Секреты воспитания детей — часть первая

Дата: | Автор материала: Рав Моше Айнхорн

1507

Проблема нашего поколения. Часть 1

Когда речь заходит о воспитании детей, сказать по правде, я не вполне понимаю, почему не говорят о воспитании взрослых. Разве воспитывать нужно только детей, а самого себя – нет? В дальнейшем мы увидим, что и у воспитания детей, и у воспитания взрослых, по сути, один фундамент, одна основа понимания жизни: ведь то, что человеку необходимо для себя, нужно и его детям. Ребенок не умеет воспитывать сам себя, поэтому я должен воспитывать себя и одновременно стараться воспитывать ребенка.

Наше поколение сильно отличается от предшествующих поколений. Вот, например, Виленский Гаон пишет в письме своей жене, чтобы та била детей, если они будут говорить неправду. Сегодня, конечно, бывает, что некоторые родители бьют детей, когда теряют контроль над собой. Но каждая мать понимает, что с точки зрения воспитания бить ребенка – плохо. Выходит, Виленский Гаон не умел воспитывать детей? Конечно, он прекрасно знал, как следует воспитывать детей. Или, к примеру, Рамхаль пишет, что нужно специально искать повод, чтобы ударить ребенка в наказание. Что значит – искать повод для битья? Даже если ребенок не сделал ничего плохого, я все же найду повод его наказать. Так пишет Рамхаль!

Вот что я слышал от рава Хаима Каневского про Авшалома, сына царя Давида, которого убил Йоав за бунт против царя. Написано, что отец никогда не останавливал его. Что это означает? Отец никогда его не бил. И комментаторы спрашивают: «Почему отец не бил его?» Если Авшалом не заслужил наказания, то он и не должен был бить его. А если заслужил, то почему Давид не наказывал его? И комментаторы отвечают: «Ему не полагалось наказание, но Давид должен был найти повод, чтобы наказывать его».

Представьте себе, что некая мама скажет: «У меня нет причин наказывать детей, но я ищу повод, чтобы побить их». Люди подумают, что она с ума сошла. Нет причины, а ты ищешь? И еще хуже. Если меламед в хедере скажет маме ученика: «Смотрите, в принципе, ваш сын не заслужил наказания, но я специально искал повод, чтобы наказать его», она сразу же побежит жаловаться директору: «Что это значит? Мой сын вел себя хорошо, а он ищет повод наказать его?».

Что я хочу сказать? Очевидно, наше поколение иное. Невозможно сказать, что в прошлых поколениях не умели воспитывать – конечно, умели! Так что же изменилось в нашем поколении по сравнению с прошлыми временами? Почему раньше наказывать было можно, желательно и правильно, а сегодня все изменилось?

Нам стоит узнать себя получше, и тогда мы сможем понять, каково отличие нашего времени от прошлого. Это прозвучит странно, но я уверен, что никто ни от чего не получает удовольствия. Если кто-то думает, что удовольствие ему приносят деньги, еда, почет – он заблуждается! Я не имею в виду, что человек вообще ни от чего не получает удовольствия. Существует некий механизм в самом человеке, и если он умеет им правильно пользоваться, то может получать удовольствие без границ. До такой степени, что даже страдания и боль станут причиной ощущения счастья. Вы слышите? Я повторю еще раз. Если правильно пользоваться этим механизмом, то чем сильнее будут страдания и муки, тем больше будет ощущение счастья. Когда человек не умеет правильно пользоваться этим механизмом, он, по сути, превращается в источник страданий человека. Я еще раз повторяю: мы получаем удовольствие, но не от того, что нам кажется его источником. Мы думаем, что деньги и почет приносят удовольствие, но в реальности все это ни к чему не приводит. Но есть некий механизм в человеке, который создает удовольствие, ощущение счастья. Сначала я хочу доказать его существование, а затем мы дадим объяснение и сделаем выводы в отношении ранее сказанного про самовоспитание и воспитание детей.

