Как вернуть Храм в наши дни?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1366
вернуть храм

Наш великий учитель Хафец Хаим пишет, что удостоиться восстановления Храма можно в силу исправления грехов, которые привели к его разрушению. Среди причин разрушения Второго Храма были не только злословие и беспричинная ненависть. У пророка Ирмияу (9:11-12) об этом сказано: «Кто мудрый человек, который поймет это, и кому Г-сподни уста изрекли, и поведает он: за что пропала земля [Израиля], разорена как пустыня, без путников? И сказал Г-сподь: за то, что оставили Тору Мою, которую дал перед ними, и не внимали голосу Моему, и не шли по ней [Моей Торе]». Это пророчество касается не только Первого, но и Второго Храма, как сказано далее (там же, 15 стих): «И Я рассею их между народами… и пошлю за ними меч» (в отличии от разрушения Первого Храма, когда евреи были изгнаны в Вавилон).

Что имеется в виду под словами «Оставили Тору мою»? Слово азива («оставление») означает, что те, кто заняты Торой, не делают это как подобает (или вообще не занимаются). Более глубокое объяснение этой мысли приводит Талмуд (Недарим). Там сказано, что на Тору не благословляли, и наши мудрецы объясняют, что она не была ценна в глазах народа Израиля. Но есть и более простая причина того, почему Тора не изучается («оставляется») — когда у людей нет возможности прокормить себя, они не могут учить Тору. Когда для части нашего народа изучающие Тору не имеют никакой ценности, превращаются в их глазах в «тунеядцев на шее у общества», — это тоже величайшее оставление Торы. Когда часть евреев считает, что лучшее, что можно сделать с учениками ешив — послать их в армию или в тюрьму, — это тоже часть страшной катастрофы нашего народа, которую пророк называет «оставлением Торы». И если мы говорим об исправлении причин разрушения Храма, то возвращение Торе (и тем, кто ее изучает) подобающего статуса, уважения и поддержки — задача первостепенной важности. Период между 17 Тамуза и 9 Ава – это не просто время, когда не женятся, не стригутся и нельзя слушать музыку. Это время сделать тшуву и укрепиться именно в том, что касается исправления причин разрушения Храма.

Много раз мы обращались к словам мудрецов в Мидраше Эйха, относящимся к упомянутым стихам в книге пророка Ирмияу. Постараемся взглянуть на них еще раз — в свете сказанного выше. «Раби Аба бар Каана открыл [обсуждение упомянутого стиха у пророка Ирмияу]: “Кто мудрый человек, который поймет это…”. Учил раби Шимон бар Йохай: если видишь, что поселения земли Израиля срываются со своих мест, знай, что они не поддержали пропитание тех, кто занимается [сам и преподает] Письменной Торой и занимается Устной Торой, как сказано: “За что пропала земля… И сказал Г-сподь: за то, что оставили Тору Мою”». Таким образом, великий тана раби Шимон бар Йохай, на могилу которого сегодня приезжают многие тысячи евреев, сразу говорит именно об отсутствии поддержки Торы как о причине того, что поселения земли Израиля «срываются» с мест!

Посмотрим на сказанное в мидраше сквозь призму того, что происходит вокруг нас. Израиль в наши дни со всех сторон окружен врагами. На юге «Хамас» в Газе и ИГИЛ на Синае, на севере — гражданская война в Сирии с десятками террористических группировок, «Хизбалла» (и Иран) в Ливане. Широкие жесты, вроде переноса американского посольства в Иерусалим, могут оказаться началом очередного «мирного урегулирования» с выселением еврейских поселений (не дай Б-г!). Причем, несмотря на победные возгласы израильских властей, наши ненавистники находят все новые и новые методы нападений на нас. С воздушными шарами и змеями «всесильная» армия не может справиться. Уже были ночные ракетные обстрелы. И в этот самый момент опять на повестку дня выходит вопрос о призыве учащихся ешив в армию. А если не пойдут, то лишить их возможности прокормить себя, посадить в тюрьму…

