Каббала – это наиболее сокровенная часть Устной Торы, переданная нам Всевышним, вместе с Торой Письменной (Пятикнижием Моше), на горе Синай. Устная Тора делится на четыре уровня, известные под аббревиатурой ПаРДеС: пшат – прямое значение, ремез – более глубокое понимание, которое выводится из гиматрий, акронимов и т. п., драш – еще более глубокое толкование, и сод – каббалистическая интерпретация.
В отличие от различных философских гипотез, Каббала берет свое начало непосредственно из Б-жественного откровения.
Поэтому Каббала именуется также «истинной мудростью». В противоположность открытой части Торы, предназначенной для любого еврея, тайная мудрость всегда передавалась только избранным, немногим мудрецам в каждом поколении, достигшим совершенства во всех сферах – в поведении, качествах характера, соблюдении заповедей и в знании и постижении остальных частей Торы.
Существует обязанность скрывать мудрость Каббалы от тех, кто ее недостоин. Именно поэтому, в то время, как открытая часть Торы передавалась и изучалась публично, Каббала передавалась всегда в максимально краткой и скрытой форме от учителя к ученику, только тем, кто был достоин получить ее. Так продолжалось до поколения танаим – мудрецов Мишны.
Затем тана раби Шимон бар Йохай, получивший знания каббалы от раби Акивы, удостоился раскрыть тайны Торы в ясной и совершенной форме, и передать своим ученикам. Это знание было зафиксировано в святой книге «Зоар». В такой форме Каббала передавалась от одного поколения мудрецов другому до поколения амораим – мудрецов, чьи слова составляют Гемару. В это время преследования и изгнания привели к тому, что Каббала снова стала достоянием немногих наиболее выдающихся мудрецов. Они передавали лишь основные понятия учения от одного к другому – тайно, языком намеков. После эпохи гаонов «Зоар» исчез, и оставался потерянным до времени поздних ришоним (крупнейших мудрецов, живших в период XI-XV веков). Пследним настоящим каббалистом был Рамбан — рав Моше бен Нахман.
После него понимание Каббалы было почти полностью утрачено, за исключением самых общих понятий.
В 13-м веке был заново открыт «Зоар», но он уже не был доступен для понимания во всей его глубине. В 16-м веке появился новый свет — святой мудрец рав Ицхак Лурия Ашкенази, Аризаль, удостоился явления пророка Элияу, который обучал его и раскрывал ему тайны намеков и понятий Каббалы. Пнимание книги «Зоар» у Аризаля настолько глубоко, что его можно считать новым звеном в передаче каббалы. После него началась новая эпоха. Рав Хаим Виталь, ближайший ученик Аризаля, записал его объяснения тайного учения в книге «Эц Хаим». Понимание и изучение Каббалы вышло на совершенно новый уровень.
Учение Аризаля оказало основополагающее влияние на все сферы еврейской мысли, все книги мусара, хасидизма, все учение Виленского Гаона, все толкование ТаНаХа мудрецами последних поколений — базируется на каббале Аризаля.
250 лет назад мудрецы Торы увидели, что не каждый может углубленно изучать учение Аризаля. Однако, известно, что в заслугу тех, кто занимается тайнами Торы, мы выйдем из Изгнания. Что же делать? Такие выдающиеся раввины, как раби Шнеур-Залман из Ляд и раби Хаим из Воложина написали книги, построенные на кратком изложении трудов Аризаля. Но написаны они так, что заключенные в них важнейшие принципы становятся доступными и тем, кто не может изучать сами источники. Поэтому и обычные люди, посвятившие себя Торе, могут учить такие книги, как «Тания», «Нефеш а-Хаим» или «Томер Двора» раби Моше Кордоверо. Благодаря этим книгам можно в какой-то степени почувствовать сладость общих фундаментальных принципов, обрести общие теоретические знания, впитать в себя огонь святости, обрести воодушевление в духовной работе, немного больше разбираться в смысле заповедей, направленности молитвы, понятиях греха, раскаяния и исправления, – все это можно, и необходимо каждому еврею Торы.
Каббала изучает единство Творца, Б-жественное провидение и пути Его управления этим миром: каким образом Творец влияет на мир через качества Б-жественного милосердия (хесед), строгого суда (дин) и милости (рахамим). Каббала изучает также пути приближения к Творцу и «прикрепления» к Нему.
Каббала подразделяется на две части: Маасе Берешит и Маасе Меркава.
Маасе Берешит описывает все высшие и низшие миры, их создание, управление, и способы их исправления и доведения до совершенства. Кроме того, эта часть Каббалы раскрывает тайну единства Творца, а также объясняет тайное значение Торы и ее законов.
Маасе Меркава обучает человека различным методам, с помощью которых можно поднять и освятить себя до уровня получения пророчества. Эти методы включают:молитвы и исполнение заповедей с большой сосредоточенностью и особыми каббалистическими намерениями (каванот), очищение тела и исправление корня души до такой степени, что она становится достойной служить «колесницей» для Шехины (Б-жественного присутствия в мире).