Желающий тшувы — Путь тшувы

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

112

Глава 7. Путь тшувы: с помощью легко выполнимого обязательства, которое совершающий тшуву возьмет на себя, и устоит в этом

Из вышеприведенной истории с юношей, который принял путь тшувы от рабби Шимона бен Шетаха, мы учим, каков путь к исправлению греха. Как наставлял юношу рабби Шимон бен Шетах: «Найду я легкое лекарство для раны твоей и исцелю болезнь твою. Единственное, сын мой, чего тебе следует остерегаться во всех твоих делах – это лжи…». От человека не требуется совершать поступки, которые ему не по силам, наоборот – путь к победе над дурным началом состоит в том, чтобы человек взял на себя что-нибудь легко выполнимое, в чем ему важно укрепиться. Поэтому тому, кто желает совершить тшуву, стоит присмотреться к себе или спросить своих учителей, чтобы понять – какое именно легкое обязательство ему стоит принять на себя, чтобы с наибольшим успехом ему удалось бы удержаться от греха. И пусть примет это на себя, и пребудет с ним Б-г. (И так написано в книге «Ор Исраэль» (письмо 8): «Известный с очень давних пор способ понемногу приближаться к пути оставления греха… Человеку легко принять решение, которое он сможет выполнить, и держаться этого, не прилагая больших усилий…».)

Это – не незначительная вещь, а очень важная

Если внимательно рассмотреть слова рабби Шимона бен Шетаха, обращенные к юноше, и его ответ, то можно найти разницу между ними. Рабби Шимон бен Шетах сказал юноше: «Найду я легкое лекарство для раны твоей», а тот ответил: «Это – малое…». По-видимому, объясняется это так: поначалу юноша не видел большой пользы от такого решения, и оно выглядело в его глазах незначительным по сравнению с тяжестью грехов, которые он должен был исправить. И, как видно там далее, после того, как рабби Шимон бен Шетах потребовал с него клятвы, он дал ее – «поклялся юноша, и вернулся домой». Простое понимание написанного здесь предполагает, что на этом этапе юноша не почувствовал особых изменений, происшедших с ним вследствие взятого на себя обязательства. И только в тот день, когда соседка его ушла из дому, и он спасся от греха воровства благодаря принятому решению не лгать – тогда он оценил пользу этого решения. Как сказано в Мидраше: «Тогда он вернул все, что взял, и оценил мудрость Шимона бен Шетаха».

Пусть примет твердое решение (не давая обетов) придерживаться взятых на себя обязательств

Рабби Шимон бен Шетах, взяв с юноши клятву, научил нас, что надо искать способы заставить себя придерживаться взятых нами на себя обязательств. И действительно: когда пришел час испытания для того юноши, именно клятва не лгать, данная им, заставила его поступить в соответствии с принятым решением. Как видно из слов Мидраша, если бы не клятва, юноша нарушил бы то, что взял на себя. Вот слова, которыми Мидраш описывает то, что юноша говорил сам себе: «Если скажу ей, я чист и невиновен, получится, что солгу, – а как же моя клятва?» Именно это привело его к тому, что он вернул все, что взял.

А в нашем поколении, когда души измельчали, и люди не придают клятве такого значения, как раньше, – весьма и весьма следует остерегаться, чтобы не давать обетов и клятв. Поэтому каждый должен поступать с умом, и придумывать свои хитрости и уловки, чтобы заставить себя придерживаться взятых на себя обязательств.

Чувство стыда не даст человеку оступиться

Слышал я от одного уважаемого талмид хахама, да продлятся его дни, очень полезный совет, который может помочь человеку придерживаться собственных решений. А именно – проверять вместе с талмид хахамом, который знает его, придерживается ли он взятых на себя обязательств. Этот способ поможет человеку выполнять свои обязательства, ведь по природе своей человек способен преодолеть себя больше, чем обычно, если он чувствует стыд, и ему хочется сохранить свое достоинство. Например, если человека сильно рассердили <домашние>, но в это же время он слышит, как кто-то стучится в дверь – даже если обычно он дает волю гневу, теперь ему будет стыдно, и он сдержится. Также и ленивый человек: когда у него в гостях находится кто-то важный, перед которым ему стыдно, он будет бодро вставать рано утром. Получается, что качество стыда помогает улучшить поведение человека, даже в случае испытаний, которые ему непросто выдержать. И стоит воспользоваться этим, чтобы улучшить наше собственное поведение.

