Итро — «Высмотри людей»

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

1945
высмотри людей

Недельная глава Итро

«Ты же высмотри из всего народа людей состоятельных, Б-гобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ними тысячниками, сотниками, пятидесятниками и десятниками. И пусть судят они народ в любое время; и будет: всякое дело важное донесут они тебе, всякое же дело малое судить будут сами; и будет тебе легче, и они понесут с тобою (бремя)» (Шмот 18:21-22).

Комментарий Раши приводит слова мудрецов, согласно которым этот отрывок Торы описывает происшедшее после Йом Кипура, то есть после того как Моше [в третий раз] спустился с горы Синай к народу.

Получается, что этот отрывок Тора приводит не там, где он должен был быть по порядку событий. Это соответствует принципу, согласно которому Тора не всегда приводит факты в хронологическом порядке. Однако каждое изменение хронологии требует объяснения. Поэтому необходимо понять, по какой причине Тора записала отрывок, связанный с назначением судей, раньше, чем отрывок, описывающий дарование Торы.

На этот вопрос можно дать следующий ответ. Мудрецы подчеркивают (Мидраш «Мехилта», Шмот, 19:2), что перед дарованием Торы «и расположился там Израиль против горы». Слово «расположился» написано в единственном числе, так как «весь народ Израиля был как один человек с единым сердцем [т. е., между людьми царило полное согласие]». С другой стороны, во время всех остальных остановок между ними были разногласия.

Из слов мудрецов следует вывод, что «как один человек, с единым сердцем» — это подготовка к получению Торы.

Перед дарованием Торы Всевышний обратился к  народу во множественном числе: «Вы видели, что Я сделал Египтянам; вас же Я носил на орлиных крыльях и принес вас к Себе; и вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете  и т. д.» (Шмот, 19:4-5) С другой стороны, во время самого дарования Торы Всевышний произносит десять заповедей в единственном числе: «Я Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». (Шмот 20:2) И также остальные девять заповедей высказаны в единственном числе. Это подчеркивает, что во время дарования Торы весь еврейский народ был в полном согласии, как один человек. Без этого не могло быть дарования Торы, поэтому слова Торы были высказаны в единственном числе.

Почему же дарование Торы требовало единства? Это можно объяснить, основываясь на том, что сказали мудрецы (Таанит, 26б) о стихе «Выйдете и поглядите, дочери Сиона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы, и в день радости его сердца» (Шир а-Ширим, 3:11). По словам мудрецов, «день его свадьбы» — это дарование Торы. Следовательно, дарование Торы было в определённом смысле подобно свадьбе между Всевышним и народом Израиля.

И это возвышенное событие, «день свадьбы», могло свершиться, только когда весь народ Израиля был объединен, как один человек с единым стремлением.

В «Мидраш Раба» (Берешит, 70, 9) приводится интерпретация стихов «И увидел: вот, колодец в поле… потому, что из того колодца поят стада… и собрались там все стада» (Берешит, 29:2-3). «“И увидел: вот, колодец в поле” — это [намек на] гору Синай; “потому что из того колодца поят стада” — ибо оттуда народ Израиля услышал десять заповедей; “и собрались там все стада” — если бы даже одного еврея там не было, не получили бы Тору».

Это объясняется тем, что приводится в святой книге «Зоар» (ч. 3, лист 73а): Всевышний, Тора и народ Израиля — едины.

Мудрецы также говорят, что в Торе шестьсот тысяч букв (если считать также скрытые буквы), а народ Израиля состоит из шестисот тысяч душ (подразумеваются «корневые» души, но из каждой может произойти несколько душ живых людей). И как свиток Торы, в котором не хватает только одной буквы, некошерен (не обладает святостью свитка Торы), также, если хотя бы одного еврея не хватало у горы Синай, народ не смог бы получить Тору.

Так как Тора и народ Израиля едины, все шестьсот тысяч душ были необходимы для получения Торы. Более того, все они должны были быть в согласии между собой, как один человек. И как свиток Торы, который недействителен, даже если в нем все буквы на своих местах, но между двумя буквами слишком большое расстояние, так же и народ Израиля — если между людьми возникает некое отдаление, уже не может быть «дня свадьбы его».

