Четыре царства – Тяжелейшее из царств – тьма

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1222
Тяжелейшее из царств – тьма

«Раби Шимон бен Лакиш разъяснил, что Писание (Берешит, 1:2) намекает на царства. «И земля была תֹהוּּ — тоу – смятение»… это царство Бавель (Вавилон), как сказано: «Видел я землю, и вот она тоу – смятение…» (Ирмияу, 4:23). «…וָבֹהוּ — ва-воу – и пустынность» – это царство Мадай (Мидия), как сказано: «וַיַבְהִילוּ – ва-явъилу – и поторопились – привести Амана» (Эстер, 6:14). [Воу и явъилу – слова с одной корневой основой בא]. «…И тьма…» – это царство греческое, ослепившее тьмой глаза Израиля своими постановлениями, и оно повелело: «Напишите на бычьем рогу, что нет у вас удела у Б-га Израиля». «Над бездной» – это злодейское царство, которому нет постижения: как нет постижения для бездны (не видно у нее дна), так это и у злодеев. «…И дух Б-жий витает» – это дух царя Машиаха, как сказано: «И почил на нем дух Г-спода» (Йешаяу, 11:2). В заслугу чего придет он вскоре? «Витает над водами», – в заслугу тшувы [возвращения к Всевышнему], которая уподобляется воде, как сказано: «Излей, как воду, сердце свое» (Эйха, 2:19)» («Берешит Раба», 2:4).

Сказали наши мудрецы: «И земля была תֹהוּ – тоу – это царство Бавэльское… Мидия… Греция… Царство зла (Эдом)» («Берешит Раба», 2:4). Другими словами, при сотворении мира Всевышний запечатлел в природе Творения, что на протяжении времени существования мира будут определенные царства, которые будут править другими народами. Получается, что их власть над Израилем – не из-за греха поколения. Верно, что грехи Израиля – причина того, что он предается в руки царства, имеющего власть в том поколении, чтобы оно причинило ему зло, как сказано: «И вновь стали сыны Израиля творить зло в глазах Г-спода, и предал их Г-сподь в руки плиштим на сорок лет» (Шофтим, 13:1); но какая и чья это будет власть, – в данном случае власть плиштим, – Всевышний установил изначально.

Раскрытие славы Всевышнего внутри сокрытия

Своим существованием царства эти «уменьшают славу Всевышнего в мире Его» (Маараль, начало «Нер Мицва») и скрывают Его от Его творений, которым представляется, будто те царства, а не Всевышний, правят в мире и определяют судьбы творений; и более всего так кажется, когда царства эти действуют против воли Всевышнего.

Нужно понять следующее. Наши мудрецы сказали (в конце Пиркей Авот): «Все, что создал Святой благословенный в Своем мире, сотворил Он только ради славы Своей, как сказано (Йешаяу, 43:7): “Все, что наречено именем Моим, – во славу Свою сотворил Я, создал Я и сделал Я это”». Если так, то как можно объяснить, что Всевышний изначально сотворил царства, мешающие раскрытию Его славы и скрывающие ее?

Дело в том, что без сокрытия света Всевышнего невозможно раскрытие Его славы, поскольку превосходство света проявляет себя именно из сокрытия и тьмы (см. «Даат Твунот», стр. 30-31). И напротив, вершина раскрытия славы Небес – когда существуют царства, противящиеся воле Всевышнего и славе Его, но народ Израиля исполняет повеления Всевышнего и самоотверженно превозмогает мешающих ему, а Святой благословенный помогает ему, – и тогда слава Всевышнего раскрывается во всей своей красе и великолепии. И царства оказываются таким образом орудием умножения славы Небес. Эту основу мы видели и изучали применительно к разным изгнаниям; приведем несколько примеров.

«Телица прекрасная – Египет»

Царством, под властью которого сыны Израиля пребывали в первом изгнании, был Египет. В чем же состоит суть и содержание Египта? Пророк (Ирмияу, 46:20) характеризует их словами: «Телица прекрасная – Египет». Сила данного царства была в том, что оно придавало важность и ценило дела материального мира в качестве высших и самоценных. Все устремления и деяния были направлены там на то, чтобы раскрыть материальную красоту этого мира во всем ее великолепии и чтобы преследовать ее [как высшую цель]. [Примеч. автора. И потому египтяне были погружены в разврат более всех народов, как сказали наши мудрецы в разделе о запретных связях: «Сообщает Писание, что деяния египтян были наиболее безнравственны из всех народов» («Торат Коаним (Сифра)», Ахарей Мот, гл. 13, 5.]

