Нер мицва — Разъяснение видения Даниэля

Дата: | Автор материала: Маараль из Праги

1019
вечность связи,царство Греции,видение Навухаднэцара,видение даниэля, Разъяснение видения Даниэля,смысл четырех царств

Еще одна причина необходимости намека на четыре царства

Знай также, что в описании творения должен быть намек на царства еще и потому, что Всевышний сотворил Свой мир двухбуквенным именем י—ה: будущий мир сотворил буквой י – йуд из Его великого имени, а этот мир – буквой ה – эй из Его великого имени (см.Менахот, 29б). Буква י – йуд указывает на единство и неделимость Его, поскольку она мала и невозможно разделить ее на части. А буква ה – эй учит следующему: не говори, что из-за того, что Всевышний один, сила Его не распространяется на все, и в этом он подобен всякому другому, который тоже таков, что когда он один, сила его не распространяется на все. Это не так; хотя Всевышний один, сила Его распространяется на все. Этому учит буква ה эй из Его великого имени: она включает в себя букву ד далет – и еще точку внутри далет. Мы уже говорили, что ד – далет – указывает на распространение во все четыре стороны [в Дерех хаим, 5:1 (215) автор объясняет, что буква ד – далет – указывает на распространение, поскольку содержит две черты по двум направлениям – в длину и в ширину], а это учит, что притом, что Всевышний один, сила Его – на всем, и мы отвергаем рассуждения тех, которые говорят: «Невозможно, чтобы Он был в Своем мире один, поскольку тогда от Него может происходить только что-то одно, ведь от действующего начала всегда происходит только то, что может быть с ним соотнесено, как, например, от огня происходит горячее, а от холодного начала – холодное, и так у них всех. То есть из всякого действующего начала, когда оно одно, происходит только одно действие, и когда мы видим перед собой множество действий, сменяющих друг друга в мире, это указывает на множество сменяющихся начал».

Мы уже объясняли в другом месте ложность подобных рассуждений. Напротив, множественность действий указывает на единое начало, как мы подробно объясняли в книге Гвурат Ашем (гл. 60) относительно жертвы Песах, которую нужно есть, согласно заповеди, с мацой и горькой зеленью (см. там). И на это указывает буква ה – эй, в которой [по написанию ее] имеется буква далет, указывающая на четыре стороны, и маленькая буква י – йуд, указывающая на Единого, находящегося в центре. И этот Единый соединен со всеми и связывает всех. И потому буквой ה – эй сотворил Всевышний этот мир, ведь в этом мире есть разделение на части, но при всем этом он – мир единый, ибо множество в нем – от Единого. В то же время будущий мир – совершеннейшим образом един, и он сотворен посредством буквы י – йуд.

[Примеч. ред. Некоторое подобие этому мы можем видеть сегодня и в чисто материальных аспектах нашего мира: хотя электричество – нечто единое, действие его обнаруживается в самых разных проявлениях: тепловых, световых, механических, химических и прочих].

И поскольку царства – это важная основа этого мира, есть в нем четыре отдельных царства соответственно разделенности его. И есть в мире единство, и соответственно ему – народ Израиля, который един. При этом следовало бы тем царствам быть связанными с Израилем, присоединиться к нему, пока не окажутся все в единстве. Но из-за изъяна, имеющегося в творении, которое עלול – алуль [не несет в себе источник бытия своего] и лишено совершенства, это соединение и единство невозможно – поскольку עלול – алуль отделен от עילה – ила – первопричины, тем более в наше время, пока нет еще царства, исходящего от Израиля. И так царства эти выходят из единства с Всевышним, пока не наступит конец четырем царствам, – с приходом царя Машиаха. И потому в силу упомянутого изъяна отделяются эти четыре царства; и только когда с приходом царя Машиаха настанет конец этим царствам, мир будет в совершенстве, как должно тому быть. И потому в описании творения мира сразу же дается намек на эти четыре царства, а также на Израиль, как сказано: «И сказал Б-г: да будет свет» (Берешит, 1:3), – это свет Машиаха, поскольку все это заложено и необходимо вытекает из начала творения, когда Всевышний творил Свой мир.

