ЕВРЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ

А

Рав Бенцион Аба Шауль

Рав Бенцион Аба Шауль (5684-5768 /1924-1998), автор «Ор ле-Цион». Рав Бенцион был учеником выдающихся сефардских мудрецов Торы. В течение многих лет был главой ешивы «Порат Йосеф». Кроме преподавания, активно участвовал в общинной жизни. Совместно с равом Йеудой Цадкой и равом Овадьей Йосефом основал «Мааян а-Хинух а-Торани», участвовал в возрождении и укреплении сефардских общин по всему миру.

Рав Йехезкель Абрамски

Рав Йехезкель Абрамски (5646-5736 /1886-1976) – выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Автор многотомного труда Хазон Йехезкель. В 1930 году был арестован, обвинен и заключен в лагерь в Сибири. В 1931 году, под давлением мировой общественности, был спасен и выпущен из СССР, поселился в Лондоне. В 1934 году р. Абрамски стал главой центрального раввинского суда Великобритании и руководителем всех еврейских общин страны. В 1951 году совершил алию и прожил остаток жизни на Святой Земле.

Рав Хаим Меир Агер

Рав Йекутиэль Йеуда Альберштам

Великий мудрец Торы и праведник, выдающийся хасидский наставник рав Йекутиэль Йеуда Альберштам (5665-5764 /1905-1994). Пережил Холокост, потеряв жену и 11 детей и пройдя через несколько концентрационных лагерей и «Марш смерти». После войны посвятил себя возрождению еврейской жизни в Европе, Америке и в Земле Израиля.

Альтер Ребе — Рав Шнеур Залман из Ляд

Альтер Ребе — рав Шнеур Залман из Ляд (5505-5573 /1745-1812), великий хасидский наставник и мудрец Торы, Бааль а-Тания. Автор кодекса «Шульхан Арух а-Рав» и знаменитого каббалистического труда «Тания». Был выдающимся общинным лидером, защитником еврейского народа в сложное время.

Б

Бааль а-Лешем

Адмор из Бельз

Рав Аарон Рокеах, адмор из Бельз (5640-5717 /1880-1957). Движение бельзских хасидов под его управлением достигло своего расцвета, однако вторая мировая война уничтожила как семью адмора (жену, 8 детей и множество внуков), так и большинство хасидов Бельз. После войны адмор восстановил общину хасидов Бельз в Земле Израиля.

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин

Рав Элияу Меир Блох

Рав Элияу Меир Блох (5655-5715 /1895-1955). Тельз-Кливленд. Попав в Америку в разгар второй мировой войны, открыл там заново ешиву Тельз в г. Кливленде. Был главой ешивы и одним из глав «Агудат Исраэль» в США.

Рав Шломо Лейб Бревда

Рав Шломо Лейб Бревда (5691-5773 /1931-2013) — ученик рава Йехезкеля Левинштейна, рава Аарона Котлера, рава из Бриска (рав Ицхак-Зеев а-Леви Соловейчик) и Хазон Иша. Углубленно изучал наследие Виленского Гаона, автор комментариев к его книгам. Приобрел мировую известность беседами по мусару, его называли «великий Бааль Мусар нашего времени».

Брискер Ров — рав Ицхак Зэев Соловейчик

Брискер Ров (рав из Бриска) — раби Ицхак-Зеев бар Хаим Алеви Соловейчик, (5646-5720 /1886-1959). Выдающийся законоучитель, знаток Торы, один из духовных лидеров своего поколения. Продолжатель династии Соловейчиков из города Бриска (Бреста), насчитывавшей несколько поколений мудрецов и раввинов.

В

Рав Дов Бериш Вайденфельд из Чебина

Рав Дов Бериш Вайденфельд (5641-5726 /1881-1965). В 1923 году стал раввином Чебина и открыл там большую ешиву, получившую широкую известность в Польше. С началом Второй мировой войны бежал во Львов, оттуда был сослан в сибирские трудовые лагеря, а затем – в Бухару. В 1946 году приехал в Землю Израиля и стал преподавателем ешивы «Хаей Олам». Впоследствии основал ешиву «Кохав ми-Яаков», по имени труда, написанного его отцом, равом Яаковом из Гримайлова.

Рав Элазар Симха Вассерман

Рав Элазар Симха Вассерман (5659-5762 /1899-1992) — сын праведника гаона рава Эльханана Бунима Вассермана, да отомстит Всевышний за его кровь. Единственный оставшийся в живых из всей семьи, после войны рав Вассерман укреплял Тору в Европе, Америке и в Земле Израиля. Основатель и руководитель нескольких ешив, две из которых (в Лос Анжелесе и в Иерусалиме) носили название «Ор Эльханан» в память о его отце.

