Леках Тов — Трума — Что важнее в благотворительности?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2889
матот-масей

Недельная глава Трума

«Возьмите приношение Мое…» (Шмот, 25:2).

«Сказал Рав: “О трех приношениях говорится здесь. Одно – половина шекеля серебра с каждого – на подставки к брусьям. Другое – половина шекеля с каждого – на приобретение общественных жертв. И третье – приношение на строительство Святилища – столько, сколько пожертвовал каждый”» (Раши).

Рав Залман Сороцкин (выдающийся наставник, прилагавший огромные усилия для помощи изучающим Тору) рассказывал, что однажды, когда положение в ешивах стало особенно тяжелым, он вместе с великими людьми того времени отправился в Варшаву искать помощи. На собрании, которое они устроили, рав Залман рассказал об ужасном положении учащихся ешив, и один из приглашенных журналистов обратился с вопросом. «Рав Меир Шапиро из Люблина», – сказал он, – «весьма преуспевает в строительстве великолепного здания ешивы и собирает на это огромные пожертвования. Не лучше ли потратить эти деньги на то, чтобы накормить и напоить голодных ребят?» Поскольку журналист явно намеревался навредить делу сбора средств, рав Залман ответил ему, опираясь на слова наших мудрецов. Почему Всевышний велел принять пожертвования на строительство Святилища от каждого «по благоволению его сердца», в то время как на общественные жертвоприношения каждый, даже бедный, был обязан принести половину шекеля?

Всевышний знает души благодетелей. Они с радостью жертвуют на здания, но не так скоро – на то, что эти здания наполняет. Если спросить кого-нибудь, что важнее для Всевышнего: строение, где приносят жертвы, или сами эти жертвы, – несомненно, последует ответ, что цель всегда важнее средств. Это видно даже из того, что жертвоприношения, в отличие от строительства Святилища, совершают и в Субботу. И тем не менее, на строительство и изготовление храмовой утвари приносили золото и серебро в таком изобилии, что пришлось провозгласить: «Всякий мужчина и женщина пусть не трудится более для приношения!» – и лишь тогда народ перестал приносить. Известно Знающему душу своих созданий, что не будет нехватки в пожертвованиях на строительство Святилища, и нет необходимости обязывать. На повседневную же работу Храма – общественные жертвоприношения – Всевышний обязал к приношению каждого.

Так же обстоит дело и с ешивами. Здание – лишь место учебы, средство. Однако именно на здание, двери, отделку комнат, окна и кирпичи нет недостатка в пожертвованиях. Денег не хватает как раз на то, чтобы кормить и поить изучающих Тору. Есть благодетели, желающие увековечить свое имя в здании, комнате или хотя бы кирпиче. Приобретение же каждодневной пищи – не для них.

И действительно, закончив строительство здания, рав Меир Шапиро (основатель ешивы «Хохмей Люблин» и создатель программы ежедневного изучения Талмуда «Даф а-йоми») столкнулся, подобно другим главам ешив, с трудностями в покрытии текущих расходов.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=10131