Краткие законы Песаха — Бдикат хамец

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

4031

Проверка дома на наличие хамеца – бдикат хамец

1. 13-го нисана, перед вечерней проверкой дома, проводится особенно тщательная уборка, во время которой устраняются последние следы хамеца (Рамо 433:11, Мишна брура 46).

Следует обратить особое внимание на те места и предметы, которые целесообразно очистить именно в последние дни. Очищают, в частности, телефонные аппараты и мобильные телефоны, ведь в течение года во время разговоров по телефону часто готовят или едят хамец. Очищают также обручальные кольца (ведь в них едят и готовят), внутренний пакет пылесоса, детские коляски и подобные детские принадлежности, игрушки (некоторые приобретают на Песах особые наборы игрушек).

Стирают с сильным моющим средством одежду, которой собираются пользоваться в Песах (при этой стирке карманы следует выворачивать) (р. И. Гоэльман).

2. В ночь на 14-е нисана, после появления звезд, проводят проверку дома – не остался ли в нем хамец (Псахим 2а; Шулхан арух 431:1, Мишна брура 8).

Принято, что прямо с выходом звезд произносят вечернюю молитву, а затем сразу же возвращаются домой и приступают к проверке (Мишна брура 431:8).

3. Нельзя начинать какую-либо работу или трапезу за полчаса до появления звезд, чтобы не увлечься и не забыть о проверке (Шулхан арух 431:2, Мишна брура 5). И уж тем более, за полчаса до проверки не засыпают – даже ненадолго (Шулхан арух а-Рав).

Но разрешено съесть немного хлеба или выпечки (размером не более чем ке-вейца – 100 гр. по мнению Хазон Иша и 57 гр. по мнению р. Х. Наэ), а также овощи и фрукты в любом количестве (Мишна брура 431:6).

Если же человек начал какое-то дело или приступил к изучению Торы заранее, более чем за полчаса до проверки, то с выходом звезд он обязан прервать все дела, чтобы приступить к проверке сразу, в установленный для этого срок (Рамо 431:2, Мишна брура11-12).

4. Перед проверкой принято раскладывать в доме десять кусочков хамеца, чтобы наверняка найти хоть что-то во время поисков (Рамо 432:2, Мишна брура 13). Важно, чтобы ни один из кусочков не был больше чем ка-зайт («с маслину» – ок. 27 куб. см.) (Шаарей тшува 7). Для этой цели используют твердый хамец, который не крошится (например, печенье), и располагают его в недоступных для маленьких детей местах (Мишна брура 12). Следует завернуть каждый из кусочков в бумагу, фольгу или положить в целлофановый пакет.

Принято, что члены семьи раскладывают эти кусочки хамеца для проверяющего, и хорошо, если они запишут для себя места, где спрятали каждый из них, чтобы ни один не пропал (Алахот у-минъагей хаг а-Песах).

Некоторые законоучители полагают, что в наше время, когда столь тщательно вычищают дом перед Песахом, разложить эти кусочки следует обязательно, чтобы благословение, произносимое перед проверкой, было бы не напрасным. Но другие считают, что, даже, если не спрятали кусочки хамеца, можно благословлять, поскольку благословение установлено на саму проверку, даже если проверяющий ничего не найдет (Рамо 432:2). Кроме того, благословение подразумевает также сжигание того хамеца, который останется после завтрака в канун Песаха (Мишна брура 13).

Но, во всяком случае, этим обычаем не следует пренебрегать, ведь его упоминал также великий каббалист Аризаль, который обосновывал его, опираясь на сокровенные тайны Торы, и указывал, что кусочков должно быть именно десять (Мишна брура 13). С другой стороны, если проверяющий только собрал спрятанные кусочки и этим ограничил свою «проверку», он, безусловно, не выполнил заповедь должным образом (Шулхан арух а-Рав 11; Хаг а-Песах 4:9).

5. Обязанность проверки лежит на главе семьи, и лучше, если он проведет ее сам или, во всяком случае, примет в ней участие. В таком случае он благословляет в присутствии членов своей семьи, а затем каждый проверяет отведенный ему участок (Шулхан арух 432:2).

Но если у главы семьи нет возможности проверять самому, можно поручить это жене или даже детям. Однако предпочтительней, чтобы проверку проводил все-таки взрослый, например, совершеннолетний сын (старше 13 лет) (Мишна брура 432:8). И если глава семьи поручил кому-то сделать проверку, а сам в ней вообще не участвует, то благословение произносит не он, а проверяющий (там же 10).

6. Перед началом проверки благословляют:

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱ-לֹ-הֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו, וְצִוָּנוּ עַל בִּיעוּר חָמֵץ:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка вселенной, который освятил нас Своими заповедями и дал нам повеление об уничтожении хамеца.

Если забыл благословить до проверки, то можно благословить все время, пока проверку не завершили (Шулхан арух 432:1, Рамо).

7. Не следует разговаривать с момента произнесения благословения и до начала проверки (Шулхан арух 432:1). Если же произнес что-то, не связанное с проверкой, то нужно снова благословить (Мишна брура 5).

