Подсчет колен народа Израиля в Торе

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

1610

Почему в главе Бемидбар все колена имеют ровный круглый счет по сотням, а колено Гада округлено до пятидесяти? Возможно, это не округление, а точное число, но тогда странно, в чем смысл. При подсчете первенцев Тора определяет их с точностью до наоборот. Помогите, комментариев не нашел.

Меир, Одесса 


Уважаемый Меир!

Спасибо за Ваш весьма нетривиальный вопрос! Скажу честно, никогда об этом не задумывался. Пришлось покопаться, чтобы найти ответ. И вот что я нашел.

Для начала проведем сравнительный анализ всех подсчетов, приведенных в Торе.

1)     Таблица подсчета колен Израиля:

Бемидбар (1)

Бемидбар (2)

Бемидбар (26)

Реувен Шимон Гад

46,500 59,300 45,650

151,450

43,730 22,200 40,500

Йеуда Исахар Звулун

74,600 54,400 57,400

186,400

76,500 64,300 60,500

Эфраим Менаше Биньямин

40,500 32,200 35,400

108,100

32,500 52,700 45,600

Дан Ашер Нафтали

62,700 41,500 53,400

157,600

64,400 53,400 45,400

Итого:

603,550

603,550

601,730

2)     Таблица подсчета колена Леви по семьям, начиная с месячного возраста в книге Бемидбар (главы 3, 26):

Бемидбар (3)

Бемидбар (26:62)

Гершон Кеат Мерари

7,500 8,600 6,200

- - -

Итого:

22,000 (точное число 22,300)

23,000

3)     Количество первенцев – 22,273.

Замена левитами первенцев: 22,273 (первенцев) – 22,000 (левитов) = 273 – количество первенцев, которых надо выкупить. Для этого каждый первенец должен был заплатить 5 шекелей. Итого: 273*5=1365.

4)     Количество взрослых левитов (от 30 до 50 лет), обязанных нести храмовую службу (Бемидбар, 4):

Гершон Кеат Мерари

2,630 2,750 3,200

Итого:

8,580

Все числа можно разделить на три группы:

  1. Кратные 100. Таких 11 из 12 колен, а также все 3 семьи левитов с месячного возраста.
  2. Кратные 10. Таково число евреев из колена Дан – 45,650, и колена Реувен в подсчете, приведенном в недельной главе Пинхас – 43,730, а также из колена Леви семья Гершона – 2,630, и семья Кеата – 2,750.
  3. Обычные. Эти числа без исключения связаны с подсчетом первенцев (22,273), их остатка от вычета из общего количества левитов (273) и суммы, за которую они были выкуплены (1,365).

Множество чисел, кратных 100, наводит на мысль, что Тора не имеет в виду передать точные числа, а округляет их до 100. Но этому противоречат числа из второй и третьей группы. Какова система подсчета в Торе? Округляет ли Тора числа до 100 или 10? Или же вообще не округляет?

Логично предположить, что Тора обычно округляет числа, но там, где дано точное число (количество первенцев), это происходит из-за необходимости абсолютно точного расчета излишка первенцев над левитами, которых необходимо выкупить.

Насколько мне известно, первым комментатором Торы, который занялся выяснением этого вопроса, был рав Ишая ди Трани (известный как Рид) – величайший мудрец Италии 12-13 веков. Он пишет следующее:

«”Исчисленных из колена Реувена сорок шесть тысяч пятьсот” (Бемидбар 1:21) – непонятно: неужели возможно такое, что не было недостачи одного, двух либо более из всех приведенных здесь исчислений? И надо объяснить так: Тора не относится к этому скрупулезно, как сказано (Ваикра, 23:16): «Сосчитайте 50 дней», а на самом деле 49. И также (Дварим, 25:3): «Сорок [раз плетью] ударишь», а на самом деле 39 (Макот, 22б).

Примеры, приведенные Ридом, более широко обсуждаются в книге великого мудреца рабейну Ашера бен Йехиэля «Пискей а-Рош» в конце трактата Псахим в связи со счетом Омера:

«Есть такие, кто задают вопрос: ведь в Торе сказано “Сосчитайте 50 дней” – почему мы считаем 49? ...А я вижу, что объяснить надо так: поскольку сказано “7 недель сосчитай себе” (Дварим, 16:9) – нельзя считать больше, чем 7 недель. А сказанное «Сосчитайте 50 дней» не противоречит этому, потому как таков путь Торы – когда счет доходит до 10 без одного, число записывается как 10, и пренебрегается единицей. Подобное мы находим в случаях “Все души дома Яакова, пришедшие в Египет, 70” (Берешит, 46:27), “Сорок [раз плетью] ударишь” (Дварим, 25:3)».