Рав Эльханан Буним Вассерман

Рав Эльханан Буним Вассерман (5635-5701 /1875-1941) — ученик рава Шкопа, рава Хаима из Бриска и Хафец Хаима. В 1921 году основал ешиву «Оэль Тора» в Барановичах, получившую всемирную известность. Принял смерть, освящая имя Всевышнего, вместе с членами своей общины, 9 июля 1941 года, в гетто Ковно. Автор сочинения «Ковец аарот» на трактат Йевамот, «Иквета де-Мешиха», а также посмертных сборников «Ковец шиурим» и «Ковец маамарим».

Адмор из Вижницы

Рав Хаим Меир Агер (5648-5732 /1887-1972), адмор из Вижницы, руководитель общины вижницких хасидов в Венгрии перед второй мировой войной. В 1946 году уехал в Землю Израиля и заново основал там общину хасидов Вижниц, силой своей личности и любви к еврейскому народу. Основал в Бней-Браке район «Шикун Вижниц», первый хасидский жилой район в Земле Израиля. Его комментарии к Торе собраны в книге «Имрей Хаим».

Рав Хаим из Воложина

Рав Хаим из Воложина (5509-5582 /1749-1821) — величайший мудрец Торы, ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы, «матери всех ешив», автор «Нефеш а-Хаим».

Г

Рав Яаков Галинский

Рав Яаков Ицхак Галинский (5681-5774 /1921-2014) — выдающийся магид (лектор) и общественный деятель, ученик ешивы Новардок в Белостоке. В 1939 году он и его товарищи по учебе были высланы в Сибирь советскими властями. Это спасло ему жизнь, и после освобождения и окончания войны в 1949 году он переехал в Землю Израиля. Участвовал в борьбе за спасение детей из восточных общин, и активном возрождении мира Торы. Прославился как магид — лектор на темы мусара.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш

Раби Шимшон бар Рафаэль Гирш (5568-5649 /1808-1888) — выдающийся раввин, комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы. Основал ортодоксальную общину Адат Йешурун (Община Йешуруна) в городе Франкфурте-на-Майне. Прославился как непримиримый борец против «просветителей» и «реформаторов веры». Автор книг «Девятнадцать писем о еврействе», «Хорев», Нафтулей Нафтали и других.

Раввин из Гомеля — рав Авраам Эльяшив

Рав Авраам Левинзон-Эльяшив (5638-5703 /1877-1942), которого называли раввином из Гомеля, «Гомелер рав». Был главой раввинского суда г. Гомеля, и зятем знаменитого каббалиста Бааль а-Лешем (р. Шломо Эльяшова). В 1924 году переехал с семьей на Святую Землю, где организовал группу «Тиферет Бахурим», для работавших юношей, прославившись своим ораторским даром. Единственным сыном его был рав Йосеф Шалом Эльяшив зц»л, глава нашего поколения. Автор «Бикурей Авраам».

Рав Хаим Шауль Грайнеман

Рав Хаим Шауль Грайнеман (5685-5775 /1925-2015) — великий мудрец Торы и наставник, племянник Хазон Иша. Был известен как великий знаток Талмуда, впитавший в себя и передавший нашему поколению пути учебы великого Хазон Иша, и как выдающийся законоучитель. Его книги, названные «Хидушим у-Биурим», в наши дни изучают бней Тора по всему еврейскому миру.

Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо

Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо (5642-5701 /1882-1941) — Адмор из Папо, автор «Шеелот у-тшувот», «Мишпатеха ле-Яаков», «Ва-ягед Яаков» и других книг. Занимал раввинскую должность во многих общинах, вплоть до избрания его раввином большой общины харедим в городе Папо в Венгрии. Он также был главой самой большой в Венгрии ешивы. Прославился как большой мудрец Торы благодаря своим книгам.

Рав Хаим Озер Гродзенский

Рав Хаим Озер Гродзенский (5623-5700 /1863-1940) — великий наставник всего народа Израиля, руководитель поколения, автор фундаментального труда «Ахиэзер». В возрасте 22-х лет стал ведущим равом Вильно. Был одним из основателей «Агудат Исраэль» и президентом Совета великих мудрецов Торы. Отличался феноменальной памятью, и столь же феноменальной заботой о тысячах евреев по всему миру.

Рав Хаим Гольдберг

Рав Хаим Гольдберг, ученик рава Мешулама-Давида Соловейчика — гаон хеседа, великий благотворитель. Не будучи сам богатым человеком, он трудился как габай цдака (сборщик пожертвований), и собранные деньги распределял между нуждающимися, не дожидаясь просьб, но лично выясняя, кому необходима помощь. В своей деятельности он избегал почета и известности, но помогал всем нуждающимся в Израиле, не ограничиваясь одним районом или городом. Даже будучи тяжелобольным, рав Хаим продолжал свои благотворительные проекты.