Во время самой проверки не следует вести разговоры, не имеющие прямого отношения к осмотру (Шулхан арух 432:1). Но даже если отвлекся на посторонние разговоры, снова не благословляют (Мишна брура 6).

8. Проверку принято производить при свете восковой свечи. При этом фитиль должен быть только один, а не так, как у свечей авдалы (Шулхан арух 432:2). А если нет восковой свечи, то можно взять другую (Мишна брура 11) – например, стеариновую или парафиновую (Хаг а-Песах 5:5). Но в соответствии с учением кабалы, лучше всего воспользоваться именно восковой свечой (Аводат Исраэль).

Свет свечи позволяет заглянуть даже в узкие отверстия и щели, в которых может оказаться хамец (Псахим 8а). У некоторых принято во время проверки со свечей выключать в помещении электрический свет, но по букве закона в этом нет необходимости (Хаг а-Песах 5:7/13/), и особенно в тех местах, где при электрическом свете можно проверить лучше (р. И. Гоэльман)

Если в некоторых помещениях невозможно проверять со свечей (например, в автомобиле, где это взрывоопасно), вместо нее используют направленный свет электрического фонаря (р. Ш.-З. Ойербах; Хаг а-Песах 5:6).

При поисках хамеца принято использовать птичье перо, которым выметают крошки из щелей и трещин (Мишна брура 433:46).

9. Проверяют все места, где может оказаться хамец (Шулхан арух 433:3) – в частности, полки шкафов, холодильник, сумки, а также под кроватями и шкафами (Хаг а-Песах 6:1).

С помощью направленного света свечи проверяют различные щели и отверстия (Псахим 8а). В наше время в домах практически нет земляных полов, в которых образуются глубокие трещины. А если пол покрыт керамической плиткой или другим современными материалами и его хорошенько промыли с применением очистительных средств, нет нужды осматривать мелкие трещины между плитками. Ведь даже если там остались мелкие крошки (размером меньше ке-зайт), они уже были обданы химическим веществом и заведомо стали непригодными в пищу (р. П.-Х. Шайнберг; р. И. Гоэльман).

Книги, которыми пользовались во время еды, требуют тщательной проверки. Принято раскрыть книгу и потрясти (Шевет а-леви 1, 136). Некоторые проверяют только те книги, которые понадобятся в дни праздника, а остальные включают в договор о продаже и завешивают книжные шкафы на весь Песах.

Проверяют одежду – карманы и складки (Рамо 433:11, Мишна брура 47), и особенно, конечно, карманы детей (Мишна брура 48). Но если одежда была выстирана со стиральным порошком, в дополнительной проверке нет необходимости (р. П.-Х. Шайнберг).

Места, в которые в течение года вообще не вносят хамец, не требуют проверки (Псахим2а; Шулхан арух 433:3). Но если в доме есть маленькие дети, то проверка необходима во всех доступных для них местах (Мишна брура 433:19).

Некоторые полагаются на точку зрения ряда законоучителей, полагающих, что места, которые вычистили перед проверкой настолько тщательно, что не осталось никаких подозрений (например, кухонные столы и шкафы), приравнивается к «месту, в которое не вносят хамец». И все же предпочтительно проверять везде, где был хамец, со всей тщательностью. В книге Седер а-йом написано: «Человек не должен говорить: «Для чего нужна это проверка?! Ведь женщины и домочадцы убирались весь день!» …Даже если это и соответствует истине, все равно ему заповедано проверять так, будто ничего не было сделано до него»

Что ищут во время проверки дома? Только ли хамец – закваску или крошки хлеба?

Мудрецы Талмуда сравнили дурное влечение (ецер а-ра), которое порой «распирает» человека изнутри, с «закваской в тесте» (Брахот 17а, Раши) – ведь закваска как бы раздувает и распирает тесто, оставленное без обработки на определенное время. И подобно тому, как закваска действует только когда мука соединяется с водой, так и дурное влечение воздействует на человека, в котором соединены душа и тело.

В Талмуде рассказывается, что один из мудрецов, раби Александри, завершая свою молитву, говорил: «Владыка миров! Тебе ведомо и известно, что наше желание заключается в том, чтобы выполнять Твою волю. А что нам мешает? Закваска в тесте и подчиненность другим народам. Да будет Твоя воля на то, чтобы Ты нас от них избавил, и тогда мы снова будем с полным сердцем выполнять Твои уставы».

В связи с этим законы поиска хамеца обретают новую глубину – ведь человеку необходимо очистить свое сознание от любых признаков и следов «закваски». Поэтому хамец ищут чрезвычайно тщательно, проверяя каждое отверстие и трещину – чтобы там не осталось ни крошки, ни кусочка квасного (Тшувот Радваз 3, 546; Талелей орот с. 10 от имени р. Йерухама из Мира).

