Как делать тшуву? — Подробное руководство к действию

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3731

Каждый спрашивает себя: «Как я могу обещать Святому, благословен Он, в Йом Кипур, что в следующем году я буду праведником?

Я же знаю, что и в будущем году вернусь ко всем своим оплошностям! Ведь моя натура и характер, толкающие меня к греху, останутся прежними!»

Во всех книгах наших законоучителей («Ховот а-Левавот» – «Врата раскаяния», Рамбам – «Законы раскаяния», «Шаарей Тшува» рабейну Йоны, «Орхот Цадиким» и другие) разъясняется, что одна из вещей, которую в обязательном порядке должна включать в себя тшува, – принятие на себя обязательства не совершать впредь этот грех. С другой стороны, почти у каждого есть более одного греха, который следует исправить. Если так, то, поскольку мы не можем принять на себя обязательства относительно всего, как же мы можем удостоиться искупления в Йом Кипур, если этот день искупает лишь тем, кто по-настоящему делает тшуву?

Кроме того, у нас не получалось принять на себя обязательство даже относительно одной постоянно совершаемой нами ошибки – либо из-за того, что уже на следующий месяц (Мархешван) мы забывали о том, что приняли на себя, либо из-за того, что, оступившись несколько раз, мы отчаялись. Так что же нам делать?

Будучи учеником ешивы, я задал эти вопросы моему мудрому и Б-гобоязненному учителю раву Гедалье Айзману. В качестве ответа я получил от него подробное руководство к действию, которое успешно выдержало проверку на практике. Впоследствии я написал брошюру по этой теме, содержание которой я кратко изложу здесь.

Причина неудачи заключается в недостатке мудрости, проявляемой нами в том, каким образом мы принимаем на себя обязательства (например, если человек принимает на себя много вещей по разным темам, или слишком тяжелые вещи, или принимает на себя обязательство делать что-либо слишком часто…)

Каким же образом следует принимать на себя обязательства, чтобы с высокой вероятностью выстоять в них?

У большинства из нас есть одна «главная» проблема. Эта проблема, по ощущению человека, является наиболее тяжелой из всех и приводит к тому, что его духовный уровень опускается.

[Здесь человеку следует ориентироваться именно на свои ощущения! Например, если у него есть два недостатка, один из которых причиняет ему душевную боль, а наличие второго он лишь осознает своим разумом, то такому человеку предпочтительнее заняться тем аспектом, в котором он остро чувствует свое несовершенство, – несмотря на то, что другой недостаток на самом деле более серьезен. Причина в том, что именно сильное внутреннее стремление человека избавиться от недостатка дает ему силы выполнить принятые на себя обязательства.] Если бы он только смог избавиться от нее, он ощутил бы себя освободившимся от оков дурного начала.

И именно в этом вопросе человеку следует принять на себя небольшое обязательство, которое он точно может выполнить даже в наиболее темные свои дни! Также следует принять на себя обязательство каждый день понемногу изучать этот вопрос, читая еврейские книги на эту тему.

Приведем несколько примеров того, как это будет выглядеть на практике.

1. Человек чувствует, что его молитва очень слаба (отмечу, что в работе над молитвой и изучением Торы человеку могут помешать многие вещи, но в этой статье речи о них не пойдет).

Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо), что один раз в неделю (если он почувствует, что это уже дается с легкостью, пусть увеличит периодичность до двух раз в неделю…) он начинает молиться утреннюю молитву Шахарит за 25 минут до произнесения кантором «Барху» – так, чтобы у него была возможность спокойно, вдумчиво и с напевом произнести все благословения. Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5-10 минут изучать книги, в которых рассказывается о важности молитвы и разъясняется смысл ее слов («Авудраам», «Тур», «Нефеш а-Хаим» – вторые врата, «Шеарим бе-Тфила» рава Пинкуса и другие). Если же учить это каждый день ему слишком тяжело, то пусть делает это только в те дни, когда ему легко внести это в постоянный распорядок дня, либо один раз в неделю в течение получаса.

2. Речь идет о человеке, который занимается Торой. При этом он чувствует боль оттого, что не может учиться сосредоточенно в течение продолжительного времени. Происходящее вокруг отвлекает его. Во-первых, пусть избавится от внешних раздражителей, в частности, отключит телефон на время учебы. Кроме того, пусть садится учиться в месте, где окружающие не будут его отвлекать.

Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо), что как минимум дважды в неделю или каждый день он не «простаивает» в течение первой четверти часа своей ежедневной учебы.

