Когда зажигают огни ханукии?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2097

В трактате Шабат (21б) написано: «Заповедь [зажигать ханукальные огни] когда зайдет солнце, и пока люди не перестанут ходить по улице».

По поводу этих слов возникло разногласие между комментаторами. Некоторые из них считают, что слова «когда зайдет солнце» означают, что надо зажигать на закате. Другие говорят, что зажигать следует в конце заката, то есть после того, как в небе появятся звезды средней величины.

Кроме этого, существует известный спор между комментаторами о том, что именно Талмуд подразумевает под словом «заход». Талмуд использует слово «שקיעה» — буквально, «погружение». Вавилонские Гаоны считают, что речь идет о «погружении» самого солнца, то есть, о времени, когда солнечный диск полностью исчезает за горизонтом. С этим мнением согласен также Виленский Гаон. Рабейну Там пишет, что подразумевается «погружение» солнечного света. Это время наступает намного позже, когда солнечный свет почти полностью пропадает, а именно, через 58 минут после окончания видимого заката солнца. Шулхан Арух следует мнению Рабейну Там.   

Вследствие этих двух разногласий, возникло несколько мнений по поводу того, когда следует зажигать огни ханукии:

  • По мнению автора кодекса «Шулхан арух», их следует зажигать при выходе звезд. Он считает, что это время наступает только через 72 минуты после окончания видимого заката.
  • Другие законоучители пишут, что время зажигания ханукии — это «второй заход солнца», который наступает примерно на 15 минут раньше выхода звезд, то есть через 57-58 минут после видимого заката. (Оба эти мнения основаны на закате по Рабейну Там.)
  • Виленский Гаон считал, что зажигать следует на закате, и под словом «закат» подразумевается видимый закат солнца.
  • Многие следуют мнению, по которому зажигать следует во время выхода звезд, но при этом исходят из расчета, что выход звезд происходит не позже, чем через 40-45 минут после захода солнца.

Кроме этого, существует разногласие между ранними комментаторами, когда оканчивается время зажигания огней хануки. По мнению Рамбама, оно продолжается лишь в течение получаса после начала времени зажигания; после этого люди уже не ходят по улице, и выполнить эту заповедь уже нельзя. По мнению Арбаа Турим, тот, кто не зажег свечи вовремя, может выполнить эту заповедь в течение всей ночи. Шулхан Арух следует последнему мнению.

Существует мнение, что сегодня, когда люди свободно ходят по улице и в темное время суток, даже по Рамбаму можно зажигать ханукальные свечи до более позднего времени — пока не опустеют улицы.

Практически, существует несколько традиций, когда следует зажигать свечи Хануки.

В Иерусалиме, ашкеназская община которого была основана учениками Виленского Гаона, существует обычай зажигать ханукию сразу же после видимого захода солнца (בשקיעה).

Тот, кто всегда следует мнению Рабейну Там, и никогда не производит запрещенные работы на исходе Шаббата и праздников до окончания дня по Рабейну Там, должен и здесь следовать этому мнению. Но тот, кто обычно не считается с этим мнением, или следует ему только в качестве устрожения, должен зажечь ханукальные огни раньше.

Известно, что Хазон Иш зажигал ханукальные свечи примерно через 20 минут после заката. Он считал, что таким образом он выполняет заповедь по всем мнениям, так как с его точки зрения, в Земле Израиля «второй закат» наступает примерно через 20 минут после видимого заката, а выход звезд — через 30 — 40 минут. Таким образом, через 20 минут после видимого заката солнца можно зажигать ханукальные огни и по мнению, что Шкия – это второй закат, и по мнению Виленского Гаона, и даже с учетом мнения Рамбама, по которому через полчаса после заката свечи зажигать уже нельзя.

С практической точки зрения, тот, у кого в семье есть традиция зажигать ханукальные огни в определенное время, должен следовать своей традиции. Тот, у кого традиции нет, пусть следует обычаю своей общины. Тому, у кого нет ни того, ни другого, можно порекомендовать проконсультироваться со своим раввином.

(По Мишна Брура 671:1, Диршу, Рав Йеуда Чезнер, «Шаарей йамей а-Ханука» 2:1:1-3)


https://www.beerot.ru/?p=22167