К выборам
— Постановления мудрецов для нашего поколения

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1501

Написано в первой главе трактата Авот: «Не прилепляйся к злодею». И наши мудрецы добавляют – даже ради благого дела. Это место вызывает множество вопросов. И особенно – когда дело касается нашего народа, наших братьев, далеких от Торы. Ведь, с одной стороны, мы обязаны желать им добра. Наша душа болит за них, ведь почти все они относятся к категории тинок ше-нишба – плененный ребенок. С другой стороны, следует хорошо понимать, что значит плененный. В наше время это означает еврея, воспитанного на ценностях, чуждых еврейским, и хуже того – еврейские ценности отрицающих.

Приведем пример: всем известна история о Маугли, выросшем в стае волков. Что он делал там, как он воспитан? Вел ли он себя как человек? Думается, что нет. Что нам важно здесь увидеть? Думать хорошо о таких людях, заботиться о них – нужно. Но что касается такой ситуации, когда на нас может повлиять их образ жизни и идеи, – это также подпадает под наставление «не прилепляйся к злодею».

Такой подход сложно понять. С одной стороны, евреев нужно любить и стараться помочь, сделать все, чтобы еврею было хорошо. А с другой стороны – мы от него отталкиваемся, мы не можем быть с ним вместе. Наш контакт с людьми из категории «плененный ребенок» должен быть односторонним. Он принимает от нас то, что мы даем ему – нашу поддержку и помощь. Но мы не принимаем от него то, что вредно нам и противоречит еврейскому мировоззрению. В этом состоит проблема, ведь между нами зачастую существует очень тесный контакт.

Перейдем к актуальной теме наших дней – выборам в Израиле.

Рассказывают, что Сатмарский ребе, рав Йоэль Тейтельбойм, отрицавший всякую возможность связи еврейства Торы со светским государством (в том числе – участие в выборах), обратился к одному из величайших мудрецов того поколения, раву Якову-Исроэлю Каневскому (Стайплеру), отцу рава Хаима Каневского. Поскольку сам Стайплер призывал голосовать, Сатмарский ребе спросил его: «Как вы можете участвовать в выборах?!» Стайплер дал один очень простой ответ: «Мы не голосуем, а спасаем то, что можно спасти».

Так почему же великие мудрецы призывали и призывают народ участвовать в выборах? Ведь человек (выбранный депутат) находится в Кнессете и, вроде бы, участвует в незаконных, с позиции Торы, вещах! Как это можно делать? Долгое время даже рав Шах не позволял представителям харедимной общины участвовать в правительстве. Так как же можно разрешить эти противоречия? Хазон Иш объяснял это так. Если представителя еврейства Торы в парламенте не будет, там будут делать то же самое, что делают, только еще хуже. Если мы можем позаботиться об укреплении Торы на Земле Израиля, то мы не помогаем совершать что-то дурное, а спасаем что-то хорошее.

Очень важно помнить, что все, что происходит с нашим народом, решается на Высшем Суде в Рош а-Шана и Йом-Кипур. Более того, сказано: «сердца правителей в руках Б-га». И даже такой противник еврейства Торы, как Бен-Гурион, утверждавший, что через несколько десятилетий после основания государства Израиль, тфилин можно будет встретить лишь в музее, – тем не менее подписал документ об освобождении от призыва в армию учеников ешив. Так если мы видим, как Всевышний управляет нашими ненавистниками в нашу пользу – может, лучше вообще не голосовать, как это делают сатмарские хасиды?

