Песах – рождение еврейского народа

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

800
весна

«Сегодня выходите вы, в месяц весны» (Ваикра, 13:4).

Весна – время обновления

Месяц Нисан называется «месяцем весны». Весна символизирует силу обновления, заложенную в Творении. Во время зимних месяцев, полных дождей и снегов, все Творение находилось как бы в состоянии «смерти», а когда приходит весна, все расцветает заново.

Всевышний создал Свой мир так, что он обновляется дважды в год: в Нисане и в Тишрее. Алаха гласит, что, когда человек встречает своего друга после того, как не видел его целый год, он должен произнести благословение «Благословен оживляющий мертвых». Маарша объясняет смысл этого: прошел Рош а-Шана, то есть в Тишрее произошло обновление и самое настоящее «воскрешение из мертвых». И то же самое в Нисане в целом, и в ночь Седера в частности, — произошло великое и чудесное обновление.

У мира есть как бы два «дня рождения»: в Тишрее и в Нисане. В Тишрее фактически произошло рождение, но первый корень, день, когда «появилась мысль создания» и т. п., – это Нисан.

О месяце Нисан сказано: «Он глава всех месяцев, первый он вам среди месяцев года». Это основа и источник всех возможностей обновления в творении. Причем речь здесь идет не о том, чтобы остаться в таком же состоянии, в каком мы были раньше, и изменить только немного, укрепиться в некоторых деталях и войти в «атмосферу» святости и исполнения заповедей. Здесь говорится о самом настоящем перевороте!

Самый замечательный пример такого обновления – это рождение ребенка. Народ Израиля, будучи погруженными в 49 ступеней египетской нечистоты, дошел до такого состояния, что словно бы полностью перестал быть народом, поэтому ему было необходимо «родиться» заново.

Давайте вглядимся в то низкое положение, до которого дошел народ Израиля в Египте, и таким образом поймем суть рождения заново, которое было заложено в выходе оттуда.

Точка жизни: переход от головы к телу

Человек делится на две основные части: голова и тело.

Суть человека заложена как раз в теле, в чувствах сердца, а не в голове. Голова является как бы «посредником» между небом и землей. Она в состоянии понять Б-жественные возвышенные идеи, и постигнуть величайшие вещи, гораздо выше, чем настоящий духовный уровень человека, поскольку голова не скована цепями материи. Как сказано у наших мудрецов, потому голова Эсава похоронена в пещере Махпела, но не его тело, поскольку своим разумом и пониманием Эсав удостоился постичь потрясающие, высочайшие вещи. Но не этим измеряется духовный уровень человека.

Суть и сущность человека устанавливаются согласно тому, как его тело проживет свою материальную жизнь здесь, в этом низменном мире. Земные органы тела заняты беспрестанной войной с йецер а-ра: остаться ли на уровне «образ Всевышнего», или, не дай Б-г, превратиться в низкую скотину, или еще хуже. Поэтому только духовные достоинства, приобретаемые в сердце, которые влияют на поведение человека на практике, поднимают человека на более высокие духовные ступени.

Главная задача человека в мире – позаботиться о том, чтобы все те возвышенные вещи, которые воспринимает голова, перешли в тело. Намек на это – человек, который, не дай Б-г, остался без головы, не может продолжать жить, поскольку любую жизненную энергию человек получает через голову (и также пищу, поскольку и это – один из видов жизненного питания). Поскольку человек без головы будет всегда погружен в физическое, в этом нет никакой пользы, и он перестанет называться «человеком».

Если задуматься, можно увидеть потрясающий факт в том, как сотворен человек. Тело его – широкое, и голова тоже. И только шея, являющаяся переходом между головой и телом, — узкая. Суть этого в том, чтобы переход от головы к телу проходил с трудом, чтобы все проходило в минимальных размерах, и кроме того – чтобы можно было легко перекрыть этот проход.

Шея – это место шхиты, поскольку в переходе от головы к телу находится точка жизни. «Кровь души» находится в горле, потому что именно там и есть точка души.

Духовное строение человека подобно по форме телу: у него есть «голова», осознание истинности и единства Всевышнего, знание, что «Г-сподь – Б-г истины». А также у него есть «тело», переводящее это знание на язык практического освящения Имени Всевышнего в нижнем мире. Однако есть необходимость в переходном этапе, представляющем собой также причину проникновения великой мудрости головы в тело. Это соединение между головой и телом называется даат (разумение), и там, в этом переходе между «головой» и «телом», заложена точка, находящаяся выше жизни, – основа духовного уровня человека.