Благодаря постоянному обществу хороших товарищей человеку будет легче придерживаться своих обязательств

Человек, пробудившийся к тшуве, чтобы удостоиться придерживаться взятых на себя обязательств, должен постараться постоянно находиться среди таких людей, которые усердно учатся, Б-гобоязненны и обладают хорошими чертами характера. Потому что человеку свойственно и в качествах характера, и в поступках тянуться за своими друзьями и приятелями, и поступать так, как принято в том месте, где он живет, как это разъясняется у Рамбама в Илхот Деот (6, 1). И в пятой главе «Месилат Йешарим» написано, что дурное окружение лишает человека качества осторожности: «Ведь мы видели много раз, как, даже постигнув необходимость служения и осторожности, человек пренебрегает какими-то их аспектами и деталями, чтобы друзья не смеялись над ним, или ради того, чтобы остаться в их обществе… Человек обязан очистить себя и избегать дорог, по которым идет толпа, погруженная в суету этого мира, и направить свои стопы к обители Всевышнего».

Рассказывают, что у автора «Бейт Исраэль», благословенной памяти – великого Гурского ребе, возглавившего этот хасидский двор после Катастрофы, была привычка спрашивать у юношей, которые приходили к нему, кто их друзья. Потому что он видел в этом очень важную основу успеха в Торе и в служении Всевышнему. И еще я слышал от одного уважаемого талмид хахама, да продлятся его дни, что польза от приобретения добрых друзей и соседей многократно оправдывает приложенные для этого усилия. И об этом, наверное, можно сказать словами рабби Исраэля Салантера из книги «Ор Исраэль» (5), где он писал об изучении мусара, что «средство это – несложное, а плоды его многочисленны».

Глава 8. Правила, как брать на себя обязательства

В книге «Тшува Шлема» приводится комментарий Виленского Гаона к стиху из Мишлей (19:2) «торопливый ногами грешит (חוטא)», и он пишет так: «ноги – это качества характера; когда он приучит себя к ним, они станут его натурой (здесь обыгрывается слово ירגיל – приучится, сделает своей привычкой, являющееся однокоренным слову רגל – нога. Прим. переводчика). Однако, <исправляя> черты характера, следует продвигаться постепенно, с уровня на уровень, подобно поднимающемуся по лестнице, и не пытаться сразу «запрыгнуть» на уровень, который ему еще не подходит. «Торопливый ногами» сказано о человеке, который пытается сразу достичь ступени, недоступной ему, и он חוטא – «грешит, промахивается» (одно из значений слова חוטא – промахивается. Прим. переводчика), оставаясь ни с чем, поскольку он упадет оттуда».

А 3-й стих той же главы Мишлей «Глупость человека извращает путь его, а на Г-спода негодует сердце его» Виленский Гаон прокомментировал так: «Сказали мудрецы (Шабат 104а): тому, кто намеревается очиститься, помогают. Случается, что человек начинает учить Тору и выполнять заповеди, а потом прекращает, потому что ему очень тяжело, а помощи нет, и он негодует на Всевышнего – почему Он не помог; на самом же деле причиной является его собственная глупость. Так как любой человек должен продвигаться в соответствии со своим уровнем, и не перепрыгивать <ступени>, как мы объясняли выше, – и тогда он может уверенно идти по избранному пути, к тому же он получит помощь. Этот же человек пошел не по своему пути, поэтому и не получил помощи, и в этом «глупость человека», то есть, из-за глупости, которая заключается в том, что он начал действовать необдуманно, он извратил свой путь, а теперь негодует на Всевышнего – почему Он не помог».

Из этого мы учим, что человек, прежде чем взять на себя какое-либо обязательство, должен проверить, соответствует ли это его собственному уровню, и тогда пусть следует уверенно избранному пути, и Свыше помогут ему.

