Семь вопросов о кипе

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2378
кипе

1. Какая часть головы мужчины должна быть покрыта головным убором

Уважаемые раввины! Еврейские мужчины, как известно, должны покрывать голову. Есть ли определенный размер для головного убора?

С уважением, Марк Л.

2. Вопрос о дополнительном покрытии головы после женитьбы

Уважаемые раввины! Почему во время молитвы в нашей синагоге некоторые члены общины утром облачаются в талес, а другие молятся в шляпах?

С уважением, П. М.

3. С какого возраста следует приучать ребенка к кипе

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, с какого возраста нужно надевать ребенку головной убор.

Спасибо, Нэлия Р.

4. Разрешено ли человеку находиться с обнаженной головой, в случае если это является условием для его принятия на службу

Разрешено ли человеку находиться с обнаженной головой, в случае если это является условием для его принятия на службу?

С уважением, Михаил Заруцкий.

5. Разрешено ли в ситуации, когда евреям грозит опасность, находиться с обнаженной головой

Добрый день! Разрешено ли в ситуации, когда еврею грозит опасность находиться с обнаженной головой и окружающие решат, что он нееврей?

С уважением, Игорь. Н.

6. Следует ли советовать тем, кто прилюдно совершает нарушение, снять головной убор

Здравствуйте! Хотел посоветоваться, следует ли советовать тем, кто прилюдно совершает нарушение, снять головной убор, чтобы люди не думали, что если так поступает соблюдающий еврей, то это разрешено?

С уважением, И. Николаев, Санкт-Петербург.

7. Разрешено ли приветствовать еврея с непокрытой головой, если он предположительно ответит: «шалом»

Шалом! Вопрос вот какой: разрешено ли приветствовать еврея с непокрытой головой, если он предположительно ответит «шалом»?

Заранее благодарен, Николай Ш., Одесса.

 


1. Ответ:

Уважаемый Марк! В отношении того, какая часть головы должна быть покрыта головным убором, существуют разные мнения. Некоторые законоучителя считают, что головной убор должен полностью покрывать голову («Яскиль Авди», ч. 6, «Ашматот», «Орах Хаим», п. 1). Согласно другому мнению – большую ее часть («Шоэль вэ-Мешив», ч. 3, «Орах Хаим», п. 135; «Алеф Леха Шломо», «Орах Хаим», п. 3 в соответствии с тем, как рав М. Фанштейна объясняет его идею в «Игрот Моше», «Орах Хаим», ч. 1, п. 1). Рав М. Файнштейн (там же) считает, что по букве закона достаточно, чтобы окружающим было ясно, что голова покрыта. Но от имени Хазон Иша («Аале бэ-Тамар», «Орах Хаим», п. 3) передают, что необходимо, чтобы была покрыта большая часть головы, а рав Х. Каневский («Даат Нотэ», стр. 75) объясняет, что имеется в виду, что головным убором должна быть покрыта большая часть волос.

Автор книги «Тшувот вэ-Анагот» пишет, что для того, чтобы считалось, что голова покрыта, в том числе и для упоминания имени Всевышнего, достаточно, чтобы всем было ясно, что голова покрыта. Но для того, чтобы человек ощущал Б-гобоязненность, он должен покрывать голову более основательно, например, надеть шляпу.

2. Ответ:

Уважаемый П! Полагаю, что те, кто облачаются в талит – женатые, а те, кто утром молится в шляпах— холостяки. В трактате «Кидушин» (29б) говорится, что только после женитьбы мужчины начинали покрывать голову. Автор книги «А-Маниг» («Законы молитвы», стр. 84) даже пишет, что поурывать голову до женитьбы считалось в некотором смысле проявлением излишней гордыни. Однако Маари ми-Брона (п. 166) пишет, что это не значит, что до женитьбы все молодые люди ходили с непокрытой головой. В действительности все ходили в головных уборах, но после свадьбы мужчины облачались в дополнительное покрытие – «судар», в котором они выходили на улицу и молились. В комментарии «Бейт Йосэф» на «Арбаа Турим» (там же, гл. 8) так же говорится, что до свадьбы парни тоже покрывали голову, но после женитьбы они дополнительно надевали на голову либо судар, либо талит гадоль, что приводит к большей степени Б-гобоязненности. В книге «Минагей а-Маариль» («Алахот а-Нисуин», п. 10) и в книге «Мигдаль Оз» (Яавец, 18б) приводится, что в некоторых странах молодые люди до женитьбы не облачались в «талит гадоль» (большой талит). А автор книги «Ликутей Маарих» (ч. 1, «Седер Мицват Цицит») говорит об этом более конкретно: в Польше не было принято облачаться в талит гадоль до женитьбы, а в германских, сефардских и венгерских еврейских общинах начинали одевать талит гадоль узе с возраста бар-мицвы (тринадцати лет).