Разъяснение видения Даниэля

И об этом сказал Даниэль (7:2 – 3): «Видел я в ночном видении, как четыре ветра небесных дуют в сторону моря великого. И четыре зверя больших вышли из моря, непохожих друг на друга». Здесь «четыре ветра небесных дуют в сторону моря великого» как мы уже говорили, эти четыре ветра – как четыре разных направления, как уже объяснялось, и те четыре ветра поднимают из моря четверых зверей, так как все народы для Израиля подобны морю месту, непригодному для заселения, тогда как Израиль уподобляется суше.

А вот что говорит мидраш (Ваикра раба, 13:5): «»И четыре зверя больших вышли из моря», – если достойны будете, то из моря, а если нет – то из леса». Этот зверь из моря, когда выходит из моря, слабеет; выходит из леса – не слабеет. Это означает следующее: море далеко от населенных мест (по сути своей), и если у Израиля есть заслуги, нет у народов мира бытия реального, как нет бытия реального у чего-либо находящегося в море [а только временное и зыбкое, во власти волн и ветров, прихотливых и переменчивых], и потому рыбы, живущие в море, не нуждаются в шхите [заповеданный Торой способ резки скота. Рыбы, сотворенные из воды, не нуждаются в шхите, в отличие от скота, сотворенного из земли и имеющего большую жизненную силу (см. Хулин, 24б и комментаторов там).] – из-за отсутствия у них бытия реального, которое возможно только в месте [пригодном] для заселения. Таким образом, если у Израиля есть заслуги, нет у царств силы, и они поднимаются из моря. Другими словами, в изначальном бытии их нет у них большой силы, пока не поднимутся они из моря. [Примеч. ред. Маараль здесь, безусловно, говорит о кабалистических корнях бытия, – однако сказанное им можно объяснить так. Истинное бытие – это место исполнения Торы и заповедей, народ Израиля, – и на это намекает «суша», – но то, что находится в море, не влияет на происходящее на суше. И так это в то время, когда есть заслуги у Израиля, – нет тогда у народов мира сил ни поработить народ Израиля, ни влиять на него]. А если нет у Израиля заслуг, – появляются царства из леса, который является местом, пригодным для заселения. И хотя также и он отделен от поселений, ведь в нем нет людей, а только звери, он все же не отделен полностью [от места обитания людей, в отличие от моря]. И потому сказано: «И четыре ветра дуют в сторону моря».

Когда Даниэль увидел царства, он увидел их в образе четырех зверей, поскольку именно это – подходящий образ для их представления. Дело в том, что, поскольку у человека есть сила и власть над зверями, как сказано в Торе [«И властвуйте над рыбой морской, и над птицею небесной, и над всяким зверем, ползающим по земле» (Берешит, 1:28)], подобает, чтобы имело царство в мире образ человеческий [Как сказал Маараль в другом месте: «В том, что человек ходит прямо, есть указание на царство» (Дерех хаим, 3:14, 142).]. Но по той причине, что у этих четырех царств отсутствует достоинство Б-жественное отделенное [возвышенное над этим миром], свойственное человеку, есть у них сила не-Б-жественная, и они представлены в образе зверей, у которых нет той Б-жественной отделенной возвышенной силы, – зато сила не-Б-жественная имеется у них в избытке. Это характерно для вышеупомянутых царств; и вследствие всего этого видел их Даниэль в образе четырех зверей. А когда увидел после того царство царя Машиаха, увидел его в образе и по подобию человеческому, как сказано: «И вот с облаками небесными в образе человеческом пришел» (Даниэль, 7:13), поскольку царство царя Машиаха будет Б-жественным в полной мере, пророк называет это царство «человеком».

продолжение следует

Перевод — рав Пинхас Перлов


https://www.beerot.ru/?p=39332