Адмор из Гуры

Рав Исраэль Алтер из Гуры (5656-5737 /1896-1977) — «Бейт Исраэль», пятый адмор гурской хасидской династии. Встав во главе общины в 1948 году, он воссоздал общину хасидов Гур после Катастрофы – основал и расширил ее, сделав крупнейшей хасидской общиной в Земле Израиля. Принимал активное участие в деятельности «Агудат Исраэль», имел решающее влияние в Совете великих мудрецов Торы. Автор комментария к Торе «Бейт Исраэль».

Д

Рав Элияу Элиэзер Деслер

Равби Элияу-Элиэзер бар Реувен-Дов Деслер (5651-5714 /1891-1954), выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар. В годы второй мировой войны р. Деслер стал одним из руководителей колеля в Гейтсхеде, создав рядом с ним еще несколько учебных центров, ставших знаменитыми. Благодаря ему началось возрождение еврейской жизни в Великобритании. В 1948 году р. Деслер переехал в Землю Израиля и стал машгиахом (духовным руководителем) ешивы Поневеж. Прославился своими уроками и беседами на темы мусара. Около тысячи его статей и уроков, записанных учениками, были включены в сборник Михтав миЭлияу (Письмо от Элияу).

З

Рав Илель Закс

Рав Илель Закс (5691-5775 /1931-2015) — внук Хафец Хаима, глава ешивы «Кнессет а-Гдола» в Кирьят Сефере, в прошлом – один из руководителей великой ешивы Хеврон. Рав Илель Закс был не только выдающимся мудрецом Торы, но и человеком уникальных душевных качеств. Он был открыт для своих учеников, щедро даря им жемчужины Торы, воспринятые в доме своего великого деда – Хафец Хаима. При этом он был очень скромным человеком, несмотря на близость к величайшим мудрецам поколения. В последний Шаббат перед уходом из нашего мира, вместо обычного глубокого урока, рав Илель сказал всего несколько слов: «Все, чему я обучал вас, я получил от моего отца, а он получил это от Хафец Хаима».

Рав Ицхак Зильбер

Рав Ицхак Зильбер (5677-5764 /1917-2004) — великий наставник русскоязычного еврейства, праведник и мудрец, основатель русскоговорящей харедимной общины Израиля. Он учился не с одним и не с десятью, а со многими сотнями, приходившими к нему. Он учил словом и личным примером. Его душевные качества стали (и должны оставаться) образцом для всего русскоязычного еврейства Торы. Пример его жизни – это пример настоящей борьбы за то, чтобы в любых обстоятельствах желание Всевышнего и его Тора оставались главным приоритетом. Пламя Торы нашего наставника зажгло огонь в тысячах еврейских душ по всему миру, оторванных от веры отцов. Наш учитель рав Ицхак зажег маяк, который ярко светит сквозь нестерпимую тьму изгнания и указывает верный путь всем заблудшим сыновьям нашего народа.

Рав Йосеф Хаим Зонненфельд

Рав Йосеф-Хаим бар Авраам-Шломо Зонненфельд (5609-5692 /1849-1932) — духовный лидер ашкеназской общины Йерушалаима. В 1873 году переселился в Землю Израиля. Стал ближайшим учеником выдающегося законоучителя р. Йеошуа-Лейба Дискина. В 1881 году, когда р. Дискин основал в Старом городе приют для сирот, р. Зонненфельд стал в нем ведущим преподавателем и наставником. Был правой рукой р. Дискина в борьбе против «просветителей» и вводимой ими светской системы образования. В течение многих лет р. Зонненфельд наотрез отказывался от любых предлагаемых ему официальных постов. В конце 1918 года иерусалимские знатоки Торы, выступающие против любых компромиссов со светскими сионистами, объединились в особую общину, названную Эйда харедит (Община богобоязненных). Первым главой раввинского суда был избран р. Зонненфельд. В 1920 году р. Дискин назначил р. Зонненфельда главным раввином харедимной общины святого города.

Й

Рав Овадья Йосеф

Рав Овадья Йосеф (5681-5774 /1920-2013) — духовный лидер сефардского еврейства, главный сефардский раввин Израиля, «Манъиг» и «Посек аДор» (алахический авторитет поколения), сооснователь партии «ШАС». Рав Овадья Йосеф, сын бедного багдадского торговца, в одиночку перевернул свое поколение, объединил сефардов в огромную общину, дал им цель, вернул им утраченную гордость, и привел к массовой тшуве — возвращению к вере отцов.

К

Рав Йосеф Шломо Каанеман из Поневежа

Рав Йосеф Шломо Каанеман (5646-5729 /1888-1969) — Поневежер ров. В 1919 году он был избран раввином города Поневеж, где преданно заботился о ешиве и общинных учреждениях. Рав Йосеф Шломо был талантливым оратором, своими уроками и выступлениями укреплявшим дух многих людей. Во время войны он потерял свою семью [кроме одного сына] и все, что составляло дело его жизни в Поневеже. По прибытии в Землю Израиля начал отстраивать разрушенный мир Торы. Рав Каанеман основал в Бней-Браке ешиву Поневеж, а в Ашдоде – ешиву Гродно. Кроме того, рав из Поневежа основал учреждения «Батей Авот» для «детей Тегерана» и других детей, спасшихся в Катастрофе; систему «Ярхей Кала» – ешиву для работающих, функционирующую две недели в году. Рав Каанеман основал также множество других учреждений Торы и благотворительности.

