Ашер Яцар — Средство против пандемии — Надеющийся на Г-спода будет под защитой!

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

728
ашер яцар

В это непростое время, когда мы и весь мир переживаем пандемию Covid 19, необходимо укрепиться в качестве упования на Творца.

Автор книги «Ховот а-Левавот» («Шаар а-Битахон», 4:4) пишет, что если человек во время опасности укрепит себя в вере, что любое благо или ущерб, которые он получает, ниспосланы ему Свыше, помолится Б-гу и попросит прощения за совершенные им грехи, все враги его превратятся в друзей. Помимо того, что упование на Творца является обязанностью каждого человека, оно также защищает от любых бед. Мудрейший царь Шломо говорит в Мишлей: «Страх (человека) ставит сеть, а надеющийся на Г-спода будет под защитой» (29:25). Комментируя этот стих, рабейну Йона (там же, 3:26) пишет, что несмотря на то, что человека должна была постичь беда, он удостаивается избавления от нее только в заслугу своего упования на Всевышнего.

В книге «Шомрей Эмуним» (маамар «а-Битахон ве-а-Итхазкут», гл.2) от имени Аризаля приводится, что эпидемия, разразившаяся в городе, может поразить только тех, кто объят страхом. Но перед теми, кто усиливается в своей вере и преодолевает страх, эпидемия бессильна. В качестве подтверждения этой идеи автор приводит упомянутый выше стих из Мишлей.

Путей работы над укреплением упования множество. Один из них — обратить особое внимание на благословение «Ашер Яцар», которое мы произносим обычно несколько раз в день (после посещения уборной).

[В «Беерот Ицхак» №219 был напечатан материал о сгуле 100 благословений, среди которых особое место занимает «Ашер Яцар».] В книге «Седер а-Йом» («Каванат а-Брахот»), написанной великим кабблистом равом Моше бен Йеудой Макиром, жившем в Цфате около пятисот лет назад, сказано, что тому, кто произносит это благословение осознанно и не торопясь, никогда не понадобятся врачи и лечение.

Ниже будет приведено толкование этого благословения, составленное известным современным раввином Александром Арье Мандельбоймом, автором книги «Зот а-Браха», на основе сказанного в Талмуде и его комментариях.

 Текст «Ашер Яцар»: объяснение и скрытые намеки

Принятый текст благословления «Ашер Яцар» таков: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г, Царь вселенной, Который создал человека в мудрости. И сотворил в нем многочисленные полости и отверстия. Открыто и известно перед престолом Славы Твоей, что, если откроется одна из них или закупорится одна из них, невозможно просуществовать и простоять перед Тобой (хасиды и сефарды добавляют: даже один час). Благословен Ты, Г-сподь, Исцеляющий всякую плоть и творящий чудеса».

Раши (Брахот, 60б) комментирует это благословление так: «Если откроется одна из них» — из полостей, как, например, сердце, или желудок, или кишечник. «Или закупорится одна из них» — из открытых отверстий, как, например, рот, или нос, или задний проход. «Исцеляющий всякую плоть» — имеется в виду возможность испражняться, что является излечением всего тела. «И творящий чудеса» — тело человека похоже на бурдюк, наполненный воздухом. Если сделать в бурдюке даже очень маленькое отверстие, то из него выйдет весь воздух. Но Святой, Благословен Он, сотворил человека в Своей мудрости, и сделал в нем множество отверстий. Несмотря на это, все время, пока человек жив, дух, находящийся в нем, сохраняется. И это является чудом и проявлением Высшей мудрости.

Автор кодекса законов «Арбаа Турим» («Орах Хаим», п. 6) объясняет слова «невозможно просуществовать». В трактате Нида говорится: «Когда ребенок находится в утробе матери, пуповина открыта, а уста сомкнуты. В момент, когда он рождается, закрытое открывается, а открытое закрывается. Не будь так, невозможно было бы существовать».

Согласно комментариям, выражение «в мудрости», относится к неземной мудрости Творца, создавшего человека. В «Мидраше Танхума» приводится, что особая мудрость Всевышнего проявилась в том, что вначале Он создал пропитание для нужд человека, и только после этого самого человека (Тосафот, Брахот, 60б). Другие мудрецы Торы считают, что речь идет о мудрости, которой Всевышний одарил человека (Маарша, там же).

Интересно, что выражение «многочисленные полости» на Святом языке («халулим, халулим») равно по своему числовому значению количеству органов человеческого тела («Танхума», Шмини, п. 8).

Сказано в «Ашер Яцар»: «Перед престолом Славы Твоей». Авудраам пишет, что здесь намек на то, что место нахождения человеческих душ – перед престолом Славы Творца (см. также Маараль, «Тиферет Исраэль», п. 24). В продолжении Авудраам пишет: «Исцеляющий всякую плоть» — одаривший человека отверстиями, через которые выводятся отходы. Не будь таковых, пища бы гнила в утробе человека, и он не смог бы жить. «Творящий чудеса» — дающий возможность организму разделять поступающую в него пищу на нужные составляющие, которые он усваивает, и на ненужные, которые он отторгает. «Простоять перед Тобой» — человек должен постоянно ощущать, что он находится перед Творцом.