Еще одно место, в котором «Мидраш Раба» приводит этот принцип — это в толковании стиха «и воззвал Моше ко всему Израилю» («Дварим Раба», 7, 8 на стих Дварим, 29:1). «Сказал Раби Шимон бар Йохай: если бы в народе Израиля не хватало даже одного человека, Б-жественное присутствие не открылось бы им, как сказано “на третий день спустился Всевышний на глазах у всего народа” (Шмот, 19:11)». Там также приводится стих «собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Свои, чтобы научились они трепетать передо Мной во все дни, которые они живут на земле, и чтобы учили также сынов своих» (Дварим, 4:10)

Мудрецы подчеркивают, что Тора называет евреев «сынами Всевышнего», только когда община Израиля объединена. И Всевышний именуется «Отцом» только в отношении всего народа Израиля, но не в отношении отдельных людей.

Вот как святой ребе из Кобрина объяснял стих «Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его из-за того, что нет у него сына? Дай нам удел среди братьев отца нашего» (Бемидбар, 27:4). «Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его» — почему вы исключаете имя Всевышнего, Отца нашего, ведь Он зовётся отцом в отношении общины Израиля. И только в семье, только когда народ Израиля объединён как одна семья, Всевышний зовётся их Отцом. А в отношении отдельных евреев он не называется Отцом.

И то же самое высказано в молитве: «Благослови нас, Отец наш, всех как одного». Это говорит о том, что высшие уровни святости Торы можно достичь в солидарной общине; индивидуум не может удостоиться их самостоятельно.

Похожая идея также звучит в словах наших мудрецов, связанных с Шаббатом.

Написано «Всевышний сказал [Шаббату]: община Израиля будет твоей парой» («Мидраш Раба», Берешит, 11, 8). Собрание евреев — это пара Святого Шаббата. Индивидуум не способен в полной мере воспринять святость Субботы. Только когда евреи собираются вместе, им удаётся обрести эту святость. На это есть намёк в самой Торе «И собрал Моше все общество сынов Израиля, и сказал им: вот слова, которые повелел Г-сподь делать: “Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой – да будет освящение полнейшего покоя Г-споду”» (Шмот, 34:1-2). На первый взгляд, непонятно, зачем нужны слова «делать их»? Ведь главный закон субботы — это невыполнение разных действий! В действительности же эти слова относятся к тому, что написано в начале отрывка — «и собрал Моше». Это то, что Всевышний повелел делать в Субботу — чтобы люди собирались вместе, образуя общины. Именно таким образом они смогут обрести святость Субботы; а одиночки эту святость в полной мере обрести не могут.

И теперь понятно, почему отрывок «высмотри людей» помещен перед повествованием о даровании Торы.

Ведь тема всего этого отрывка — это создание общины Израиля, в которой все евреи объединены вместе. И это то, что Всевышний сказал Моше: «Истощишься окончательно и ты, и народ сей, который с тобою; ибо слишком тяжело для тебя это дело: не сможешь один совершать его» (Шмот, 18:18). То есть, если ты будешь делать свое дело сам, в одиночестве, ты истощишься. Поэтому ты должен назначить тысячников, сотников, пятидесятников и десятников.

Это можно сравнить с деревом.

У каждого дерева есть корень, от которого оно питается. Из корня выходит ствол и самые большие ветки. Из каждой большой ветки растут веточки поменьше, а из них – бесчисленное количество совсем маленьких веток. И то же самое должно быть в народе Израиля, чтобы были у них главы тысяч, главы сотен, главы полусотен и главы десяток. И все они объединены вокруг Моше.

Здесь написано «И облегчат тебе, и они понесут с тобою (бремя)» (стих 22). На первый взгляд, было бы достаточно написать «они облегчат тебе». Причина, по которой написано «И они понесут с тобою бремя» —то, что они будут нести бремя вместе с тобой, а не сами по себе. Когда они будут с тобой, все будут связаны с источником духовной жизни, так же как все ветви дерева связаны с корнем и получают от него пропитание.

И также в народе Израиля: корень духа всего народа — это Моше.

Вокруг него находятся тысячники, сотники, пятидесятники и десятники. А весь народ объединяется вокруг этого духовного центра.

Также можно объяснить написанное: «И Г-сподь сказал Моше: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израиля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и смотрители его, и возьми их к шатру собрания, и пусть предстанут они там с тобой. А Я сойду и буду говорить там с тобой, и расширю дух, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа этого, и не будешь ты нести один» (Бемидбар, 11:16-17). Здесь тоже сказано, что они будут нести бремя с тобой, чтобы не были они отдельным источником. Они должны нести бремя вместе с тобой; они объединят весь народ Израиля вокруг их учителя Моше.

Поэтому Святая Тора записала этот отрывок перед дарованием Торы — с целью показать, что подготовка к дарованию Торы — это единение всего еврейского народа «как один человек, с единым сердцем». И именно это единство привело к великим раскрытиям, которых еврейский народ удостоился при даровании Торы.

 


http://www.beerot.ru/?p=49900