И подобно тому, как хамец въедается в поверхность кухонных столов и в стенки кастрюль, дурное влечение «въедается» в наше сознание и подсознание. Человеку даже начинает казаться, что ецер а-ра – это и есть его внутренний голос, который говорит: «Я хочу! Мне надо!». А доброе влечение (ейер а-тов) обращается к нему уже как бы извне: «Тебе запрещено! Ты обязан!» (см. р. Э. Деслер, Михтав ме-Элияу 2 с. 138). Поэтому-то «хамец» необходимо искать в самых глубинах своего существа – во всех трещинах и отверстиях.

Причем, ищут именно со свечой, ведь написано: «Душа человека – свеча Б-га, исследующего все тайники утробы» (Мишлей 20:27). И когда человек полностью очистит свое сердца от накопившегося там «хамеца», он осознает, что не существует никакой иной реальности, кроме Б-га, и он станет с радостью выполнять Его волю. Это приблизит окончательное избавление – геулу, и тогда откроется Машиах, который освободит народ Израиля от власти других народов (Лайла ка-йом яир с. 129-138).

10. Проверке подлежат также лестничная клетка, подвал частного дома (если туда порой вносят хамец), гараж и автомобиль. Однако двор проверять не нужно, ведь туда залетают птицы, и можно положиться на то, что они склевали все крошки. Но если известно, что там находился хамец, проверяют (Шулхан арух 433:6, Мишна брура 26).

Если человеку принадлежит офис, магазин или склад, куда иногда заносят хамец, их тоже нужно проверить. При этом переход с одного места на другое, не считается перерывом, и поэтому благословение не повторяют (Шулхан арух 432:2, Мишна брура 7).

Места, которые трудно проверять (например, чердаки и крыша, которыми иногда пользуются) можно включить в договор о продаже хамеца. Но желательно, чтобы эти места были проданы или сданы в наем 13 нисана, еще до проверки, и тогда проверять уже не обязаны (Мишна брура 433:23, 436:32; Хаг а-Песах 6:17). В наше время, когда из-за обилия шкафов и т. п. мебели проверка стала особенно трудоемкой, принято в случае необходимости включать в договор о продаже и эти места. Но их необходимо огородить или заклеить, чтобы не пользоваться ими в Песах (прим. редактора).

11. Найденный во время проверки хамец помещают в специально отведенное, недоступное для детей и животных, место, вместе с хамецом, который собираются сесть утром на завтрак, – чтобы ни один кусочек не затерялся и не пришлось бы проверять снова (Шулхан арух 434:1, Мишна брура 1-2, 4).

12. После того, как проверка завершена, мысленно отказываются от всего хамеца, который, возможно, не был найден. При этом выполняется заповедь Торы (Шмот12:15): «А к первому дню уничтожьте квасное из домов ваших» (Псахим 4б, 6б). Мудрецы установили, чтобы декларация отказа от хамеца произносилась вслух (Раши, Псахим 6б).

Декларация отказа от хамеца (битуль хамец) составлена мудрецами на арамейском языке (языке Талмуда и святой книги Зоар). Но тот, кто не понимает этот язык, может произнести эти слова на том языке, который хорошо понимает (в том числе и по-русски) (Шулхан арух 434:2, Рамо). Если человек все же прочел по-арамейски, не понимая слов, но зная, что тем самым отказывается от всего хамеца, заповедь выполнена. Но если прочел на непонятном языке, не зная, что этим аннулирует весь хамец в своих владениях, заповедь не выполнена, и нужно повторить декларацию на языке, который он знает (Мишна брура 9).

Итак, сразу после проверки произносят:

כָּל חֲמִירָא וַחֲמִיעָא דְאִיכָּא בִרְשׁוּתִי, דְלָא חֲמִתֵּיהּ, וּדְלָא בִעַרְתֵּיהּ, וּדְלָא יְדַעְנָא לֵיהּ, לִבָּטֵל וְלֶהֱוֵי הֶפְקֵר כְּעַפְרָא דְאַרְעָא:

Всякий хамец и закваска, находящиеся в моем владении, не замеченные и не уничтоженные мною, и неизвестные мне, лишаются всякой важности и становятся бесхозными, как прах земли.

Если проверку проводил не глава семьи, а его доверенное лицо, которому он поручил произнести также и декларацию отказа от хамеца, то проверявший произносит не «находящиеся в моем владении», а «находящиеся во владении такого-то» (Шулхан арух 434:4, Рамо, Мишна брура 14-15).

А если проверяла жена, то она говорит: «находящиеся во владении моего мужа» (Мишна брура 19).

И, тем не менее, главе семьи лучше не полагаться на декларацию доверенного лица, но самому произнести ее в том месте, где он в то время находится (Шулхан арух 434:4, Мишна брура 17; Хаг а-Песах 8:16).

13. Если человек забыл произвести проверку вечером или ночью, то пусть проверит утром, сразу, как вспомнит, – при свете свечи и с соответствующим благословением. А если не вспомнил в канун Песаха, то пусть проверит в сам праздник и даже после праздника. Но после праздника на проверку не благословляют (Шулхан арух 435).


https://www.beerot.ru/?p=12871