Отсутствие поддержки изучающих Тору, ее оставление — причины того, что «срываются» поселения земли Израиля. А исправление этого исправляет грехи, которые привели к разрушению Храма, приближает Машиаха. Но при всем этом — мы видим это своими глазами в наши дни — часть нашего народа на святой земле занята тем, что еще больше усугубляет наше положение. Ненавистники народа Израиля в Торе названы ненавистниками Всевышнего. И страшно видеть, когда часть нашего народа также становится ненавистниками Творца. Те, кто пытается принизить Тору, буквально изжить ее из народа Израиля, играют на руку тем, кто мечтает нас уничтожить физически, ведь они подрывают самую важную основу нашего существования на святой земле.

Далее в том же мидраше приводится известная история о великом раби Йеуде а-Наси, который послал своих учеников — раби Ами и раби Аси — по городам святой земли, чтобы проверить, что можно в них исправить. Они приходили в города и просили: «Покажите нам стражей города». Им показывали охранников — солдат, полицию. Тогда великие мудрецы Талмуда говорили: «Их вы называете стражами города? Это разрушители города!» То, что вы полагаетесь на них, а не на Всевышнего, приводит к разрушению города! Так кто же истинные охранники города? Ответили раби Аси и раби Ами: это изучающие Тору.

Для того, чтобы показать слабость армии, Всевышнему хватает воздушного змея или воздушного шара. «Если Г-сподь не строит дом, напрасно трудятся строители, если Г‑сподь не охраняет город, напрасно усердствует стражник» (Теилим, 127:2). «Эти [полагаются] на колесницы, а те — на коней, а мы — Имя Г-спода, Б-га нашего, упомянем» (Теилим, 20:8). Упоминание Имени Всевышнего — это Тора и молитва. И далее (там же, 9): «Они склонились [на колени] и упали, а мы поднялись и воспряли». О чем здесь говорит царь Шломо? О «железном кулаке» израильской армии? Нет. О «голосе Яакова», Торе и молитве, которые принесут победу нашему народу.

Далее в мидраше говорится о том, что Всевышний не взыскал сразу за идолопоклонство, разврат и кровопролитие, но «не уступил» за пренебрежение Торой. Что такое «пренебрежение Торой», о котором говорят тут мудрецы? Это ситуация, когда Торой (и теми, кто ее изучает) пренебрегают в нашем народе. В наши дни хватает (к великому сожалению) и идолопоклонства, и разврата, и кровопролития (например, аборты). Но даже при этом — есть шанс. Однако, когда есть пренебрежение Торой, Всевышний не уступает. И бояться нам нужно не наших врагов — они лишь инструмент в Его руках. Бояться нужно наших грехов, за которые Всевышний посылает нам этих ненавистников. 

В свое время Бен Гурион потратил много сил, чтобы ввести в Израиле закон о «национальной службе» для девушек. Борьба с этим законом стоила нашему учителю Хазон Ишу здоровья и буквально подорвала его, приблизив смерть. Но несмотря на его усилия, на усилия многих великих мудрецов Торы, тот закон был принят. Он предусматривал обязательную службу для девушек, включая религиозных. И вот, казалось бы, борьба проиграна… Когда депутат Кнессета рав Шломо Лоренц сообщил Хазон Ишу об этом, наш учитель сказал, что этот закон на самом деле не имеет никакой силы. И действительно, хотя сам закон был отменен лишь в 5737 (1977) году при премьер-министре Менахеме Бегине, он никогда реально не работал. Из этого нужно понять, что не от решений правителей (далеких от Торы и уважения к ней и к тем, кто ее изучает) зависит наша жизнь и наше существование. Это зависит от нас самих. Каждый из нас способен сделать очень много, несмотря ни на какие действия политиков.