Рав Исроэль Меир а-Коэн (Каган)

Рав Яаков Каменецкий

Рав Яаков Каменецкий (5651-5746 /1891-1986) — был наставником общины харедим в США на протяжении полувека. В 1921 году был назначен раввином местечка Цитованы возле г. Ковно (Каунаса). В 1938 году р. Каменецкий эмигрировал в Канаду и был избран раввином общины «Сфат Эмет» в Торонто. Также он был там главой ешивы. В 1945 году р. Каменецкий переехал в Соединенные Штаты и стал главой ешивы «Тора ве-даат». Помимо величия в Торе, он был знаменит своей мудростью и качеством правдивости. Был одним из глав организации «Агудат Исраэль» и руководства «А-хинух а-ацмаи» [системы независимого образования]. После его кончины вышла в свет его книга комментариев к Торе «Эмет ле-Яаков».

Рав Яаков Исраэль Каневский

Рав Хаим Камил

Рав Хаим Камил (1933-2005) — глава ешивы в Офаким. В юности учился в ешивах Слободка в Бней-Браке и Мир в Иерусалиме, где стал учеником раввина Хаима Шмулевица. Там рав Хаим Камил стал партнером по изучению Торы рава Элияу Боруха Финкеля и рава Носона Цви Финкеля. В конце концов, рав Хаим Камил принял роль главы ешивы в Офакиме и вместе с равом Шимшоном Довидом Пинкусом, местным раввином, способствовал росту еврейской общины Офакима. В дополнение к своим обязанностям в собственной ешиве, рав Камил также еженедельно давал уроки в ешиве в Тифрахе. Его лекции на темы мусара были опубликованы под названием «Имрей Хаим».

Рав Авраам-Йешая Карелиц

Рав Моше Кордоверо — Рамак

Рав Моше бар Яаков Кордоверо (5282-5330 /1522-1570) – Рамак, один из величайших каббалистов всех поколений. Фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова – так как он происходил из семьи изгнанников из Испании. Жил в Цфате. Изучал законы Торы у автора кодекса «Шульхан Арух» рава Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы – у каббалиста рава Шломо Алькабеца. Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал каббалу. Наиболее выдающимися из его учеников были рав Элияу Ди Видас, рав Авраам Галанти и рав Хаим Виталь. Рав Ицхак Лурия (Аризаль) также вошел в группу учеников рава Кордоверо. Аризаль называл его «наш наставник и учитель». В своем основном труде, трактате «Пардес Римоним», рав Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги «Зоар». Другие его значительные трактаты по кабале: «Сефер а-Гейрушин», «Шиур Кома» и «Ор Неэрав», а также комментарий на книгу «Зоар». Рав Кордоверо написал также этический трактат «Томер Двора».

Рав Аарон Котлер

Рав Аарон Котлер (5652-5723 /1892-1972) — мудрец, глава ешив, общественный деятель. В 1911 году он перешел в ешиву Слуцк и в 1914 году женился на дочери гаона рава Исера Залмана Мельцера, раввина Слуцка и главы ешивы. После женитьбы стал преподавателем ешивы, и его уроки получили известность за их высочайший уровень и остроту. Когда его тесть, рав Исер Залман, уехал в Землю Израиля, рав Аарон возглавил ешиву. В 1941 году прибыл в США и подключился к усилиям по спасению еврейства Европы, вдохнув жизнь в деятельность Комитета по спасению. В 1944 году основал ешиву «Бейт Мидраш Гавоа» в Лейквуде. Эта ешива произвела переворот в США, поскольку была первой, в которой изучалась только Тора, без примеси светских предметов. Он активно участвовал в общественных делах как в США, так и в Израиле. Рав Аарон самоотверженно трудился ради поддержания «Хинух Ацмаи» – системы независимого образования в духе Торы.

Рав Яаков Кранц

Л

Рав Арье Левин

Рав Арье Левин (5645-5729 /1885-1969) — иерусалимский праведник и мудрец, «отец заключенных». С 1917 года и до конца жизни был «машгиах рухани» в Талмуд Тора «Эц Хаим» в Иерусалиме. Прославился своей необыкновенной скромностью и добротой, готовностью к самопожертвованию ради других евреев. Любой человек всегда мог рассчитывать на его совет и помощь. Рав Арье Левин был тем, кто навещал еврейских прокаженных, закрытых в лепрозории, и заботился об их нуждах. В 1931 году он принял должность «тюремного раввина», который по субботам будет приходить к заключенным-евреям, отказавшись принимать за это любую плату. Его прозвали «отцом заключенных» за неподдельную любовь и заботу о еврейских узниках, большинство которых были осуждены британскими властями за подпольную деятельность. Он посещал «своих сыновей» в центральной тюрьме в любую погоду и невзирая ни на какие опасности, и согревал их замерзшие души своим теплом.

