Когда победа считается завершенной? — Афтара главы Бешалах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1714
победа

В сефардских общинах начинают читать афтару со слов: «И воспела Девора и Барак, сын Авиноама, в тот день так…» (Шофтим, 5:1). Это соответствует недельной главе, где рассказывается о «Песни на море» во время выхода из Египта. В то же время в ашкеназских общинах начинают читать с предыдущей главы: «А Девора, пророчица, жена Лапидота, – она судила Израиль в то время» (Шофтим, 4:4). Таким образом, в ашкеназских общинах читают не только Песнь Дворы, но и описание самой войны с Сисрой. Его воины погибли и были смыты в море водами реки Кишон, что напоминает судьбу египтян, рассказанную в недельной главе.

Трактат Гитин (56б) рассказывает, как нечестивый император Титус взял парохет — занавес, прикрывавшую вход в Святая Святых, и завернул в него золотые сосуды Иерусалимского Храма. Он погрузил все награбленное на корабль и отправился к себе на родину, чтобы похвалиться захваченными трофеями. В море его корабль попал в сильнейшую бурю, над ним нависла угроза гибели. Тогда Титус с дерзостью произнес: «Если я не ошибаюсь, Б-г евреев обладает силой лишь на море. Фараона погубили в водах моря. Сисра и его армия также была смыта рекой в море. Наверное, Он и меня хочет погубить в море? Но если Он могуч, то пусть выйдет на сушу и там сразится со мною».

В «Берешит Раба» (10:8) приводится подробный отрывок о наказанных водой, только с небольшими изменениям. В списке тех, кого Всевышний наказал водой, не упоминается Сисра, а вместо него упоминается поколение Эноша и поколение Потопа. А также приводятся следующие слова Титуса-нечестивца: «Сила их Б-га только на воде. Ведь когда я осквернил Святую Святых Храма, Б-г евреев ничего не смог со мной сделать».

Возникает вопрос: почему в мидраше среди казненных водой не упоминается Сисра, а в Талмуде не упоминаются поколения Эноша и Потопа?

По-видимому, мудрецы подчеркивают два разных аспекта. Описанное в мидраше указывает на силу и возможности Творца во всем, что касается наказания нечестивцев, как это было с грешниками поколения Эноша и Потопа. А перечень, приведенный в Талмуде, описывает способы, которыми Всевышний ведет войны против врагов Израиля.

В трактате Псахим (118б) рассказывается, как Всевышний пообещал ангелу-хранителю моря компенсацию за выброшенные на берег тела египтян.  Компенсация эта будет в полтора раза превышать потерю. И договор этот был выполнен во времена войны евреев с Сисрой, когда морю достались девятьсот колесниц вместо шестисот колесниц египтян. Простой смысл этого возмещения — в необходимости обеспечивать морских обитателей кормом. Так следует из слов Талмуда: «Разве правильно поступает господин, который отнимает у раба вознаграждение (Раши: корм для рыб), дарованное ему раньше!?» То есть во времена поражения армии Сисры Всевышний компенсировал морю то, что было отнято у него во времена войны с египтянами. Далее, настоящим и окончательным уничтожением считается лишь такое, после которого не остается ни тел, ни даже костей. Так поясняет Виленский гаон стих: «Потому что отданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и уничтожение» (Мегилат Эстер, 7:4).

Что означает «уничтожение»? Уничтожение останков тел.

Известно, что морские рыбы, в отличие от других животных, глотают добычу вместе с костями, от проглоченного не остается и следа. Тела же египтян, выброшенные на берег, были преданы захоронению. Так поясняет Раши стих: «Ты простер десницу Твою: поглотила их земля…» (Шмот, 15:12): они удостоились быть похороненными, за то, что сказали, что Всевышний — истина. Благодаря этому в мире осталось упоминание о египтянах, что сделало ту, великую победу, незаконченной. И только теперь, когда тела солдат армии Сисры были смыты в море рекой Кишон, что гарантировало их полное уничтожение обитателями моря, победа может считаться завершенной. Так можно пояснить, почему в ашкеназских общинах принято читать в афтаре не только песнь Дворы, но и историю войны с Сисрой.


http://www.beerot.ru/?p=44638