Но в данном случае у нас другой подход. «Мишна Брура» (1 параграф, страница 8, «Биур Алаха» начиная со слов לא יתבייש) приводит и разъясняет алаху, о которой важно помнить всему народу Израиля. Это первая глава книги «Шульхан Арух»: человек не должен стесняться служить Творцу даже тогда, когда все вокруг над ним смеются, и не стоит обращать на это внимание, и т.д. Объясняют наши мудрецы, что человек ни в коем случае не должен отказываться служить Творцу из-за внешних помех, но при этом не должен вступать с насмешниками ни в какие конфликты и споры. «Мишна Брура» в разделе «Биур Алаха» пишет следующее: это принцип служения Всевышнему – то, что ты должен исполнять – исполняй, а с насмешниками не ругайся. Хафец Хаим добавляет следующее: «Знай, что “Бейт Йосеф” (великая книга автора Шульхан Аруха, рава Йосефа Каро) не говорил только о тех повседневных заповедях, которые касаются непосредственно каждого человека. И нет сомнений, что в такой ситуации не стоит ругаться, а нужно просто служить Творцу. Однако если человек находится в месте, где есть отступившие от Торы, которые восстают на Тору, и хотят сделать какие-то постановления, касающиеся города (то есть всей общины, а не отдельного человека), и этими постановлениями они отведут народ от воли Творца, пусть обратится к ним с миром (не разжигая ссор и не ругаясь), чтобы они этого не делали. Но если его не послушали, то заповедь – ненавидеть их, и бороться с ними, и отменить их замысел всеми путями, которые только возможны». Для тех, кто знаком с биографией Хафец Хаима, эти строчки могут показаться странными – его доброта, любовь и забота о народе Израиля воистину не знали границ. Тем не менее Хафец Хаим приводит источник своих слов – изречение царя Давида (Теилим, 139:21): «Разве ненавистников Твоих, о Г-сподь, не возненавижу, и с восстающими против Тебя не поссорюсь?»

Возвращаясь к началу нашей темы следует отметить, что сейчас ситуация во многом изменилась. Во времена Хафец Хаима были действительно злоумышленники. Сейчас же почти все они относятся к категории «плененный ребенок». И те слова, которые касаются ненависти, не так актуальны. Однако важно отметить: несмотря на то, что современному миру Торы противостоят «плененные дети», – это не причина не противостоять их разрушительному духовному влиянию. Хочется особо подчеркнуть, что речь идет о борьбе с чуждыми идеями, а не с конкретными людьми.

Мы любим евреев, мы хотим добра каждому еврею, мы рады и готовы помочь и принять наших собратьев – в нашей синагоге, в нашей ешиве, дать им Тору, нам больно за их детей. И нет здесь никакой ненависти. Но мы абсолютно не приемлем их идеи, которые разрушают наш народ!

Есть известная притча Хафец Хаима. В магазин, стоящий на берегу реки, приходит человек и начинает выбрасывать товары в воду. Что мы можем подумать о таком человеке? Даже если он не сумасшедший, то точно не хозяин магазина!

Наш народ прошел через тысячелетия изгнаний с огромным богатством: святой Торой, непоколебимой верой, высочайшими душевными качествами. С великим сожалением и болью мы наблюдаем, как наши заблудшие братья на протяжении двухсот лет пытаются выбросить это богатство в реку. Но они не его хозяева! Мы, русскоязычные евреи, гораздо лучше многих других знаем о страшном ущербе, который могут нанести наши далекие от веры братья. То, что наши бабушки и дедушки, отцы и матери были оторваны от Торы – «заслуга» еврейской секции ВКП(б), «Бунда» и других подобных организаций. В силу их «заботы» мы выросли, не зная о Всевышнем и Его Торе.

В наше время появились силы, которые на словах не отрицают Тору, но восстают против Даат Тора (мнения Торы) величайших мудрецов нашего народа и подстрекают к этому других. Около ста лет они действуют на Святой Земле, и им удалось оторвать от Торы немалую часть нашего народа. Именно их имел в виду Хафец Хаим, говоря о тех, кто хочет отвести народ Израиля от жизни по Торе. Мы обязаны бороться с ними всеми возможными способами, идя путями, которыми нас направляют величайшие мудрецы и праведники поколения, обладающие Даат Тора. Таков псак алаха – алахическое постановление нашего великого учителя Хафец Хаима.


https://www.beerot.ru/?p=12447