Египет называется «землей нечистоты», поскольку по внутренней сути своей «нечистота» – это все, что сопротивляется духовности. [Следует понимать, что для еврея, следующего Торе, понятие «духовности» означает не просто «бегство прочь от материального, пренебрежение им», как это нередко понимают другие народы и придерживающиеся других, отличных от нашей, философских систем и религий, – но только как стремление к познанию Единого Творца и Хозяина мира, к верному служению Ему и единению с Ним – с использованием того в материальном мире, что помогает этому.] Другими словами, все деяния или желания материальные, все назначение которых лежит исключительно в сфере материального, и они не служат также средством достижения цели духовной, – это вершина пустоты и небытия; и это есть «нечистота». И чем больше египтяне преумножали старания приукрасить и восполнить свои материальные вожделения, тем большую тьму наводили они в сотворенном мире, назначение которого – раскрытие света Всевышнего.

Преодоление нечистоты Египта

Обязанность Израиля в столь темном и горьком изгнании – показывать своими поступками, что народ Израиля не идет вслед за нечистотой Египта, а исполняет волю Всевышнего, Который предостерегал его от этого, как сказали наши мудрецы: «Когда Израиль был в Египте, египтяне погрязли в разврате… сказал Святой благословенный им [сынам Израиля]: сыны Мои! Остерегайтесь, чтобы не делали вы … подобного делам земли египетской» («Ваикра Раба», Ахарей Мот, гл. 23, 7). И действительно, сыны Израиля преодолели соблазны Египта и благодаря этому удостоились света избавления, как сказали наши мудрецы: «Благодаря четырем вещам был освобожден Израиль из Египта … и не нашлось среди них ни одного распутного» («Ваикра Раба», гл. 32, 5). Но мало того, что они не оступились на деле; они должны были и после ухода из Египта показать всей своей сутью и поступками, что «красота Египта» не имеет влияния на их внутреннюю сущность, что красота эта – абсолютное ничто в их глазах в сравнении с духовной целью творения. И они сделали то, что требовалось от них, – подготовили себя и преисполнились стремления получить Тору! Ибо этим доказали, что все их устремления – к духовности и близости к Всевышнему; и это – полная противоположность сущности Египта.

Как награду за то, что они устояли в тяжком испытании нечистотой Египта, и чтобы помочь им достичь совершенства в самих себе и привести к совершенству все творение с целью раскрытия славы Небес, – дал им Всевышний Тору. Притом именно Тору, но не меньшее духовное влияние, чем то, которое есть у Торы, – поскольку против Египта, который является вершиной сокрытия и нечистоты, – пятидесяти ворот нечистоты, – нужно было дать Тору – пятьдесят ворот разумения (Рош а-Шана, 21б)! Тору, ибо она – свет Б-жественный, великий и святой, изливаемый Святым благословенным на сотворенных!

«”Свинью” [запрещает Тора для еды] – это Эдом»

Сущность четвертого царства, Эдомского [последнего из числа порабощавших Израиль, см. начало статьи, – это Рим, разрушивший Второй Храм, и его наследники], наши мудрецы определяют следующими словами: «”Свинью” – это Эдом; “и она не отрыгивает жвачку” (там, 11:7, в продолжение стиха) – это царство не восхваляет Всевышнего; и мало того, что не восхваляет, – но бранит, и поносит, и говорит (Теилим, 73:25): “Кто [Он] для меня на небесах?” («Ваикра Раба», Шмини, гл. 13, 5)». Другими словами, у царства Эдома нет даже следа святости и какого-либо отношения к Всевышнему, – но только полное отрицание Его. Ведь вся цель Эдома – поднять восстание против царства Небес, то есть веры во Всевышнего, Единого и Единственного; и нет в этом царстве духовной сути совершенно.

Испытание разными царствами

Как говорилось выше, Всевышний дал власть различным царствам, которые скрывают Его царство и славу Его, каждое – в ином аспекте. И обязанность народа Израиля – преодолеть сокрытие и выдержать испытания, особые в каждом из этих царств, и показать своими делами, что он исполняет волю Всевышнего, не считаясь с препятствиями, которые ставит царство в этот период, – и таким образом умножает он славу Небес.