Оставление Торы, оставление тех, кто ее изучает без средств к существованию — тяжелое испытание, но каждый из нас (буквально) способен противостоять этому. В качестве примеров расскажем о двух сыновьях рава Носона Цви Финкеля, Сабы из Слободки. Один из них — рав Авраам Шмуэль — получил на свадьбу приданое. До Первой мировой войны у него были довольно большие запасы зерна. Это было его дело, за счет которого он мог содержать семью и продолжать учиться. С началом войны это зерно очень сильно выросло в цене, и рав Авраам Шмуэль в одночасье стал очень богатым человеком. Но что он сделал с этим богатством? Он очень хорошо знал, кто больше всего пострадает от войны в материальном плане. В тяжелое время люди думают о том, как спасти себя и прокормить свою семью. А вот о поддержке учеников ешив в те дни мало кто думал. Поэтому рав Авраам Шмуэль раздал свое «богатство» изучающим Тору, поддержав их в очень тяжелое время.

Брат рава Авраама Шмуэля, великий рав Элиэзер Йеуда Финкель, глава ешивы Мир, во время Гражданской войны находился с учениками в Полтаве. Это было вынужденное бегство от ужасов войны. Очевидно, что беженцы были в очень тяжелом положении. Рав Элиэзер Йеуда узнал, что недалеко — в Харькове — живет богатый еврей, который готов помочь ученикам ешивы. Казалось бы, совсем рядом, нужно просто съездить. Но ситуация в те дни дней была смертельно опасной. Поезда грабили бандиты, а евреев просто убивали. Что сделал рав Элиэзер Йеуда? Он договорился с машинистом паровоза, чтобы тот за деньги спрятал его в угле. Так он приехал в Харьков, получил помощь от того праведного еврея и вернулся в Полтаву. На поезд два раза нападали бандиты, но рава Финкеля они не нашли. Это примеры того, как человек, понимающий важность изучения Торы способен сделать очень многое ради ее поддержки. Речь, безусловно, идет о великих в Торе. Но каждый из нас способен сделать на своем уровне гораздо больше, чем думает.

В главе Ки Таво наш народ получает благословения и проклятия у гор Гризим и Эйваль. Причем каждому благословению соответствует проклятие. Одно из проклятий в Торе звучит так (Дварим, 27:26): «Проклят тот, кто не установит слова Торы этой, чтобы исполнить их. И сказал весь народ: “Амен!”». И есть соответствующее благословение. Нецив из Воложина в своем комментарии «а-Эмек Давар» приводит слова Иерусалимского Талмуда, который говорит, что слово яким («утвердит» из приведенного выше стиха) означает яхзик — буквально «поддержит». Там же в Талмуде задается вопрос: разве Торе требуется поддержка? Нецив поясняет это так. Серьезное изучение Торы на должном уровне возможно только тогда, когда будут люди, способные поддержать это. Когда на человеке лежит бремя заработка, он не может по-настоящему погрузиться в Тору (кроме очень небольшого числа выдающихся людей, которых практически нет в наших поколениях). Таким образом, последнее проклятие и благословение говорит о двух вещах — самоотверженном изучении Торы и поддержке тех, кто ее изучает.

Вернемся к нашим современным реалиям. С одной стороны, мы видим, что количество наших ненавистников не уменьшается, и опасность подстерегает нас и в Израиле, и за его пределами. С другой стороны, как мы сказали, отсутствие поддержки Торы — одна из причин разрушения Храма и всех последующих невзгод и испытаний. И именно это мы обязаны исправить, чтобы он был отстроен. Иногда бывает так, что один богатый человек способен дать колоссальную сумму на Тору. Но гораздо большее благословение в том, чтобы тысячи евреев своими самоотверженными, хотя и относительно небольшими вкладами исправили то, что привело к разрушению Храма. Когда множество евреев осознает катастрофу потери нашей святыни и причины, которые к этому привели (даже если вклад каждого из них намного меньше, чем пожертвование одного праведного богача), — духовная сила поддержки многих несоизмеримо больше. Тысячи еврейских сердец, ощущающих боль разрушения Храма, боль пренебрежения Торой, с Б-жьей помощью, способны исправить причины этой катастрофы. И дай Б-г, чтобы наши братья осознали это, и в заслугу Торы и молитвы наш народ мог и дальше спокойно жить на своей земле в мире и покое, и был отстроен Храм!          

Подготовил Арье Кац


https://www.beerot.ru/?p=42640