Фараон «схватил» народ Израиля за «точку жизни»

Название Египта на святом языке – Мицраим, происходит от слова мейцар, теснина. На всем протяжении истории еврейского народа мы нигде не находим, чтобы над народом Израиля властвовали так, как властвовал фараон.

Во всех остальных изгнаниях, которые пережил еврейский народ, не было никого, кто имел бы возможность захватить суть точки жизни народа Израиля, его «кровь души». Ни у кого, кроме фараона, который властвовал над всем миром в такой форме, в какой будет властвовать над ним наш праведный Машиах в будущем.

Фараон, желая поработить евреев, как бы схватил их за горло. Он перекрыл проход между головой и телом. Он овладел самой точкой жизни, тем, что называется даат, что переводит разумное признание истинности единства Творца, находящееся в голове, в органы тела, являющиеся главными в человеке, и так он сумел остановить влияние силы даат.

Фараон был единственным, кто сумел на самом деле полностью перекрыть жизненную силу еврейского народа. Он отменил их статус как народа до такой степени, что все время, пока они были в Египте, они не были народом Израиля, а превратились в нечто, подобное эмбриону в животе Египта. Поэтому выход из Египта описывается, как взятие «народа из среды (ми-керев) народа». Слово керев происходит от краваим, внутренности. То есть говорится о внутренней части народа. Хотя эмбрион немного выделяется на теле матери, и по ней видно, что внутри нее находится личность, которая в будущем будет существовать отдельно, но, в конце концов, «зародыш – бедро матери», на данном этапе у этого зародыша нет никакой самостоятельности.

Таким было положение народа Израиля в Египте: хотя они были заметны и выделялись, как сказано: «были выделены там» – то есть не изменили своих имен, языка и одежды, а именно, в них до сих пор остались некие силы, которые проявились тем, что о них сказано: «и поверил народ» – однако, несмотря на все это, сила авода зара в них была гораздо мощнее. Они не были «общиной Израиля», они были частью египетской нации, и поэтому на Небесах было высказано такое страшное обвинение против них: «Те служат идолам, и эти служат идолам».

Исход из Египта – роды

Выход из Египта был подобен родам. Любое обновление и создание чего-то нового подвергается страшной опасности, поскольку уже существующая вещь имеет хазоку — ее существование не оспаривается. А когда желают сделать что-то новое, Наверху создается обвинитель, и возникает спор о самом его существовании – а вообще, нужна ли эта вещь миру? (Даже во время создания Первого Человека ангелы спорили об этом.)

Этот элемент появляется и при рождении ребенка. Первый момент родов всегда вызывает большую шумиху, поскольку здесь речь идет о самой настоящей опасности для жизни. В трактате Шаббат приводится доказательство из стихов Торы, что есть семь действий, которые следует сделать ребенку в момент родов, а если их не делают, он может умереть, не дай Б-г.

Чтобы младенец появился на свет целым и невредимым, нужны огромные чудеса, как приводится у наших мудрецов: в момент родов открывается рот младенца (дыхательная система – прим. пер.), который был закрыт долгие месяцы, и закрываются другие отверстия и клапаны, которые весь этот период были открыты.

Выход из Египта представлял собою еще большую опасность, чем обычные роды, поскольку существует большая разница: когда рождается ребенок, к нему еще не предъявляют никаких претензий или обвинений. Выход же из Египта был выходом из 49 врат нечистоты, что привело к множеству обвинений против народа Израиля. Эта опасность продолжалась и после выхода из Египта, когда евреи стояли у моря Суф. Как сказано в «Ялкут Шимони» (гл. Бешалах): «Говорит Тора, что в тот момент евреев судили: будут ли они спасены, или погибнут вместе с египтянами».

В пасхальную ночь народ Израиля удостоился величайшего подъема, раскрытия Шехины, и ночь сияла, как солнце в полдень. В тот момент евреи нуждались в невероятных чудесах, в продолжении огромнейшего милосердия, чтобы изжить из себя тот недостаток, который существовал у них. Это был «поспешный» выход, как сказано: «Ведь поспешно ты вышел из страны египетской». А «поспешно» означает прыжок на тот уровень, который еще тебе не принадлежит.