3. Ответ:

Уважаемая Нэлия! Из слов Талмуда («Недарим» 30б) представляется, что раньше дети ходили с непокрытой головой. Но в «Мишна Бруре» (2:11) приведены слова автора комментария «Маген Авраам» о том, что правильно приучать детей к головному убору, чтобы воспитывать в них Б-гобоязненность. В трактате «Шабат» (156б) приводится история о том, что некий ясновидец предсказал матери будущего мудреца Торы рава Нахмана бар Ицхака, что ее сыну суждено быть вором. С раннего возраста мать педантично покрывала голову сына, неустанно приговаривая: «Всегда покрывай голову, мой мальчик, дабы владел тобой страх перед Небесами, а так же без устали взывай к милосердию Творца». Ребенок и представить себе не мог, чем вызвана такая особенная тревога матери. Когда он однажды изучал Тору под пальмой, ветер сорвал с него головной убор. Когда он поднял голову и увидел над своей головой финики, растущие на пальме, им сразу же овладело дурное начало.

В наше время распространенный обычай приучать детей к головному убору, начиная с возраста трех лет. До этого возраста в силу длины волос, которые принято мальчику стричь первый раз в три года, ему мешает головной убор, и он все время пытается избавиться от него («Шаарим а-Мицуим бэ-Алаха», ч. 7, п. 2 и др.). В некоторых общинах стараются покрывать мальчикам голову чуть ли ни с самого момента рождения. Автор респонс «Диврей Яцив» («Ликутим», п. 99) пишет, что вообще-то принято приучать детей к тому, чтобы они покрывали голову с трехлетнего возраста, но его предки всегда покрывали голову младенца, когда тот еще лежал в люльке. Автор книги «Шулхан Арух Мекуцар» («Йорэ Дэа», ч. 2, 161:7) пишет, что в общинах йеменских евреев всегда было принято покрывать голову мальчика с самого рождения.

4. Ответ:

Уважаемый господин Заруцкий! Если работодатель, предлагающий выгодные условия труда и его оплаты, требует, чтобы работник находился на предприятии без головного убора, разрешено на это согласиться, чтобы не потерять заработок. В не рабочее время не разрешено находиться с обнаженной головой, поэтому при выходе из предприятия следует сразу же надеть головной убор. Если работодатель против кипы, но не против головного убора, следует заменить кипу на другой головной убор и не быть с непокрытой головой («Игрот Моше», «Орах Хаим», ч. 4, п. 2; «Хошен Мишпат», ч. 1, п. 93; «Йорэ Дэа», ч.4, п. 11).

5. Ответ:

Уважаемый Игорь! В книге «Трумат а-Дэшэн» (п. 196) сказано, что в период войны против иудаизма, даже под угрозой смерти запрещено заменить даже самый мелкий элемент, указывающий на его еврейство, как это сказано в Талмуде («Санэдрин» 74б). Тем не менее, когда речь идет не о гонениях на иудаизм, а о бытовом антисемитизме, направленном против конкретного еврея, ему разрешено сменить свой облик и выглядеть как нееврей. С такой целью разрешено находиться без головного убора.

6. Ответ:

Уважаемый господин Николаев! По мнению рава М. Файнштейна («Игрот Моше», «Йорэ Дэа», ч. 2, п. 33) тому, кто прилюдно совершает нарушение или поведение которого противоречит нормам скромности и морали, не следует советовать снять головной убор, чтобы люди не подумали, что если религиозный еврей позволяет себе подобное, то эти действия разрешены. Рав М. Файнштейн пишет, что, сняв головной убор, этот человек только допустит дополнительное нарушение – находится с непокрытой головой, а довод «чтобы люди не подумали», как правило, не имеет оснований. Ибо те, кто знаком с этим человеком и знает, что он религиозный, решат, что можно совершать нарушения, предварительно сняв с себя головной убор.

7. Ответ:

Уважаемый Николай! Если я Вас правильно понял, вопрос заключается в следующем. Слово «шалом» помимо распространенного у евреев приветствия так же является именем Всевышнего («Шабат» 10а). А в «Шулхан Арухе» (там же 91:3 и 206:3) приводится запрет быть с непокрытой головой во время упоминания имени Творца и посещения синагоги. Поэтому человек, который приветствует еврея с непокрытой головой, и тот отвечает «шалом», косвенно способствует совершению нарушения. Вопрос замечательный! По мнению многих законоучителей, разрешено поприветствовать еврея с непокрытой головой, даже если он обязательно в ответ произнесет: «Шалом!». В данном случае не происходит нарушение упоминания имени Творца с непокрытой головой, т.к. очевидно, что, отвечая на приветствие, он подразумевает исполнить правила хорошего тона, а не упоминуть имя Творца («Тшувот вэ-Анагот», т. 1, п. 12; «Алихот Шломо», «Тфила», гл. 2; «Двар Ал.», п. 26).

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

https://www.beerot.ru/?p=41178