Что за особый вечный огонь был в Храме?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

875
вечный огонь

Шалом!

В Храме поддерживался постоянно огонь, для чего это нужно было? И что это за особый вечный огонь был?

Лев.


Уважаемый Лев!

В Храме было два места, в которых постоянно горел огонь. Одно — это жертвенник, второе — семисвечник, менора.

Тора предписывает зажигать семисвечник вечером, таким образом, чтобы огонь горел в нём всю ночь. У нас нет заповеди поддерживать в нём вечный огонь постоянно. Мудрецы говорят нам, что в определённые периоды одна из свечей семисвечника чудесным образом горела целые сутки, несмотря на то что масла в ней было достаточно только для того, чтобы она горела всю ночь. (См. Шаббат 22б и Йома 39а-б.)

Очевидно, вечный огонь, о котором Вы спрашиваете — это огонь, который горел на жертвеннике.

Об этом огне Тора говорит (Ваикра, 6:6): «Постоянный огонь пусть будет зажжён на жертвеннике». Вот, что пишет об этой заповеди книга «Хинух» (заповедь 132):

«Заповедь всегда зажигать огонь на жертвеннике каждый день, как сказано “постоянный огонь пусть будет зажжён на жертвеннике”. Что же означает слово “постоянный”? Оно говорит о том, что требуется класть на него [жертвенник] дрова утром и после полудня.

А мудрецы, объясняя эту заповедь, сказали (Йома, 21б), что хоть огонь и нисходил с небес, у людей есть заповедь зажигать его.

И пусть у тебя не возникает такое возражение: “Что это за заповедь такая, ведь в любом случае было необходимо зажигать огонь для жертвоприношений, которые обязаны были принести, а без огня их принести невозможно”! В действительности же, это отдельная заповедь. Ибо кроме огня, необходимого для жертв, зажигали на жертвеннике ещё один огонь для того, чтобы выполнить эту заповедь. Мудрецы (см. Йома, 45а) выводят из Писания, что на жертвеннике было три места, в которых были сложены дрова для зажигания огня… [В этом вопросе есть разногласие, но таково было мнение автора книги “Хинух”.]

Для понимания источников этой заповеди приведём следующее предисловие.

Нам и каждому мудрому человеку известно, что великие чудеса, которые Всевышний в Своей безмерной милости совершает для людей, как правило скрыты. И те события, что происходят, выглядят вполне естественно, или почти естественно. И даже о чуде рассечения Тростникового моря, чуде широко известном, написано (Шмот, 14:21): “И отводил Г-сподь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею; и расступились воды”. И думающие поймут, что это сокрытие из-за величия Господина и из-за низменности Его подданных.

Следуя этому же принципу, нам заповедовали зажигать огонь на жертвеннике, несмотря на то что на него нисходил огонь с небес, — для того, чтобы скрыть это чудо. И по той же причине этот огонь был невидим. Исключением из этого были восьмой день установления скинии (см. Ваикра, 9:24), камень Гидона (см. Шофтим, 6:21) и жертвенник Маноаха (см. Шофтим, 13:20). При этих событиях огонь был виден.

После всего, что было сказано, нам всё ещё необходимо объяснить, в чём заключается смысл заповеди зажигания дополнительного пламени на жертвеннике, кроме огня, необходимого для жертвоприношений.

Простое объяснение этого сходно с тем, что мы написали о “многогранном хлебе”, а именно, что человек получает благословение в соответствии с теми деяниями, которые он совершает по желанию Творца. Из этого следует, что благодаря выполнению заповедей, связанных со святым многогранным хлебом, благословение приходит также на весь обыкновенный хлеб. Как будто бы благословение охватывает весь тот вид, к которому относится заповедь. И то же самое относится к огню — благодаря выполнению заповеди, связанной с огнём, благословение приходит ко всему, что связано с огнём.

И что это за огонь? Это человеческая природа. Ибо среди четырёх основных элементов, из которых создан человек, огонь — это главный элемент. Ибо благодаря ему человек обладает силой и возможностью действовать. И поэтому элементу огня требуется большее благословение, чем другим элементам.

А понятие “благословение” означает полноценность — то есть, отсутствие как недостатков, так и излишеств. И элемент огня в человеческой натуре нуждается в этом благословении — чтобы этот элемент присутствовал в человеке в оптимальной пропорции. Если будет его недостаточно, человек ослабнет. Если же в человеке будет избыток огня, человек сгорит в нём, как умирают люди от избытка тепла — от лихорадки. А сыновья Аарона принесли дополнительный огонь, приносить который не было заповеди (см. Ваикра, 10). И из-за этого пришёл и к ним дополнительный огонь, и они сгорели. Ибо по деяниям своим будет человек наказан, или наоборот, придёт к нему благословение.

Некоторые законы выполнения этой заповеди. То, что сказали мудрецы (Йома, 21б): “Несмотря на то, что с пламя нисходит с небес, заповедь принести огонь, зажжённый человеком, как сказано (Ваикра, 1:7): “и возложат огонь сыны Аарона-коэна””. И утром они складывали поленья, и делали на жертвеннике большой костёр из дров. Об этом сказано (Ваикра, 6:5): “и сжигать будет на ней коэн дрова каждое утро”. Кроме дров, у коэна есть заповедь занести на жертвенник два полена, как сказано (там) “и пусть сжигает на нем коэн поленья каждое утро”. Слово “поленья” говорит о том, что необходимо два полена. И также добавляют два полена, когда приносят послеполуденную постоянную жертву. Их приносят два коэна, как сказано (Ваикра 1:7): “и составят”. А утром приносит один коэн».

Надеюсь, что это отвечает на возникший у Вас вопрос.

С уважением, рав Берл Набутовский

https://www.beerot.ru/?p=47185