Рав Йехезкель Левинштейн

Рав Йехезкель Левинштейн (5645-5734 /1885-1974) – один из духовных лидеров движения Мусар, выдающийся машгиах ешивы Мир до, во время, и после второй мировой войны. В пятилетнем возрасте осиротел, потеряв мать, а в возрасте бар-мицвы начал работать посыльным. Когда у него однажды украли всю выручку, он отправился в Радин, в ешиву Хафец Хаима. После женитьбы продолжил свою учебу в Кельме, а затем перешел в ешиву Мир. Служил машгиахом в ешиве в Клецке и в ешиве Ломжа в Петах Тикве. В 1936 году назначен машгиахом ешивы Мир. Преданно сопровождал ешиву во время странствий и находился с ней в Шанхае, управляя ею вплоть до освобождения в 1945 году. Из Шанхая переехал в Соединенные Штаты, а в 1949 году поднялся в Землю Израиля. В 1953 году занял место машгиаха в ешиве Поневеж. После смерти его беседы и письма были опубликованы в серии книг «Ор Йехезкель».

Рав Барух Бер Лейбович

Рав Барух Бер Лейбович (5624-5700 /1864-1939) — выдающийся знаток Талмуда и педагог. В шестнадцать лет поступил в Воложинскую ешиву, где стал ближайшим учеником р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера). Его преданность Торе своего учителя стала чем-то нарицательным. В поведении своем рав Барух Бер придерживался особой святости и был высоко ценим всеми большими мудрецами поколения. Посвятил свою жизнь воспитанию учеников, будучи для них не только учителем, но практически отцом, преданным и заботливым. Его книги – «Биркат Шмуэль» (в 4 частях) на Гемару, «Хидушей ве-шиурей раби Борух Бер» (в 3 частях) – были изданы его учеником после его смерти.

Рав Йерухам а-Леви Лейвовиц

Рав Йерухам а-Леви Лейвовиц (5635-5696 /1875-1936) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар. Ученик основателей движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма) и р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки). В 1906 году р. Йерухам стал машгиахом (духовным руководителем) в ешиве г. Радина, основанной Хафец Хаимом. В 1908 году р. Йерухам был приглашен на пост машгиаха в небольшую ешиву городка Мира. Благодаря его влиянию эта ешива привлекла сотни учеников и стала одним из мировых центров изучения Торы. Основой духовной работы р. Йерухам считал совершенствование качеств характера. После его смерти содержание его этических бесед было собрано в книгах «Даат, хохма у-мусар» и «Даат Тора» (комментарии на Тору).

Рав Исраэль Липкин

Рав Элияу Лопьян

Раби Элияу бар Яаков Лопьян (5636-5730 /1876-1970/ гг.) – Лев Элияу, выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения Мусар. Учился в ешиве г. Ломжи, а затем – в знаменитой ешиве г. Кельма. В последующие годы он организовал ешиву Эц хаим (Древо жизни) в столице Англии, Лондоне, где в 1930-е годы собралось множество эмигрантов из Польши и литовского края. Был одним из духовных лидеров движения Мусар в этой стране. В 1950 году, на семьдесят пятом году жизни, совершил алию на Землю Израиля. Стал машгиахом в ешиве Кнессет Хизкияу. Рав Лопьян приобрел высочайший авторитет одного из праведников поколения. Его беседы по еврейской этике воспринимались как прямая передача традиции, идущей от р. Симхи-Зисла Зива и основателя движения Мусара р. Исраэля Салантера. Записи его бесед, произнесенных в последний период жизни, были собраны в книгу Лев Элияу.

М

Маарша – рав Шмуэль Элиэзер Эйдельс

Рабби Шмуэль-Элиэзер Эйдельс (5315-5392 /1555-1631) – Маарша; выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда. Изучал Тору в Познани. Женился на дочери богатейшего купца р. Моше Гальперина и в 1585 году, при финансовой поддержке тестя, основал ешиву. После смерти тестя его жена Эйдель Гальперин приняла на себя заботу о материальном обеспечении и семьи зятя, и его многочисленных учеников – в течение двадцати лет ешива в Познани содержалась ею. Имя этой праведной женщины увековечено в фамильном прозвище р. Шмуэля – Эйдельс. В 1605 году возглавил общину г. Хелма. В 1616 году, после смерти Маарама из Люблина, р. Шмуэль Эйдельс стал равом Люблина. Начиная с 1625 года, возглавил общину г. Острога – одну из крупнейших польских общин того времени. В Остроге он создал ешиву, привлекавшую сотни учеников. Он был также одним из руководителей знаменитого «Совета четырех земель», координирующего внутреннюю жизнь всех еврейских общин Польши и Украины. Этот высочайший статус отразился в имени Маарша: аббревиатура слов «Морейну арав Шмуэль Эйдельс – наш наставник рав Шмуэль Эйдельс». Около трех десятилетий Маарша работал над своим основным произведением – комментарием к большинству трактатов Талмуда.