Хамец, подобно фараону, вызывает разрыв связи

Всевышний создал такой годовой цикл, в котором каждая дата обладает влиянием того, что происходило в эту дату. Получается, что та опасность перекрытия «горла» – силы даат – посредством фараона, то есть та способность захватить точку жизни, не дать человеку жить материальной жизнью с ясностью веры и связью со Всевышним, находящимися в голове, – эта опасность возвращается каждый год, и в результате может произойти, не дай Б-г, духовная смерть.

Практическое выражение этой хватки – это хамец.

Тайна хамца заключается в том, что он как бы «захватывает» человека именно в той точке, в какой фараон схватил народ Израиля – точке жизни. Поэтому сказано в Торе, что наказание за то, что человек ест хамец в Песах – это карет, отсечение «головы» от «тела».

Понятие хамец включает в себя несколько видов: квасное, закваска, дрожжевое тесто и т. п. Подобно этому, есть в мире разные виды отрицания Творца, атеизма и т. п. Когда еврей проводит Песах, вообще не отдаляясь от хамца, с ним происходит точно то же, что произошло с еврейским народом, когда фараон «схватил» их. Однако есть одно большое различие: Всевышний не дал фараону завершить свое черное дело, отсечь голову от тела, а о хамце сказано: «и будет отсечена душа» – полный разрыв связи.

Уничтожение хамца – это очистка «проходов» наилучшим образом

Именно поэтому первое действие, которое мы делаем еще до ночи Седера, — это убрать суть «фараона» из нас, а именно – уничтожить хамец. Этим действием мы как бы «прочищаем» переход между головой и телом. После того как все проходы абсолютно чисты, мы приходим к пасхальному вечеру, к продолжению жизни – разуму и крепкой связи между головой и телом.

Поэтому от нас требуется полное очищение от хамца – «чтобы его не было видно, и чтобы не находился». Отсюда происходит обычай находить и сжигать именно десять кусочков хамца, поскольку число десять символизирует совершенство, а в нашем случае – совершенство уничтожения злого начала из всех точек жизни. Здесь необходимо выполнить полное уничтожение, раскрыть мозг, чтобы все совершенство признания Творца и веры, находящееся в голове, полностью вошло в человека.

Ведь действительно Всевышний, благословен Он, даровал нам заповеди, обладающие особой силой, способной создать у нас внутри этот переход, чтобы все те замечательные вещи, так ясно присутствующие в голове, близкой к Творцу, могли бы, с Б-жьей помощью, во время Седера перейти внутрь самого человека.

В ночь Седера мы удостаиваемся нового рождения

После того как мы удостоились освободиться от хватки фараона, убрать ее из своих внутренностей, мы приходим к пасхальному Седеру. И точно так же, как в ночь исхода из Египта мы как бы родились заново, так и каждый год, когда приходит ночь Седера, мы заново находимся в состоянии «родов» – рождения народа Израиля. Внешне мы этого не ощущаем, но нам следует знать, что каждый еврей рождается заново и получает новые силы, которые реализуются на протяжении всего будущего года.

И, как было объяснено выше, так же как есть действия, которые необходимо произвести при рождении, иначе ребенок умирает, так и в Седер есть пятнадцать вещей (этапов Седера: маца, марор, четыре бокала вина и т. д.), без которых мы находимся как бы в настоящей опасности. Кроме того, все семь дней Песаха мы должны очень опасаться и остерегаться любого духовного ущерба, точно так, как в первую неделю жизни младенца заботятся о том, чтобы все вокруг было абсолютно стерильным, поскольку любой самый мелкий микроб может привести к его смерти. Именно поэтому мы так строго следим, чтобы не было даже примеси самого незначительного количества хамца.

Еще одна деталь: как исход из Египта, так и наше ежегодное обновление в служении Всевышнему, не похоже на младенца, который рождается «чистой душой и праведником». Мы «рождаемся» после целого года духовной работы, полной препятствий и перипетий. Получается, что это «рождение» сопровождается тяжелыми обвинениями Наверху: а какое мы вообще имеем отношение к тем чудесным открытиям ночи пасхального Седера?

Именно здесь и заложена величайшая особенность этой ночи – прыжок на более высокий духовный уровень. Так что нам стоит использовать это время для достижения уровней, понимания и чувств, которые без этого мы никак не могли бы достичь. Так мы удостоимся своего личного исхода из Египта.

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=46066