Трактат Брахот — Глава восьмая — Мишна первая

кидуш на хлеб

Глава восьмая. Мишна первая

Предисловие

Данная глава посвящена нескольким разногласиям между школой Шамая и школой Илеля, связанным с проведением трапезы.

Первая мишна рассматривает, каким образом следует произносить Кидуш — формулу освящения дня, которую произносят в начале Субботы и праздников.

אֵלּוּ דְבָרִים שֶׁבֵּין בֵּית שַׁמַּאי וּבֵית הִלֵּל בַּסְּעוּדָה: בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים: מְבָרֵךְ עַל הַיּוֹם וְאַחַר כָּךְ מְבָרֵךְ עַל הַיַּיִן. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים: מְבָרֵךְ עַל הַיַּיִן וְאַחַר כָּךְ מְבָרֵךְ עַל הַיּוֹם:

В следующих вопросах, связанных с трапезой, существует разногласие между школой Шамая и школой Илеля. Школа Шамая говорит: «Сначала произносят благословение на день, и после этого произносят благословение на вино». А школа Илеля говорит: «Произносят благословение на вино, и после этого произносят благословение на день».

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Благословляют на день. Вначале [произносят] Кидуш дня, и после этого произносят благословение на вино «сотворивший плод виноградной лозы» [בורא פרי הגפן]. Ведь вначале освящается день, а после этого из-за святости дня на стол ставят вино. А так как [день] наступает раньше, и благословение на него произносят раньше.

Благословляют на вино. Вначале, и то же самое относится к случаю, когда Кидуш произносят на хлеб, так как вино или хлеб позволяют произнести Кидуш дня. Ведь тот, у кого нет ни вина, ни хлеба, не произнесет Кидуш.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

В следующих вопросах, связанных с трапезой, существует разногласие между школой Шамая и школой Илеля. Эти слова относятся ко всей главе; в последующих мишнах продолжается перечисление этих разногласий.

Произносят Кидуш дня. Тора повелела освящать субботний день, как сказано (Шмот, 20:8): «Помни день субботний, освящая его». Таким образом, упоминание святости субботы в субботу — это заповедь Торы. Вначале субботы, то есть в пятницу вечером (принять на себя святость Субботы и произнести Кидуш можно уже в пятницу незадолго до захода солнца, со времени плаг-а-минха) требуется произнести два благословения: одно освящает субботний день, а другое произносится на бокал вина. Совокупность этих благословений именуется «Кидуш». Разногласие школ Шамая и Илеля касается вопроса, в каком порядке произносят благословения Кидуша. Закон установлен по мнению школы Илеля — вначале произносят благословение на вино, а потом — благословение, освящающее день (שלחן ערוך אורח חיים ס׳ רעא סע׳ יוד).

Существует разногласие между авторитетами, является ли Кидуш на бокал вина (или на хлеб) заповедью Торы или постановлением мудрецов. По мнению автора комментария «Маген Авраам» (ס׳ רעא ס״ק א), для того, чтобы выполнить заповедь освятить субботний день по закону Торы, достаточно словесно упомянуть его (из этого также следует, что тот, у кого нет ни кошерного вина, ни хлеба для Кидуша, должен упомянуть святость субботы, чтобы выполнить заповедь Торы).

Поэтому тот, кто произнес вечернюю молитву, в которой упоминается суббота, уже выполнил заповедь Торы, для него Кидушэто постановление мудрецов. [По этому объяснению не возникает затруднений при понимании мнения школы Илеля. Ведь исполнить обязанность произносить установленные мудрецами благословения на день и на вино можно только при наличии вина.] Но женщина, которая не произносит вечернюю молитву, или тот, кто по ошибке вместо субботней молитвы произнес молитву буднего дня, при произнесении Кидуша выполняет заповедь Торы по всем мнениям.

