В пределах Израиля запрещено разводить мелкий скот?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

364
запрещено разводить мелкий скот

Слышал, что в пределах Израиля запрещено разводить мелкий скот. По роду своей деятельности мне часто приходится бывать в разных поселках, кибуцах, поселениях, в том числе и религиозных, и могу заверить, что это является довольно распространенным явлением – содержать коз и овец. Как это сочетается с тем, что говорит Тора?

И еще: каким образом во времена Храма евреи приносили жертвы из мелкого скота, например, постоянные и пасхальные, если мелкий скот запрещено держать в Израиле?

С уважением, М.


Уважаемый М.!

Вы совершенно правы, в мишне сказано: «Запрещено разводить мелкий скот в пределах Земли Израиля»[1]. Раши пишет, что данный запрет был вызван тем, что обычно козы и овцы уничтожают всю зелень, растущую на полях Земли Израиля.

Некоторые[2] поняли из слов Раши, что постановление призвано защитить растительность Земли Израиля и даже если большинство населения страны будут составлять неевреи, оно остается в силе. Другие законоучители считают, что цель постановления — предотвращение порчи имущества, принадлежащего евреям.

А поскольку в Земле Израиля основное население составляли евреи, то и постановление действовало только на территории Земли Израиля. В своде законов «Шулхан Арух» сказано, что в наше время, когда большинство угодий Земли Израиля находятся в руках неевреев, данное постановление не действует[3].

Современная действительность в корне отличается от той, которая была известна автору «Шулхан Аруха»: большинство земельных участков в Израиле сегодня принадлежит евреям.

Это значит, что по обоим объяснениям должно быть запрещено разводить мелкий скот в пределах Израиля[4].

Великий раввин прошлого поколения, рав Цви Песах Франк[5] считал, что после изгнания постановление было отменено, и чтобы оно вновь вступило действие, раввинский суд должен заново его утвердить. Рав Франк доказывает свою точку зрения среди прочего, и из Иерусалимского Талмуда.

Другой видный раввин современности, рав Элиэзер Вольденберг[6], также придерживается мнения, что в современных условиях не запрещено выращивать мелкий скот в Израиле. Среди прочего он пишет, что сегодня в местах разведения скота составлены подробные программы по кормлению животных, корм для них завозится планомерно и постоянно, и нет опасения, что близлежащие поля и сады пострадают от наличия в этом месте мелкого скота[7].

Еще одна идея, которую высказывают наши учителя[8] в поддержку разведения мелкого скота в Израиле: поскольку сегодня принято держать скот внутри личных угодий и не выпускать его в поля, принадлежащие другим людям, не происходит запрета, ибо постановление не распространялось на подобные ситуации.

Это в отношении современного решения проблемы.

Но как быть со второй частью Вашего вопроса: откуда брались козы и овцы для жертвоприношений, которых было огромное количество?

Чтобы ответить на это вопрос, мы продолжим цитировать мишну из трактата «Бава Кама»: «…однако в пустынях Иудеи это разрешено». Другими словами, на те места, где нет культурных посадок и, соответственно нет опасения, что мелкий скот сможет им повредить, постановление изначально не распространялось.

В Талмуде[9] среди таких территорий названы также леса. Там разводили скот и оттуда могли брать коз и овец для жертвоприношений. Кстати, там же сказано, что за 30 дней до праздников было разрешено приобретать мелкий скот и держать его в пределах жилых территорий.

Аналогично этому, разрешено держать мелкий скот в населенных пунктах в течение 30 дней до предполагаемого пиршества (например, устраиваемого в честь свадьбы) и продавцу скота разрешено держать его в любом месте за 30 дней до продажи.

Еще одна возможность, основанная на словах великого мудреца Торы, рава Менахема Азарии из Пано[10], — для жертвоприношений приобретать скот, который разводят в закрытых условиях.

По мнению Рама из Пано постановление распространялось только на случаи, когда скот разводят на открытом пространстве.

Согласно этому можно предположить, что для того, чтобы было достаточное количество мелкого скота для жертвоприношений, его разводили в закрытых хлевах, лесах и пустынях, что изначально не было запрещено. При желании человек мог заранее приобрести мелкий скот за пределами Израиля и держать его у себя в течение 30 дней до жертвоприношения, пира или продажи[11].

Кроме того, безусловно, были неевреи, знающие, что во всей стране перед праздниками, а в Иерусалиме всегда, есть спрос на мелкий рогатый скот. Поэтому они поставляли его на рынки Израиля.

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

  1. «Бава Кама», 7:7.
  2. «Кафтор вэ-Перах», гл.10, «Мелкий скот».
  3. «Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 409:1.
  4. См. «Шевет а-Леви», ч.4, п.227.
  5. Примечание к «Арбаа Турим», п.409.
  6. «Циц Элиэзер», ч.7, п.24.
  7. Подобно этому пишет рав Ш. З. Оэрбах в книге «Минхат Шломо», «Бава Кама», там же.
  8. «Тшувот вэ-Анагот», ч.4, п.322.
  9. «Бава Кама», 79б-80а.
  10. Респонсы, п.85.
  11. См. «Млехет Шломо», «Бава Кама», там же.

https://www.beerot.ru/?p=48305