Сгула для мира в семье

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Зильберштейн

1749
мира в семье

Совет для достижения мира в семье, и чтобы спастись от развода — выполнить то, что написано в разделе «Шаар а-Отиёт» в книге «Шней Лухот а-Брит» (1:48):

Человек должен понять, что любые события, которые с ним происходят, — от Всевышнего, благословен Он. Например, если какой-то неприятный тип оскорбил и унизил его, засыпав проклятиями, он должен принять это с любовью. Ведь это Всевышний повелел тому проклясть его за его грехи, а тот лишь выполнил свое задание. И так сказал царь Давид о Шими бен Гера (Шмуэль 2, 16:10): «И сказал царь: что вам до меня, сыны Церуи? Пусть он поносит, верно, Г-сподь повелел ему: “Поноси Давида!” Кто же может сказать: “Зачем ты так делаешь?”» И так следует относится ко всем событиям своей жизни, хорошим и плохим — надо верить и говорить, что «это от Всевышнего».

Эту же идею приводит Бен Иш Хай в книге «Адерет Элияу» (на гл. Ваякель): «Человеку не стоит расстраиваться, если пошлют ему с Небес нечто плохое. Так как это от Всевышнего, а значит такова Его воля. Почему же человек должен расстраиваться из-за воли Всевышнего? И об этом говорит стих (Теилим, 115:3): “Б-г наш в Небесах, что захотел, то и сделал”. Таким образом, из-за того, что это Его воля и желание, человек не должен расстраиваться не из-за каких происходящих с ним событий. Ибо это Его, благословен Он, желание, и это излечит всех».

[Примечание рава Игаля Полищука. Напомним себе также, то, что постоянно говорили себе великие праведники раби Акива и Нохум иш Гам-Зу: всё, что делает Всевышний — к лучшему.]

Была история с одним человеком, которого постоянно унижала жена. Он пришёл к своему раввину, чтобы пожаловаться ему, и чтобы тот помог ему исправить ситуацию. Раввин пообещал, что будет молиться за него. Когда он вернулся домой, случилось чудо: жена вдруг начала говорить с ним уважительно и всячески старалась оказать ему почёт. Но вскоре после этого его соседи начали унижать его! Один обвинил его в краже денег. Другой оскорбил его в синагоге.

Тогда он снова пошёл к своему раввину и рассказал ему, что жена его теперь уважает. Но, с другой стороны, его начали оскорблять и унижать посторонние!

Его раввин сказал ему: «Не жена твоя унижает тебя, и не соседи твои оскорбляют тебя. Всевышний повелел им бранить тебя! Когда ты этого заслуживал, унижения ограничивались твоей семьёй, не выходили за пределы твоего дома, и не становились достоянием общества. Но когда ты попросил молиться, чтобы эти унижения прекратились, они появились в другом месте». Тогда этот человек сказал своему раввину: «Пожалуйста, забери от меня унижения на улице, пусть они вернутся в мой дом».

Об этом повествует трактат Таанит (23б): «Раби Мани часто приходил, чтобы учиться у Раби Ицхака бен Эльяшива. [Раби Мани сказал своему учителю]: “Мои богатые родственники со стороны моего тестя доставляют мне неприятности! [Они презирают меня, гордясь своим богатством”. Раби Ицхак бен Эльяшив сказал]: “Так пусть они обеднеют!” И они действительно обеднели. [Тогда раби Мани снова пришёл к своему учителю и стал жаловаться: “Теперь родственники моего тестя] требуют, [чтобы я их прокормил!” Тогда тот сказал]: “Пусть они разбогатеют!” И они действительно разбогатели.

[Потом раби Мани снова стал жаловаться своему учителю]: “Меня не устраивает внешность моей жены!” [Раби Ицхак бен Эльяшив спросил его]: “Как её зовут?” “Хана”. “Пусть Хана станет красивой!”

Хана действительно стала красивой. [Тогда раби Мани снова пришёл к своему учителю и пожаловался]: “Теперь Хана стала относится ко мне надменно!” [Раби Ицхак бен Эльяшив сказал]: “Пусть Хана вернётся к былому состоянию!”

У раби Ицхака бен Эльяшива было два ученика, которые учились у него. Они сказали ему: “Пусть наш учитель помолится за нас, чтобы мы стали большими мудрецами!” Он сказал: “Раньше у меня была [возможность просить у Всевышнего так, чтобы Он ответил мне, но теперь] я отказался от этого”».

Рабейну Гершом объясняет последние слова раби Ицхака бен Эльяшива таким образом: «Вначале я хотел сделать то, что вы просили, но потом решил не беспокоить Творца».

Есть удивительная история о раби Йосефе Теомим (авторе важнейшего комментария «При Мегадим»), которая произошла с ним в ту пору, когда он работал учителем детей. Когда нищета в его доме стала нестерпимой, его жена, в присутствии его учеников, стала жаловаться на свою тяжёлую судьбу. Она упомянула, что её отец был очень уважаемым человеком, а её муж — всего лишь бедный преподаватель. Раби Йосеф успокоил её: «Всевышний обязательно поможет нам; настанет день, когда у нас всего будет в достатке».

Провожая своих учеников, рав Йосеф сказал им: «Наконец-то я понял закон, который приводится в книге “Тосефта”! Там сказано так (Кидушин 2:2): “Человек при посвящении говорит женщине: ’я посвящаю тебя с условием, что у меня только одно имя, Йосеф’. Если после этого выясняется, что у него два имени, Йосеф и Шимон, то посвящение является недействительным”. Мне всегда было тяжело понять, какая этой женщине разница, зовут её мужа просто Йосеф, или Йосеф Шимон!

Но сейчас я всё хорошо понял. Как известно, Йосеф был правителем всего Египта. Он отвечал за поставку пищевых продуктов во всей стране. Нет никаких сомнений, что его семья не испытывала недостатка ни в чём.

С другой стороны, комментарий Раши говорит о Шимоне, что его потомки были бедными писцами и преподавателями Торы. Если так, то Тосефта объясняется словами моей жены. Женщина думала, что она выходит замуж за Йосефа, то есть, за человека обеспеченного, как мы объяснили выше. Но потом выяснилось, что его также зовут Шимон. Это означает, что он также относился к клану бедных учителей. Узнав об этом, его жена может сказать “я не собиралась выходить замуж за такого человека”. Именно поэтому “Тосефта” утверждает, что посвящение является недействительным».

Нет никаких сомнений, что автор «При Мегадим» черпал душевные силы из идей, почерпнутых из «Шней Лухот а-Брит». Его унизили при его учениках, но ему удалось сохранить спокойствие и промолчать. Более того, он привёл объяснение «Тосефты». Он знал, что его жена кричит на него не по своей воле, а из-за того, что Всевышний повелел ей так себя вести.

[Примечание рава Игаля Полищука. Заметим, что когда человек учится молчать ради мира в семье, когда он напоминает себе, что всё от Всевышнего, он превращает свои обиды и мучения в инструменты для духовного роста и укрепления в вере. Это само по себе является большим богатством.]

Перевод — рав Берл Набутовский


https://www.beerot.ru/?p=42608