), что лучше не делать заповеди и хорошие поступки, обуславливая это получением награды. Лучше всегда делать все во имя Небес, а награда придет – может быть сразу, а может быть потом. А почему награда может задержаться? Потому что есть еще множество факторов (например, грехи), которые могут повлиять на результат.

Во всех заповедях, даже если и сказано о какой-то дополнительной награде (кроме награды в будущем мире), это работает в совокупности со многими составляющими, которые могут влиять на результат, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

В силу такого механизма работы заповедей, человек, пытаясь провести эксперимент-проверку дважды, подвергает испытанию свою веру. Первый раз – до испытания, потому что нет дополнительного стиха, обещающего однозначный успех. Поэтому есть место для сомнения – а сбудутся ли обещания Всевышнего? И если это не сработает из-за установленных правил (как пояснялось выше), то вновь есть место для сомнения: «Да, я не просто так сомневался».

Но в заповеди отделения маасера все обстоит с точностью до наоборот. Есть две возможности для укрепления веры. Вначале нет никаких сомнений, так как есть дополнительное обещание из нашей афтары: «не открою ли вам окна небесные, и не изолью ли на вас благословение без границ». А в конце, когда человек увидит, что обещание реализовано (а он обязательно увидит, потому что такова природа этой заповеди – она не зависит от обстоятельств) – это также послужит для укрепления веры.

И главное, что вытекает из этих пояснений наших мудрецов – этот стих является не просто обещанием, но индикатором природы, заложенной Творцом в этой заповеди.


http://www.beerot.ru/?p=12796