Мабит — Раби Моше бар Йосеф Терани

Раби Моше бар Йосеф Терани (5260-5340 /1500-1580) — а-Мабит; выдающийся мыслитель и законовед. В восемнадцатилетнем возрасте «поднялся» в Землю Израиля. Поселившись в Цфате, стал ближайшим учеником главы цфатской общины р. Яакова Бейрава. В 1525 году Мабит (аббревиатура слов Моше бар Йосеф Терани) занял пост даяна (судьи). В 1553 году в венецианской типографии вышел в свет комментарий р. Моше Терани на кодекс Рамбама Мишнэ Тора, под названием Кирьят Сефер. Его этический трактат Бейт Элоким стал одним из классических шедевров литературы мусара (еврейской этики). После смерти р. Йосефа Каро, Мабит стал главным раввином и главой раввинского суда Цфата. Его респонсы — ответы на алахические вопросы, присылаемые ему из многих общин, были собраны и изданы отдельной книгой в Венеции в 1629 году.

Магид из Дубно — Рав Яаков Кранц

Магид из Дубно — раби Яаков Кранц (5501-5565 /1741-1804), выдающийся даршан (общественный проповедник). Уже в юности он знал наизусть целый ряд трактатов Талмуда. Выступал в своем городке с публичными толкованиями Торы. В восемнадцатилетнем возрасте р. Яаков познакомился с Виленским Гаоном, и между ними завязалась теплая дружба. В течение многих лет был странствующим даршаном, выступая в синагогах перед общинами. Затем поселился в городе Дубно на Волыни, став городским магидом, выступающим с публичными уроками в синагоге. Его притчи и толкования Торы были изданы после его смерти по черновым записям, сделанным им для памяти, а также по воспоминаниям его учеников. Притчи, поясняющие текст Пятикнижия, собраны в книги Оэль Яаков и Мишлей Яаков, а притчи, относящиеся к «пяти свиткам» — в сборник Коль Яаков. Его этические наставления и проповеди составили книгу Сефер аМидот, ставшую одним из шедевров литературы мусара.

Рав Исер Залман Мельцер

Рав Исер Залман Мельцер (5630-5714 /1870-1953) – выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения. Достигнув возраста бар-мицвы, поступил в ешиву Воложин, и там стал преданным учеником Нецива и гаона рава Хаима из Бриска. В 1894 году был назначен преподавателем ешивы Слободка. В 1897 году переехал в г. Слуцк, чтобы основать там ешиву. Когда Ридваз, рав города, оставил в 1903 году этот пост, был назначен равом города. В 1923 году бежал вместе с ешивой от Советской власти в Польшу и обосновался в Клецке. В 1925 году уехал в Землю Израиля и был назначен главой ешивы «Эц Хаим» в Иерусалиме. Был главой Совета Великих Торы, а также одним из членов Совета по делам ешив. Кроме величия в Торе, был также широко известен своим большим участием в делах милосердия.

Н

Рав Йеошуа Йешая Нойвирт

Рав Йеошуа Йешая Нойвирт (1927-2013) — выдающийся рав-посек (алахический авторитет) последнего поколения. Один из самых значительных учеников рава Шломо Залмана Ауэрбаха и автор двухтомного труда «Шмират Шаббат кеилхата» (Практическое руководство по соблюдению Шаббата), ставшего самым авторитетным произведением в отношении этих законов. Рав Нойвирт был также широко известен как эксперт по еврейскому праву и медицинской этике, его мнение часто цитировалось по самым сложным и неоднозначным медицинским вопросам нашего времени, а также эксперт по законам для врачей в Шаббат. Он был консультантом Института Цомет, давая алахическое разрешение на такие инновации, как субботняя лампа и электрические инвалидные коляски в субботу.

Нецив из Воложина

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин, Нецив из Воложина (5577-5653 /1817-1893) — великий мудрец Торы и наставник поколения, прославленный глава Воложинской ешивы. В возрасте 30 лет Нецив начал преподавать в ешиве. Через некоторое время он стал главой ешивы (на тот момент в ней обучалось около четырехсот учащихся), а также возглавил общину Воложина. Знаменитая ешива и ее глава вызывали особую ненависть просветителей, которые всеми силами пытались ввести в ней «изменения в учебном процессе». Столкнувшись с непоколебимой позицией главы ешивы в отношении любых «нововведений», отступники стали требовать от правительства закрыть ешиву. Пятого швата 5652 (1892) года в здание ешивы вошли солдаты и предъявили постановление о закрытии… После того, как все ученики покинули здание, из ешивы вынесли рава Нафтали Цви. Нецив прожил после закрытия своей ешивы всего год.

