Танах рассказывает — Мегилат Эстер — Половина шекеля

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1144

1. Когда Аман предложил Ахашверошу уничтожить евреев, сказал ему Ахашверош, что он боится, ведь все, кто выступал против евреев, плохо кончили: Сихон и Ог, 31 кнаанейский царь, Сисра и многие другие. Ответил ему Аман, что все это произошло, пока существовал Храм, и евреи приносили половину шекеля. Теперь же нет у них Храма, и не приносят они половину шекеля, и Всевышний гневается на них. Тогда согласился Ахашверош бросить жребий, чтобы выяснить, прав ли Аман (Ялкут Шимони).

Что же такого важного видел Аман в половине шекеля? В чем его важность в жизни евреев, и почему злодей был уверен, что теперь еврейский народ лишился защиты Всевышнего?

Говорят наши мудрецы, что в основе всех проступков народа Израиля лежат два греха: грех продажи Йосефа и грех золотого тельца. Продажа Йосефа является корнем грехов в отношениях между человеком и человеком, а грех золотого Тельца – корень грехов в отношениях между человеком и Всевышним.

Половина шекеля, которую ежегодно сдавали евреи, должна была искупать те страшные грехи. Братья продали Йосефа, потому что были разделены враждой. Пол шекеля должны были напомнить всем евреям, что каждый из нас в отдельности представляет собой  только половинку. Лишь когда в нашей среде нет раздоров, мы называемся народом Всевышнего.

При продаже Йосефа каждый получил пол шекеля. Евреи должны приносить пол шекеля, чтобы искупить тот грех. Золотого тельца создали «бе-хаци а-йом» – в полдень. Чтобы искупить тот грех, евреи также должны были приносить половину шекеля.

2. Когда вошел Аман в ешиву Мордехая и увидел 22 тысячи детей, изучающих Тору, спросил их: «что вы изучали сегодня»? Ответили ему дети: «законы кмица (как отмерять рукой количество муки, необходимое для воскуряемой части хлебного приношения)». Спросил их Аман: «Но зачем изучать законы, которые нельзя применить на практике? Ведь нет Храма, и вы не можете принести жертвы?»  Ответили ему дети: «Cказано (Менахот 110а): ученики, изучающие законы службы в Храме, – сказано о них – как будто в их дни был построен Храм. Тот, кто изучает законы ола, минха и хатат (виды жертв), – засчитывается ему, как будто он сам принес эти жертвы». Услышав это, подумал Аман: «Если так, то тогда каждый, кто изучает законы приношения половины шекеля, как будто сам принес половину шекеля. А я-то думал, что у них нет больше заповеди половины шекеля, искупающего их грехи». Сказал Аман в сердцах: «Пришла ваша кмица и отодвинула мои тысячи талантов серебра».

Что понял Аман, услышав ответ детей изучавших Тору, и почему решил тогда, что проиграл? Нечестивец узнал, что существует важнейший принцип, неизвестный ему раньше, – еврею, изучающему Тору, засчитывается, как будто он приносит жертвы и служит в Храме, даже когда он разрушен. Изучение Торы защищает и искупает грехи так же, как искупали грехи жертвоприношения и служение в Храме.


https://www.beerot.ru/?p=4645