В книге «Магид Мейшарим» (Ваишлах), написанной автором кодекса законов «Шулхан Арух» равом Йосефом Каро от имени ангела, который обучал его Торе, дается каббалистическая трактовка благословения «Ашер Яцар»:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г, Царь вселенной, Который создал человека в мудрости. И сотворил в нем многочисленные полости и отверстия» — то есть духовные сферы, оказывающие влияние одна на другую.

«Открыто и известно пред престолом Славы Твоей, что если откроется одна из них или закупорится одна из них» — если хотя бы на один единственный миг закупорится канал, через который проявляется в нашем мире качество милосердия, или на один миг более, чем это установлено Свыше, откроется канал гвуры, т. е. сурового суда, миры не смогут просуществовать (и одного часа).

«Благословен Ты, Г-сподь, Исцеляющий всякую плоть и творящий чудеса» — хвала Творцу, Который установил царствование в рамках смягченного суда. «Исцеляющий» на Святом языке означает также «смягчающий». «Всякую» — означает «царствование». «Плоть» — означает семь духовных сфер. «Творящий чудеса» — Проявляющий Свое царствование через великую мудрость, которая называется «Чудо».

Краткий комментарий благословения

Благословен, Ты Г-сподь – прославлен (источник всех благословений), Ты абсолютный господин всего.

Б-г, Царь вселенной – могущественный, всемогущий и всесильный, царствующий над всеми творениями.

Который создал человека в мудрости – сотворение человека и гармоничное сочетание его органов является проявлением невероятной мудрости. (Всевышний создал совершенно чудесную систему, позволяющую изменять пищу, попадающую в организм, расчленять ее на отдельные вещества так, чтобы она могла усваиваться и поглощаться, и, попадая в разные части тела, даровать им жизнь и возможность функционирования, см. «Левуш».)

И сотворил в нем многочисленные отверстия и полости – Всевышний создал в человеке отверстия – «входы» и «выходы» – чтобы в них попадала пища (и воздух). От этих отверстий выходят каналы, по которым пища попадает в органы пищеварения. Эти каналы специально созданы полыми, чтобы в них проходила пища. (Удвоение слов «отверстия» и «полости» указывает на то, что в чудесном процессе усваивания пищи участвует огромное количество отверстий и полостей. См. комментарий а-Гра к «Шулхан Арух».)

Открыто и известно пред престолом Славы Твоей – даже такие приземленные процессы (как переработка пищи и очищение тела от ее остатков) открыто пред Тобой (а не по ошибочному мнению, что Всевышний не интересуется низменными процессами сотворенного Им мира, см. «Сидур а-Гра»).

Что, если откроется одна из них или закупорится одна из них – если, не дай Б-г, откроется отверстие в одном из органов или закупорится одна из полостей так, что кровь не сможет циркулировать как положено.

Невозможно просуществовать и простоять перед Тобой (даже один час) – организм будет не в состоянии осуществлять жизненно важные процессы и, как следствие этого, человек не сможет продолжить свое служение пред Тобой.

Благословен Ты, Г-сподь – прославлен (источник всех благословений), Ты — абсолютный господин всего.

Исцеляющий всякую плоть – Святой, благословен Он, не ограничился тем, что создал человека в величайшей мудрости, но и продолжает находиться с ним в течение всей жизни и лечить его – каждого в частном порядке, ибо «Он лечит всякую плоть» и поддерживает каждого, чтобы тот не заболел.

И творящий чудеса – Всевышний вселил нематериальную душу в физическое тело, что является неслыханным чудом: соединить две абсолютно противоположные субстанции. (Это возможно только потому, что Творец – лекарь всей плоти, ибо только в такой форме человек может сохранять свое физическое здоровье и душа может пребывать в его теле. См. Рамо, гл. 6.)

[От редакции. Происходящие мировые события зачастую помогают нам лучше понять слова наших мудрецов. Число заболевших коронавирусом в мире уже превысило 15 миллионов человек (на самом деле — гораздо больше). Крупнейшие мировые научные центры пока безуспешно заняты разработкой вакцины или лекарства. Однако иммунная система человека с момента заражения начинает вырабатывать антитела, которые противостоят вирусу. Слова благословения «Лечит всякую плоть» (евреев и неевреев, и даже животных) включают в себя и такое чудесное творение Всевышнего — иммунную систему.]

Безусловно, каждый, кто будет вникать в произносимый текст «Ашер Яцар», укрепится в знании, что Всевышний — истинный целитель. Когда это знание станет естественным самоощущением человека, укрепится и упование на Творца. Кроме того, свои страхи человек превратит в обращение ко Всевышнему.

Да удостоимся все мы исполнения слов Творца: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Г-спода, Б-га твоего, и угодное пред очами Его делать будешь, и внимать будешь заповедям Его, и соблюдать все законы Его, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Г-сподь, целитель твой» (Шмот 15:26).


https://www.beerot.ru/?p=53605