О

Адмор из Ожарова

Рав Моше Йехиэль Эпштейн (5650-5731 /1889-1971) — адмор из Ожарова, гаон и праведник, уважаемый хасидский наставник и выдающийся мудрец Торы. После переезда в Землю Израиля был одним из глав Совета великих мудрецов Торы и активно участвовал в деятельности организации «Агудат Исраэль». Автор десятков книг «Эш Дат» и «Беер Моше» – комментариев к Торе и Танаху.

Рав Шломо Залман Ойербах

Рав Шломо Залман Ойербах (5670-5755 /1910-1995) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Еще совсем молодым получил известность среди знатоков Торы в Иерусалиме за выдающиеся способности, редкостную память и ясное, четкое понимание. В 1949 году, после кончины главы и основателя ешивы «Коль Тора» гаона рава Й. М. Шлезингера, рав Ш. З. Ойербах был приглашен возглавить ее. В этой ешиве он распространял Тору и воспитывал учеников на протяжении почти полувека. Хотя он и не занимал никакой раввинской должности, но был известен в мире как «устанавливающий закон», к которому обращались со всеми вопросами, возникавшими повсюду, особенно в связи с новой техникой и технологиями. В этой сфере он был особенно компетентен. Был известен своей чрезвычайной скромностью и простотой, наряду с приятностью и мягкостью в отношениях с людьми.

Рав Шмуэль Ойербах

Рав Шмуэль Ойербах (1931-) — большой мудрец Торы и один из глав поколения, сын рава Шломо Залмана Ойербаха. Учился в ешиве «Эц Хаим», параллельно занимаясь со своим великим отцом. Уже в юности был назначен главой ешивы хасидов Амшинова «Шем олам». В 70-х преподавал в ешивах «Итри» и «Коль Тора». В 1982 году открыл ешиву «Маалот а-Тора». Параллельно рав Шмуэль углублял познания в Каббале, под руководством известного каббалиста Мордехая Шараби. Рав Ойербах относился к своим многочисленным ученикам как к собственным детям. Он также много занимался хеседом и помощью неимущим, раздавая значительные суммы денег бедным и овдовевшим семьям. Автор книг «Даркей Шмуэль» и «Оэль Рахель».

П

Адмор из Пясечны

Р

Рамак

Рав Аарон Рокеах

Рав Йосеф Розин — гаон из Рогачева

Рав Йосеф Розин — Рогачевер, гаон из Рогачева (5618-5696 /1858-1936) — выдающийся законоучитель и комментатор Торы. Уже в раннем детстве он прославился как илуй (вундеркинд). После бар-мицвы отец передал его в ученики знаменитому законоучителю р. Йосефу-Дову Соловейчику (Бейт алеви), возглавлявшему общину г. Слуцка. Затем он учился в ешиве Шклова под руководством р. Йеошуа-Лейба Дискина (Маариля Дискина). В 1889 году Рогачевер стал раввином хасидской общины г. Двинска. Он поражал своей феноменальной эрудицией даже видавших виды знатоков Торы. Интенсивность его духовной работы не имела аналогов со времен Виленского Гаона: совершая путешествие на поезде из Двинска в Рогачев, чтобы посетить могилу отца, Рогачевер повторял по памяти половину всего Талмуда, а на обратном пути — завершал вторую половину. Гаон из Рогачева написал целый ряд значительных книг, среди которых особенно выделяются его комментарий на Пятикнижие, аналитические заметки к кодексу Рамбама Мишнэ Тора, а также сборник респонсов. Все его книги носили название Цафнат Панеах.

С

Рав Исраэль Салантер

Рав Исраэль бен Зеев-Вольф Липкин (р. Исраэль Салантер, Агрис), (5571-5463 /1810-1883) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар. Происходил из рода Виленского Гаона. В двенадцать лет женился на дочери р. Яакова Эйзенштейна из г. Саланта (Салантая) и поселился у тестя. Прославился в Саланте как илуй (вундеркинд): уже к четырнадцати годам он был сведущ во всех трактатах Талмуда; в этом же возрасте он направил свои хидушим (аналитические заметки) одному из высших алахических авторитетов Европы р. Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки «гениальными из гениальных». В годы юности его основным наставником был р. Йосеф-Зундель Салант, ближайший ученик двух великих духовных лидеров — р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера. Большинство из методов духовной работы, которые р. Салантер впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом-Зунделем. Р. Исраэль Салантер призывал своих учеников относиться к заповедям «бейн адам лехаверо» хотя бы с той же педантичностью и серьезностью, как они относятся к запретам шабата или к законам о кашерности пищи. В 1842 году р. Исраэль оставил ешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (дом этики), занятия в котором строились на изучении классических книг мусара — таких, как Ховот алевавот р. Бхайе Ибн Пакуды и Месилат йешарим р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаля).