Чем больше имеется в царстве внутреннего [содержания], тем тяжелее испытания той эпохи. И потому представляется, что, поскольку у первых поколений, стоявших на высокой ступени, было больше сил устоять, – им были даны испытания со стороны тех царств, в которых была искра духовности. Опасность того, что народ Израиля в заблуждении своем последует за ними, была значительнее. Но в более поздних поколениях, находящихся на более низкой ступени, – таких, что им не под силу устоять в столь больших духовных испытаниях, – власть была отдана Эдому, в котором почти нет духовного соблазна. Главное испытание там – вещами материальными: потянется человек за удовольствиями этого мира, или нет; и с этим испытанием справиться легче.

Греция – тяжелейшее из царств – тьма

Царство, в период власти которого происходило самое тяжкое испытание, – это царство греческое, правившее в эпоху хашмонаим. Ведь суть его наши мудрецы охарактеризовали самым суровым определением: «И “тьма” [упомянутая в Берешит, 1:2] – это царство греческое, погрузившее во тьму глаза Израиля своими тяжкими постановлениями» («Берешит Раба», 2:4). Поскольку именно хашмонаим, коэны, великие люди того поколения, были единственными, кто поднялся на войну против греческих постановлений в сфере духовного, можно понять, насколько тяжелыми и горькими были испытания той эпохи.

Нужно вдуматься: в чем находила свое выражение эта великая тьма под властью греков? Ведь наши мудрецы нашли в ней светлую точку, сказав: «”И зайца” – это царство Греческое … прославляющее Всевышнего» («Ваикра Раба», 13:5), – и этим оно отличается от царства Эдома, которое бранит и поносит! И более того: мудрость и культура поведения были важны в греческой культуре.

Однако все обстоит наоборот: именно благодаря их духовному уровню, указывающему будто бы на некий аспект святости, – именно эта высота побуждала следовать ошибочно за ней – как добровольно, в самообмане, как это было у «огречившихся», так и принудительно – у простого народа. И так она погрузила во тьму глаза Израиля.

Совершенство человека без Торы – это тьма Греции

Поясним следующие слова: «Вся задача третьего царства [Греции] – отнять у Израиля [духовную] ступень Б-жественной Торы и все Б-жественное» (Маараль, «Нер Мицва», стр. 16). Другими словами, греки пришли упразднить особую духовную ступень народа Израиля – лишить его Торы, данной ему с Небес и связывающей его со Всевышним, – и в ней вся сущность народа Израиля! И от нее зависит все его существование, которое – вне всех природных рамок, как в духовном, так и в материальном.

Греки выразили свои устремления и цель в ясной и определенной форме своим постановлением: «Напишите себе … что нет у вас удела в Б-ге Израиля» («Берешит Раба», 2:4). Другими словами, оборвите всякую связь и отделитесь от Всевышнего и Его Торы. Греки не приказывали, чтобы евреи не совершенствовались в достижении духовных высот, в душевных качествах и культуре поведения. Напротив, они тоже считали, что хорошо и достойно для человека стоять на высокой ступени. Они только провозглашали и хотели укоренить в Израиле мировоззрение, в соответствии с которым можно быть человеком цельным и совершенным, не имея связи со Всевышним и Его Торой, не дай Б-г.

Подобная точка зрения подрывает все основы Торы, поскольку когда мы встречаем человека, который кажется нам утонченным, ведущим себя благородно и приятным окружающим, а с другой стороны – отрицающим Всевышнего, это вызывает у нас удивление: как возможно, чтобы человек достиг совершенства в душевных качествах, если он не верит во Всевышнего и Его Тору? Ведь согласно Торе, отрицающий не принадлежит к сообществу людей, так как теряет Б-жественный образ, который должен быть на нем! И также он теряет свое право на существование, как постановили наши мудрецы (Авода Зара, 77б; «Шулхан Арух», «Йоре Дэа», 158, 2). [Примеч. автора. Истина состоит в том, что лишь на первый взгляд тот, отрицающий, кажется хорошим для людей; внутри он полон зла.]

Во всяком случае, если даже единичное явление такого рода видится нам странным, то тем более, когда греки хотели сформировать подобный новый взгляд на жизнь в народе Израиля, – возможность совершенства и существования для человека и для нации без исполнения Торы и заповедей, при разрыве связи, которую создает Тора между народом Израиля и Всевышним, – об этом наверняка можно сказать, что греки погрузили во тьму глаза Израиля. И потому вопреки высокой духовной ступени греков наши мудрецы определили их суть как «тьма».

