Откуда появилась семидневная неделя?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

316
семидневная неделя

Здравствуйте, благодарю вас за интересные публикации и за возможность задавать вопросы!

У меня вопрос про календарь, а именно про дни недели. Сейчас всеми странами (почти) принята григорианская неделя. Но как у еврейского народа исчислялась неделя? Как понять, что наступил шаббат? Есть ли об этом записи в Талмуде? А может быть, есть намёки в самой Торе или у пророков? Буду признательна за ваш ответ!

Людмила.


Уважаемая Людмила!

Спасибо за интересный вопрос.

То, что Вы называете «Григорианской неделей», на самом деле было продолжением более раннего Юлианского календаря. Ранний Римский календарь был основан на восьмидневной неделе, но потом, после цезаревских реформ и принятия Юлианского календаря, предшественники современной западной цивилизации приняли семидневную неделю. Когда были введены реформы, вылившиеся в современный григорианский календарь, счёт дней недели просто продолжали без изменений. (В отличие от даты, которую пришлось поменять для того, чтобы привести календарь в соответствие с астрономическим началом солнечного года.)

У древних народов были различные способы деления времени на недели. Но постепенно большинство народов, населяющих землю, и большинство культур и цивилизаций пришли к общей семидневной неделе. Откуда же появилась семидневная неделя, завоевавшая мир?

Эта идея записана вполне открытым текстом в самой Торе. Семидневная неделя с днём отдыха в конце — это начало Торы! В пятом стихе Торы написано, что создание мира началось в «один день». Потом был второй день, третий, и т. д. до шестого дня. Незадолго до окончания шестого дня Всевышний создаёт Адама. Потом наступает седьмой день и…

«И закончены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Б-г к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал. И благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день почил от всей работы Своей, которую совершил Б-г, созидая.»

То есть, седьмой день — это день покоя. При даровании Торы, Всевышний заповедовал еврейскому народу особым образом отмечать субботний день, а также воздерживаться в этот день от многих видов работы (см. 39 основных работ). Таким образом, семидневная неделя с самого начала лежала в основе мироздания.

Именно поэтому, несмотря на то, что семидневная неделя не соответствует каким-либо астрономическим феноменам, эта неделя стала основой современных календарей.

Как известно, после французской революции, революционное правительство попыталось поменять все методы измерения и ввести более удобные десятичные метрические меры. Во многом им это удалось — большая часть мира (кроме США и Великобритании) сегодня использует метрическую систему измерений. Но попытка французов перейти на десятидневную неделю окончилась полным провалом. Им не удалось поменять то, что было установлено с самого сотворения мира.

У евреев есть непрерывная традиция счёта дней недели с самого дня творения. Благодаря этому нам известно, в какой день мы должны соблюдать универсальный день отдыха — Шаббат.

Что касается начала Шаббата, и начала любого другого дня — это тоже записано в самом начале Торы, в том же самом пятом стихе. Там написано «и был вечер, и было утро». Это означает, что сутки начинаются вечером, или после захода солнца, или с появлением звёзд. Эта тема затронута в самом начале Талмуда, на первой странице трактата Брахот.

С уважением, Берл Набутовский

https://www.beerot.ru/?p=48230