В двух последних примерах имеется в виду, что, если пересчитать всех потомков Яакова, которые поименно приведены в главе Шмот, то их число получается 69. В случае 40 ударов плетью, Талмуд в трактате (Макот, 22б) говорит, что их должно быть 39, а не 40.

Рав Меир Симха из Двинска в своем комментарии к Торе «Мешех Хохма» (глава Бемидбар) приходит к выводу, что, очевидно, Тора считала по десяткам. Он учит это из сказанного: «С возраста 20 лет и старше всех идущих в армию в Израиле сосчитайте по их воинствам» (Бемидбар, 1:3). Нет «воинства» меньше, чем 10, как это видно из главы Итро, в которой весь народ по совету Итро был разделен на десятки, сотни и т.д., и над каждой группой был свой предводитель. Таким образом, считали только десятки! Но о подсчете левитов в Торе так не сказано, а сказано: «Посчитай сыновей Леви… каждого мужчину начиная с месячного возраста» (Бемидбар, 3:15). Про подсчет каждой семьи сказано «Их подсчет по числу всех мужчин». Причина точного подсчета левитов – для выкупа первенцев была необходимость знать их точное число, а не округленное до десятков, как в случае с остальными коленами. Тем не менее, из комментария «Мешех Хохма» не ясен метод округления до сотен.

Исходя из слов Роша (рабейну Ашера) и Рида, можно предположить следующее: когда в Торе приводятся числа, они всегда округляются до погрешности, не превышающей 2%, что видно из приближения 49 к 50. В больших числах, превышающих 5,000, округление происходит до сотен. В случае колена Гада (45,650) получилось точное число – 50, которое невозможно округлить в одну из сторон. Осталось попытаться решить проблему с подсчетом колена Реувена (43,730).

Рамбан в комментарии к Торе пишет, что то, как Тора упоминает Датана и Авирама во время пересчета народа перед входом в землю Израиля (в котором, на первый взгляд, не было необходимости), учит нас, что они должны были получить надел в земле Израиля, как и все вышедшие из Египта. Однако они лишились своего надела из-за совершенного ими греха.

Рав Эльханан Самет объясняет исключение из общего правила подсчета колена Реувен так: Датан и Авирам вместе со всеми присоединившимися к ним из колена Реувена лишились надела в земле Израиль, поэтому Тора приводит их имена после подсчета их колена. А дочерей Целофхада Тора приводит перед общим числом колена Менаше. Из этого можно допустить, что особенное число колена Реувена намекает на то, что Датан и Авирам с их приспешниками не были включены в общий подсчет колена Реувена. Возможно, на этот факт также намекает благословление Моше, данное им в последний день жизни: «Да живет Реувен и не умрет, и да будут его люди (в) числе» (Дварим, 33:6). Ункелус переводит этот стих так: «Да будет жить Реувен вечной жизнью, и второй смертью не умрет, и получат его сыны наследие по их числу». Это благословление говорит о том, что его потомки унаследуют землю Израиля по их числу, что подтверждает нашу догадку – в общую сумму обоих подсчетов колена Реувена не были включены Датан с Авирамом с их приспешники, на что намекает и сама Тора, приводя точное число колена Реувена, а не округленное.

На всю приведенную нами теорию есть серьезное возражение: как известно, подсчет колен происходил при помощи приношения половины шекеля. В главе Пекудей приводится количество собранного золота, которое в точности соответствует числу сынов Израиля, и это число приводится там же! Это означает, на первый взгляд, что все подсчеты колен – точные, а не приблизительные. На это можно возразить – вполне возможно, что Тора привела количество собранного золота таким образом, чтобы оно в точности соответствовало результатам подсчета, дабы не вводить нас в сомнение. Но на самом деле вполне возможно, что количество собранного золота на деле немного не соответствовало расчетному. Эта тема обсуждается также в комментарии рава Яакова Каменецкого к Торе под названием «Эмет ле-Яаков».

С уважением, рав Шалом Каплан

https://www.beerot.ru/?p=17306