Обязанность освящать праздничные дни — это тоже предмет разногласия между авторитетами. Некоторые из них считают, что стих (Ваикра, 23:4): «Вот праздники Г-сподни, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время» говорит об обязанности совершать Кидуш в начале праздника. Другие авторитеты придерживаются мнения, что этот стих — лишь намек на то, что мудрецам следует установить Кидуш для праздников наподобие Кидуша для субботы. В любом случае, первое благословение Кидуша на праздничный день — это тоже благословение на вино.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Кидуш произносят на хлеб: В трактате Псахим (106б) приводится, что Рав совершал Кидуш на хлеб. Большинство комментаторов делают из этого напрашивающийся вывод, что Кидуш можно делать не только на вино, но также на хлеб. Но Рабейну Там объясняет, что Рав не совершал Кидуш непосредственно на хлеб. По его мнению, Талмуд подразумевает, что Рав совершал омовение рук, потом произносил Кидуш на вино, сразу после этого произносил благословение на хлеб и начинал трапезу. РОШ отвергает мнение Рабейну Там и пишет, что можно совершить Кидуш на хлеб. Кодекс «Арбаа Турим» пишет, что тот, у кого нет вина, вечером может произнести Кидуш, используя хлеб, и так установлен закон (טור ושו״ע אורח חיים ס׳ רעא סע׳ ד, ה, יא, יב).

Дополнительное объяснение «Тиферет Исраэль»

Школа Шамая говорит: «Сначала произносят благословение на день, и после этого произносят благословение на вино». А школа Илеля говорит: «Произносят благословение на вино, и после этого произносят благословение на день». Следующая аллегория поможет понять, в чем заключается разногласие между школой Шамая и школой Илеля. Один богатый купец собирался в дальнюю поездку, встал ни свет ни заря, чтобы подготовиться к дороге. В это время его извозчик, который должен вести его, погружается в глубокий сон.

Купец — умный человек. Он понимает, что его самого подгоняет желание приехать в место назначения, чтобы совершить там удачные сделки и получить доходы. Это желание движет им и не дает ему успокоиться и заснуть даже на мгновение.

Но все это не имеет отношения к его извозчику. Его не интересуют доходы купца, и для него эта поездка — тяжелая и неблагодарная работа. Поэтому он ленится, сидит сложа руки, и вовсе не спешит отправиться в путь. Купец понимает это, но хочет, чтобы его извозчик тоже вскочил рано утром и быстро собрался в дорогу. Поэтому он заранее готовит ему вкусные и сытные еду и питье. Теперь, как только купец начнет будить своего извозчика, тот сразу же встанет, зная, что ему уже приготовили еду. И об этом сказано (Санедрин, 103б): «Велико угощение, ибо оно привлекает отчужденных».

Эта аллегория намекает на душу и тело.

Душа — это хозяин, а тело — его слуга. Когда душа стремится отправиться в дорогу, подняться на великие духовные высоты с приходом Субботы, тело мешает ей и нарушает её планы. Ибо телу нет никакой выгоды от возвышения души. И чтобы поторопить это материальное существо и сделать его своим помощником, или хотя бы не дать ему мешать устремлениям души, требуется связать духовный взлет с каким-нибудь плотским наслаждением. Этим наслаждением является вино, на которое произносят Кидуш. И теперь можно понять, в чем основа разногласия между школой Шамая и школой Илеля.

Школа Шамая считает, что в первую очередь требуется упомянуть святость дня, ибо именно в этом заключается цель, которую преследует душа. И только после этого произносят благословение на вино, ибо вино имеет второстепенный смысл, служит всего лишь средством к достижению духовной цели.

Школа Илеля считает, что в первую очередь следует произнести благословение на вино. Ибо это как лакомство, которым угощают извозчика, чтобы он поторопился, запряг лошадь для дальней поездки и ждал своего хозяина. Тогда тело-извозчик будет готово помочь своему хозяину-душе, не теряя времени, отправиться в путь.

Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=49020