Рош а-Шана — Испытание Авраама

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

2201

Испытание Авраама

Некоторые спрашивают: в чем состояла особенная тяжесть испытания жертвоприношением Ицхака? Ведь в любом поколении находились тысячи и десятки тысяч евреев, отдававших свои жизни ради освящения Имени Всевышнего, не будучи при этом пророками, а наш праотец Авраам слышал это <повеление> из уст самого Всевышнего! 
Действительно, если вдуматься, можно прийти к выводу, что самопожертвование – не такое уж тяжелое испытание для того, кто понимает, что он всего лишь меняет временную жизнь в преходящем мире на вечную жизнь в будущем мире, и более того, никто не может находиться там на том же уровне, где находятся души тех, <кто пожертвовал собой ради освящения Его Имени>. Но если представить себе, что отдавая жизнь, человек, наоборот, лишится своего удела в будущем мире, и тем не менее он готов сделать это ради освящения Имени Всевышнего, – будет очевидно, что это невероятное испытание, и нельзя даже сравнивать первое и второе. Ведь в первом случае человек удостаивается бесконечной награды, а во втором – наоборот, теряет бесконечную награду! А если мы представим себе, что существует нечто еще более важное, чем будущий мир, и именно этим человек готов пожертвовать, станет ясно, что тяжесть этого испытания даже невозможно себе представить! 
О нашем праотце Аврааме написано в Торе (Берейшит, 15:1, Мидраш Берейшит Раба, 44), что когда сказал ему Всевышний: «Я защищаю тебя» – в этом мире, и «награда твоя очень велика» – в будущем мире, ответил Ему Авраам: «Что Ты дашь мне, если я хожу бездетный?!» (там же, 15:2). То есть будущий мир не имел значения для Авраама, если он останется бездетным! Комментаторы объясняют, что все служение Авраама было исключительно из любви к Б-гу, а не ради награды. Все его помыслы были только о том, чтобы прославить Имя Всевышнего в этом мире, и только ради этого желал он, чтобы был у него сын, который продолжил бы его дело. Но если бы он умер, не оставив потомства, Слава Всевышнего могла снова постепенно забыться, и все, чего он добился за время своей жизни, было бы утеряно. И эта утрата была в его глазах страшнее, чем потеря удела в будущем мире. Поэтому нет никакого сравнения между его испытанием и испытаниями следующих поколений. 
Жизнь – ради Тебя
«Вспомни нас для жизни, Царь, желающий жизни, и впиши нас в книгу жизни – ради Тебя, Б-г Живой» (из молитвы в Дни Трепета)
Следует понять, почему подчеркивается «ради Тебя»? Говорит Мидраш: «Когда Святой, благословен Он, показал Первому человеку все будущие поколения, тот увидел, что Давиду, сыну Ишая, предопределено прожить всего три часа. Сказал <Адам Всевышнему>: сколько лет отпущено мне? Ответил ему: тысячу лет. Спросил Его: есть ли на Небесах возможность дарить? Ответил ему: да! Сказал Ему: пусть же семьдесят лет из отпущенных мне достанутся Давиду. Сказал Святой, благословен Он: послушай, что ты сам говоришь, <и одумайся>. Сказал Ему: уже сказал и услышал <и тверд в своем решении>. Привел Всевышний Ангелов Служения и сделал их свидетелями, и написал дарственную от имени Адама. А когда пришел Ангел Смерти забрать душу Первого человека, тот закричал: из уст Всевышнего слышал я, что мне предречено жить тысячу лет, а прошло только 930! Сразу же предстал Ангел Смерти перед Всевышним, и Он дал ему дарственную и привел ангелов-свидетелей. И сказал <Адаму>: ведь говорил же Я тебе <одуматься>, но ты от всей души тогда сказал: семьдесят лет – этому!»
Подобно Первому человеку, мы предстаем перед Всевышним в Рош а-Шана и в порыве воодушевления просим Его дать нам жизнь «ради Тебя», т. е. жизнь духовную, как будто бы другой жизни мы и не желаем вовсе. Насколько же велика наша обязанность сдержать слово и наполнить свою жизнь духовным содержанием, чтобы была она действительно «ради Тебя, Б-г Живой». В противном случае мы даем силу обвинителю, который заявляет: ведь они сами просили только о жизни духовной, и сами же отказались от жизни, в которой нет места духовности, которая не вся посвящена Тебе!

Перевод – М. Климовская

https://www.beerot.ru/?p=5516