Чтобы преодолеть «тьму» и сокрытие, создаваемые Грецией, хашмонаим самоотверженно вели войну за соблюдение заповедей, чтобы исполнять волю Всевышнего без расчетов относительно выгоды этого и т. п. Этим они хотели показать грекам, что все содержание нашей жизни – связь между народом и Всевышним, осуществляемая посредством Торы и заповедей, и без них нет у нас существования и цели. И лучше умереть, чем жить в разрыве со Всевышним.

Совершенство истинное и фальшивое

Более того, поскольку точка зрения греков, которую они хотели насадить в народе Израиля, состоит в том, что человек может достичь совершенства без Торы Всевышнего, хашмонаим приложили все усилия, чтобы исполнить заповедь зажигания свечей Храмового светильника во всем совершенстве и красоте – несмотря на то, что по букве закона они могли зажечь светильник с нечистым маслом, так как нечистота разрешена, когда большая часть общества нечиста нечистотой мертвого (Йома, 6б). Они поступали так, чтобы научить, что понятие «совершенство человека» может быть реализовано только через исполнение Торы и заповедей.

А если кажется, будто у отрицающих Всевышнего есть истинное совершенство в добрых качествах, то это – из-за ухищрений дурного побуждения, цель которых – соблазнить человека оставить веру во Всевышнего (согласно комментарию Виленского Гаона к Мишлей, 11:9). И, как правило, то доброе качество, которое называют «гуманизмом», – фальшивка, так как по внутренней сути своей они желают зла (Виленский Гаон там, 12:12). И потому в час испытания все это «внешнее благородство» улетучивается и исчезает. [Примеч. ред. Как это показал Всевышний во время Катастрофы, когда «народ философов и гуманистов» явил нам свое истинное лицо.]

Причина чуда с маслом и Хануки

Как уже говорилось, разные царства уменьшают славу Всевышнего в творении, и задача Израиля – устоять в испытании и возвеличить славу Небес; и тогда Всевышний помогает Израилю возвеличить Свою славу. Так было и с зажиганием светильника: как воздаяние и как помощь после того, что они старались исполнить заповедь в совершенстве, Всевышний совершил для них чудо, выходящее за рамки природного, чтобы они действительно исполнили заповедь во всей ее красоте.

Совершив это чудо, Всевышний доказал, что истинное совершенство человека – только в Торе и заповедях, и что все содержание и сущность, а также существование народа Израиля – в духовном, в исполнении заповедей за рамками природного, – ведь только ради этой цели Он показал им Свою любовь и совершил для них открытое чудо. И еще доказал этим Всевышний, что правление, осуществляемое Им над народом Израиля, – выше законов природы; и оно должно побудить задуматься о том, что и победа в войне, когда «отданы были многие в руки немногих и т. д.», – тоже результат «правления вне рамок природы».

И поскольку чудо с маслом учит всем этим важным основам, то ради широкого прославления его, постановили наши мудрецы, что центральным моментом в заповеди Хануки будет то, что связано с этим чудом.

Своей самоотверженностью хашмонаим дали в удел народу Израиля и укоренили в нем на все поколения это чудесное свойство и силу – воевать и выстаивать в испытаниях, в которые ввергают нас царства в каждую эпоху, – и возвеличивать таким образом славу Небес.

В эти дни, в это время

Весь свет и духовное изобилие, изливаемые в определенное время, даже когда те события уже позади, таковы, что впечатление от них не проходит. И из года в год, когда наступает это время, пробуждается Свыше его особое свойство и его духовное влияние, чтобы озарить и поднять того, кто приготовил себя к поднятию силой этих особых дней (по «Дерех Ашем», гл. 4, 7:6).

Особое свойство восьми дней Хануки – привести человека, который внимательно вглядывается в события и чудеса тех дней, к признанию того, что ступени духовного совершенства удостаиваются и достигают ее только благодаря связи со Всевышним и единению с Ним в Его Торе и исполнению Его заповедей. В этом – вся суть и все существование народа Израиля. И поскольку он связан со Всевышним, то по принципу «мера за меру» правление им, как всем народом, так и отдельными людьми, осуществляется самим Всевышним – индивидуально, вне рамок законов природы.

Приведено с сокращениями. Перевод: рав Пинхас Перлов


https://www.beerot.ru/?p=44200