После того, как усидеть пятнадцать минут будет легко, пусть перейдет к получасу, затем – к часу, к двум часам и так далее. Мой учитель говорил, что если в упомянутое время кто-нибудь попросит этого ученика о чем-либо, то следует кратко ответить ему и продолжить изучение (не стоит намекать на то, что ты сейчас не можешь разговаривать, поскольку это выглядит как проявление гордыни). Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5-10 минут изучать книги, в которых рассказывается о достоинствах Торы и о том, насколько обязательно ее изучение (отрывки мишны трактата Авот и барайты «Авот де-раби Натан», связанные с достоинствами Торы; Рамбам – «Законы изучения Торы»; книга «Маалот а-Тора», написанная братом Гаона из Вильно; «Нефеш а-Хаим» – четвертые врата; книга «Кетер а-Тора», написанная учеником Виленского Гаона; Маараль – «Натив а-Тора» и другие).

Если же учить это каждый день ему слишком тяжело, то пусть делает это только в те дни, когда у него есть время в течение дня, либо один раз в неделю в течение получаса.

3. Человек чувствует боль оттого, что не думает о других и не делает добрых дел. Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 15 минут (во время обеда и т. п.) быть готовым делать добрые дела. Например, увидев, что кто-то ищет ложку, он бежит за ней для него. Мой учитель говорил, что небольшое доброе дело, сделанное с чувством, имеет огромное значение! Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5-10 минут изучать книги, в которых рассказывается о достоинствах совершения добрых дел (например, «Аават Хесед» Хафец Хаима). Если же учить это каждый день ему слишком тяжело, то пусть делает это только в те дни, когда у него есть время, либо один раз в неделю в течение получаса.

4. Человек чувствует боль оттого, что его уста с легкостью, не зная препятствий, изрекают злоязычие (лашон а-ра) и сплетни. Во-первых, нужно отдалиться от компаний, в которых привыкли слушать и говорить подобное. Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) в течение пятнадцати минут во время завтрака, обеда или ужина (каждый день или так часто, как он может) не говорить дурно о других. Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5 минут изучать книгу «Хафец Хаим».

Но как не забыть о том, что мы приняли на себя, и выполнить это? Следует купить карманный дневник, положить его в такое место, чтобы не забыть о нем (например, в подушку либо в талит), и каждый день вносить в него записи о том, что произошло.

Человек из первого примера может обозначить свое обязательство начинать утреннюю молитву за двадцать пять минут до «Барху», как «Об. 1», а свое обязательство изучать книги о молитве – как «Об. 2». Если он смог выполнить свое первое обязательство уже в воскресенье, то он обозначает свой успех соответствующей отметкой (например, галочкой или записью), а если поленился, то отмечает «0», поскольку у него все еще есть шесть дней, чтобы выполнить «Об. 1». Если же, не дай Б-г, за всю неделю он ни разу не выполнил «Об. 1», то на исходе Шаббата он пишет «Х».

Если принявший на себя обязательства человек смог выполнить «Об. 1» несколько раз, то он указывает в своем дневнике, например, «Об. 1 + 3 доп.», что означает, что он выполнил «Об. 1» три дополнительных раза. Осознание того, что он делает даже больше, чем требуется, очень сильно поддержит его доброе начало.

Что же делать со всем этим длинным списком грехов, который входит в «Видуй» (признание своих грехов перед Б-гом)? Ведь в отношении этих грехов мы ничего не принимали на себя!

Мой учитель сказал, что наша задача – принять на себя, что мы будем работать над своей главной проблемой, а в отношении всего остального мы имеем статус людей, которые, по не зависящим от них обстоятельствам, вынуждены временно воздержаться от принятия на себя каких-либо обязательств! Хотя, разумеется, если человек знает о себе, что он может принять на себя такие обязательства по нескольким аспектам и выстоять в них, то он будет благословен!

Следует ли принимать на себя обязательства также на время каникул (либо отпуска)? Если человек чувствует, что во время каникул либо отпуска ему будет тяжело выполнять то, что он на себя принял, он может принять на себя обязательство начать выполнять принятое с первого Мархешвана (именно тогда возобновляется учеба в ешивах после каникул – прим. перев.) и далее, за исключением каникул и отпуска. Но в этом случае ему следует писать каждый день «0» в своем дневнике, чтобы не забыть о своем обязательстве к началу месяца Мархешван.

Что делать на следующий год? После того, как человек удостоился исправить себя в одном аспекте служения Творцу, пусть выберет себе следующий аспект для исправления и займется им таким же путем. И да удостоимся мы и весь народ Израиля хорошего приговора!

Подготовил рав Э. Швальб


https://www.beerot.ru/?p=18845