Адмор из Сатмара — рав Йоэль Тейтельбойм

Рав Йоэль Тейтельбойм (5647-5739 /1887-1979) — Сатмар ров, адмор из Сатмара. После смерти отца в 1905 году рав Йоэль стал адмором вместо него. После смерти гаона рава Йеуды Гринвальда стал в 1934 году главой суда Торы в Сатмаре (Сату-Маре, Румыния). С молодых лет воспитал множество учеников и был известен своими выдающимися способностями и большими познаниями. Проявлял активность во всех общественных делах и всеми силами боролся с вероотступниками. В 1945 году, спасенный из когтей нацистов, поднялся в Землю Израиля и поселился в ней. В 1947 году переехал в Соединенные Штаты, где заново основал общину хасидов Сатмар с центром в Вильямсбурге (Нью Йорк) и в Кирьят Йоэле в Монро, на сегодняшний день – крупнейшую из общин харедим. В 1953 году был назначен главой суда Торы «Эда Харедит» в Иерусалиме. Его книги: «Ва-Йоэль Моше» – комментарии к Торе, сборник вопросов и ответов «Диврей Йоэль» и другие.

Рав Хаим а-Леви Соловейчик

Рав Хаим а-Леви Соловейчик (5613-5678 /1853-1918) — величайший мудрец Торы, один из глав поколения. Его отец – великий мудрец Торы и автор книги «Бейт а-Леви», рав Йосеф-Дов Соловейчик. Рав Хаим был праправнуком великого рава Хаима из Воложина – ближайшего ученика Виленского Гаона и основателя Воложинской ешивы. В возрасте 27 лет рав Хаим начинает преподавать в этой великой ешиве. В 1892 году, когда российские власти под давлением «просветителей» закрыли Воложинскую ешиву, рав Хаим Соловейчик принял пост раввина города Бриска. С этого момента его история жизни неразрывно связывается с этой общиной. Сам он становится известен под прозвищем рав Хаим «Брискер». Был знаменит также как бааль а-хесед, опора и поддержка неимущих, воспитатель сирот и утешитель вдов. Уникальный метод анализа рава Хаима Соловейчика оказал существенное влияние на систему преподавания Талмуда. Сыновья и ученики рава Хаима внедрили этот метод, который получил название «дерех Бриск» – брискский путь.

Рав Ицхак Зэев Соловейчик

Рав Акива Софер

Рав Акива Софер (5638-5720 /1878-1960) — мудрец Торы, глава ешивы и общины, сын автора книги «Шевет Софер», внук автора книги «Ктав Софер» и правнук нашего учителя Хатам Софера. В возрасте около 20 лет рав Акива начал преподавать Тору в ешиве вместе со своим отцом. В 1907 году, после смерти отца, был назначен главой суда Торы Пресбурга и главой ешивы. Рав Акива самоотверженно действовал во имя укрепления и развития ешивы и общины. После Первой мировой войны он был назначен главой организации ортодоксального еврейства Чехословакии, которое насчитывало около трехсот общин. Он также был очень деятелен в сборе средств на нужды бедняков Земли Израиля и был главой колеля «Шомрей а-Хомот». После оккупации Чехословакии нацистами рав Акива Софер переехал в Землю Израиля. Здесь он продолжил свою деятельность по распространению Торы и основал ешиву «Пресбург» в Иерусалиме, но отказался занять раввинскую должность, заявив, что хочет жить «как простой иерусалимский еврей». После его смерти сыновья издали его книгу «Даат Софер» – комментарии к Торе, а также сборник вопросов и ответов.

Стайплер — рав Яаков Исраэль Каневский

Рав Яаков Исраэль Каневский (5659-5745 /1899-1985) — гаон Стайплер, мудрец и праведник, один из глав поколения. В возрасте двадцати лет был мобилизован в Красную Армию и проявлял там самоотверженность в соблюдении субботы. Подвергался также арестам коммунистическими властями за распространение Торы. В 1925 году опубликовал свою книгу «Шаарей Твуна», получившую известность в мире ешив. Когда добрая слава о нем дошла до Хазон Иша, тот устроил ему в 1927 году сватовство со своей младшей сестрой. Хазон Иш свидетельствовал о нем как о большом знатоке Гемары и «Шульхан Аруха». В 1934 году Рав Яаков Исраэль по приглашению гаона рава М. З. Щигля, основателя ешивы «Бейт Йосеф» в Бней Браке, поднялся в Землю Израиля, чтобы возглавить эту ешиву. Кроме книги «Шаарей Твуна», написал книги «Кеилот Яаков» (комментарии на большую часть трактатов Гемары), «Биркат Перец» (комментарии к Торе), книгу мусара «Хайей Олам», а также книгу «Шиурин шель Тора».