Хукат — Смысл изучения Торы — постоянный поиск истины

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3996

Недельная глава Хукат

«Вот закон: если человек умрет в шатре…» (Бемидбар, 19:14).

В прошлом выпуске мы писали о том, что наши мудрецы из этого отрывка выводят важный принцип: только тот, кто «умерщвляет» себя ради Торы, способен полноценно постичь ее мудрость. Мы также объяснили понятие «умерщвляет себя», опираясь на слова Рамбама. Однако в этом принципе есть еще один дополнительный аспект.

До того, как мы объясним этот аспект, нужно сказать, что в нескольких местах Талмуда мы находим правильный порядок изучения Торы: сначала следует заучить отрывок, а лишь потом приступить к его глубокому анализу и осмыслению.

Объяснение такого порядка изучения Торы мы находим в комментариях Виленского Гаона на книгу пророка Йешаяу (7:22), где он пишет, что слова Торы «бедны» в одном месте (отсутствуют подробности и объяснения) и «богаты» – в другом. Если бы человек учился больше, то смог бы понять неясное ему место, изучаемое в данный момент, исходя из написанного в другом месте, которое он уже проучил и понял.

Из сказанного в Талмуде (трактат Брахот), мы видим, что существует еще одна причина, по которой следует использовать вышеописанный порядок изучения Торы. Талмуд говорит о том, что намек на эту последовательность изучения находится в главе в недельной главе Ки Таво (27:9): «Внимай и слушай, Израиль!» Объясняет Талмуд, что слово «Внимай» (на иврите הַסְכֵּת) как будто состоит из двух слов: הס, что означает «молчи и внемли словам Торы, которые ты изучаешь», и כתת, то есть постигай их глубину. Из слова הס («молчи») Талмуд делает вывод, что любой отрывок из Торы следует сначала заучить. То есть, когда человек впервые слышит слова Торы, он должен слушать их внимательно, не нарушая их истинный смысл своими комментариями и предположениями (есть такие люди, которые, изучая Тору, не пытаются увидеть в ней слово Творца, а стараются найти доказательство собственных взглядов, тем самым искажая и извращая смысл). К изучению святых слов Торы следует подходить осторожно: человек должен сначала молчать и внимать, чтобы услышать и понять волю Всевышнего.

Возможно, именно эта идея заложена в изречении наших мудрецов, которые сказали, что только тот постигает Тору, кто умерщвляет себя ради нее. Иными словами, правильное понимание святых слов Торы может быть исключительно у того, кто не высказывает по отношению к ним своих суждений, а подходит к ее изучению так, как если бы он был мертв и его не существовало.

Сказанное выше поможет нам понять слова Талмуда (Псахим, 22б). Там приводится, что Шимон а-Амсони специально изучал все места в Торе, где встречалось слово את в значении добавления, увеличения. Когда он дошел до слов «Г-спода, Б-га твоего, бойся» (אֶת ה’ אֱלֹקֶיךָ תִּירָא), сказал: «Какое может быть добавление, когда речь идет о Всевышнем?» Тогда Шимон а-Амсони понял, что слово את не означает добавление, и прекратил заниматься такой трактовкой этого слова в Торе. Спросили у него его ученики: «Рабби, как же быть со словами את, которые были найдены и разъяснены тобой?» На что последовал ответ: «Подобно награде, полученной мной за нахождение и разъяснения слов את, я получу награду и за то, что прекратил этим заниматься».

Ученикам было трудно осознать, каким образом их наставник нашел в себе силы признать свою ошибку, ведь тем самым он перечеркнул дело всей своей жизни (такой вывод можно сделать из того, что имя Шимона а-Амсони встречается в Талмуде исключительно при рассмотрении этого вопроса). Видя волнение учеников, учитель ответил им, что ничего не потерял, поскольку смысл изучения Торы – поиск истины. И он продолжает искать истину даже тем, что прекратил трактовать это слово, поняв свою ошибку, и, несомненно, получит награду и за это.


http://www.beerot.ru/?p=12390