Мы уже упоминали, что, когда человек собирается проверить, что именно лучше подходит ему, чтобы взять на себя, пусть убедится, что это решение будет легко выполнимым (чтобы он смог придерживаться его на деле!). И хорошо, если к тому же это будет что-нибудь настолько же полезное, как и то, что взял на себя тот юноша по совету рабби Шимона бен Шетаха.

Во вступлении к книге «Сифтей Хаим» (Моадим 1, «Путь <духовного> подъема», стр. 17) приводится несколько правил, которые можно выучить из тех обязательств, которые принимал на себя гаон рав Хаим Фридлендер, записывая их. Вот они:

1. Все обязательства принимаются на условии «без обета»

2. Все, что человек берет на себя – берет только на очень короткое время [Примечание составителя. То же пишет и автор книги «Хосен Йеошуа» (статья 1, гл. 1, п. 4): «Правильно не растягивать время действия решения (идет речь о решении усерднее заниматься Торой) надолго», и см. там его объяснения, почему.]

3. Регулярная проверка исполнения решений

Также можно заметить, что он записывал не только то, что брал на себя, но и результаты проверок того, как он придерживался взятых на себя обязательств. (И еще там приводится, что он записывал множество идей о том, как служить Всевышнему, и писал об этом так: «Я записываю свои идеи с целью соединять их – одну к другой, строить мысль сегодняшнюю, продолжая вчерашнюю, и так выстроить, с Б-жьей помощью, путь служения Всевышнему».)

Пусть заранее продумает, что может помешать ему придерживаться своих обязательств

Стоит добавить еще одно правило касательно обязательств, которое я слышал от одного уважаемого талмид хахама, да продлятся его дни, который слышал еще от кого-то, кто слышал от нашего великого учителя, рава гаона Элазара Менахема Шаха, благословенной памяти – что он сам, дабы укрепиться в чтении благословения после трапезы, Биркат а-мазон, взял на себя на несколько недель читать его по сидуру (молитвеннику), и обязался делать так только в то время, когда он дома, потому что там ему легко это выполнить.

Из этого примера мы можем выучить, что прежде, чем взять на себя какое-либо обязательство, человек должен хорошо проверить, что может помешать ему реализовать свои обязательства на деле. И принимать на себя только такие обязательства, о которых он будет знать, что ему легко удастся их выполнить в совершенстве.

Совершающему тшуву следует постоянно молиться Всевышнему, чтобы помог ему с тшувой 

Когда мы собираемся взять на себя какое-либо обязательство, несомненно, следует молиться Всевышнему из глубины сердца, прося, чтобы Он помог принять верное решение, которого мы сможем придерживаться. И см. в «Шаарей Тшува» (раздел 1, основа 15, в конце), где написано так: «И еще совершающему тшуву следует постоянно молиться Всевышнему, чтобы помог ему с тшувой, как сказано (Ирмияу 31:17): “Верни меня, и я вернусь, так как ты – Г-сподь, мой Б-г”».

И еще следует особенно сосредоточенно иметь в виду тшуву во время произнесения благословения «Верни нас» в молитве Шмонэ Эсрэ. См. в «Сефер Харедим» (гл. 67), где написано: «В этом благословении следует быть сосредоточенными более, чем во всех остальных средних благословениях, поскольку от него есть большая польза и исцеление для души».

Хафец Хаим в своей книге «Махане Исраэль» (статьи, гл. 10 – «Битахон») писал так: «И тфила (молитва)… – не только во время Шмонэ Эсрэ, но и в любое время, когда человек пожелает, он может вознести молитву к Б-гу… Однако необходимо, чтобы в ней присутствовали два момента:

1. Чтобы молитва исходила из глубины души, а не просто слетала с уст

[Примечание составителя. И еще он добавляет там же: «Если человек сумеет пробудить свое сердце к слезам – это хорошо, как сказали мудрецы: (Бава Мециа 59а): “Все врата заперты, кроме врат слез”»].

2. Пусть его намерением будет, чтобы его молитва дошла до Земли Израиля, там – до Иерусалима, а оттуда – к месту Святая Святых.

И когда он сделает так, несомненно, его молитва не вернется неотвеченной».

Перевод – рав О. Климовский 


https://www.beerot.ru/?p=51462