Представьте себе молодоженов в первую неделю после свадьбы. Новоиспеченного мужа можно назвать царем, а его супругу – царицей! Всю неделю они – в соответствии с алахой – не готовят еду, не занимаются домашними делами, питаются то у родителей мужа, то у родителей жены, то еще где-то. Но заканчивается первая неделя, и начинается вторая. И вот жена, у которой есть еще пара дней отпуска, спрашивает у мужа, который собирается в колель: «Послушай, сегодня я приготовлю обед, и обещаю тебе, что такой трапезы ты не ел никогда в жизни! Я знаю, ты бывал в ресторанах и даже в пятизвездочных отелях. Но все же говорю тебе, что такой трапезы ты не ел никогда». Муж идет в колель и думает: «Барух Ашем! Кроме всего хорошего, что мне рассказывали о моей жене, она еще и умеет хорошо готовить. Просто чудесно!».

В перерыве, после четырех-пяти часов учебы в колеле он приходит домой. Белая скатерть на столе, новые столовые приборы. Все новое – подарок на свадьбу. Жена встречает его и приглашает к столу. Муж омывает руки, садится за стол и произносит благословение на хлеб. Она садится напротив и спрашивает: «Помнишь, что я тебе обещала? Еще немного –и ты это увидишь». Жена подает первое блюдо. Начинают есть. Она смотрит на него. На его лице удовольствие. Жена подала второе блюдо. Муж говорит: «Я не был в раю, но мне ясно, что это вкус рая!». Третье блюдо. Муж говорит: «Должен признать, я в жизни не ел ничего подобного!» Жена убирает тарелки со стола, садится напротив него и спрашивает: «Я сделала то, что обещала?» Он отвечает: «Да». Она идет, достает чистый лист и ручку. Он спрашивает: «Что это?». Он чувствует, что происходит что-то необычное. Она отвечает: «Смотри, мой дорогой муж! Я надеюсь, верю и молюсь, что мы будем вместе до 120 лет. Сегодня ты получил удовольствие от трапезы. И я беру на себя обязательство, что 365 дней в году, включая Шаббаты и праздники, до 120 – таким будет твой обед». Что произойдет дальше? Муж скажет: «Большое спасибо, как прекрасно»? Или же он спросит себя: «Что было не так в первую неделю, за что я получил такое наказание? Что было не так, что каждый день до 120 у меня будет то же самое?».

Я задам вам простой вопрос. Вот я съел шницель впервые в жизни – вкусно, пальчики оближешь! Когда я ел шницель в тысячный раз – я просто не мог на него смотреть и еле его проглотил. Что изменилось за тысячу раз? Ведь это тот же шницель. Если я получил удовольствие в первый раз, то что же изменилось? Почему в тысячный раз я не получаю того же удовольствия? Что вы скажете?

Написано в книге Мишлей (9:17): «Краденая вода сладка». Каждый понимает, что стакан воды доставляет определенное удовольствие. И вот, сказал царь Шломо, мудрейший из людей, что если я этот стакан воды украл, то мое удовольствие увеличится во много раз! Почему же, если я украл воду, то получаю от нее больше удовольствия? Какая связь между кражей и водой?

Можно привести много примеров. Есть народная пословица, источник которой, я уверен, в словах мудрецов: «Трава во дворе у соседа – зеленее». Вы знакомы с таким понятием? Садовник разбил газон у меня, а также у соседа. Усилия садовника – те же самые, семена травы были куплены в одном месте. Все – то же самое. Но посмотрев на результаты его трудов, я расстроюсь и скажу: «У соседа красивее, чем у меня». Почему? Я не смогу объяснить, но скажу: «Я говорю вам, у соседа красивее».

Вот что говорят наши мудрецы: «Человек умирает, но не достигает и половины желаемого». Это значит, не сможет человек перед смертью сказать: «Вот, я достиг половины своих желаний». То есть, было сто процентов, пятьдесят из которых он получил. Нет! Он получил тридцать процентов, может быть сорок, но пятидесяти процентов он не достиг. И мудрецы дают объяснение, почему он не достиг пятидесяти процентов: «Если у человека есть сто шекелей – он хочет двести. Если у него есть двести – он хочет четыреста».

И все комментаторы задают вопрос: «Но он достиг пятидесяти процентов! У него есть сто шекелей, и он хочет двести. А половина от двухсот – ровно сто! У него есть двести, а он хочет четыреста. А половина от четырехсот – как раз двести! Почему же мудрецы говорят, что он не достиг половины, ведь у него есть ровно половина?» Рав Йонатан Айбешиц дает прекрасное объяснение: «Причина в том, что половина, которая принадлежит другому, стоит больше». Хотя это точно такая же половина, но она принадлежит другому! То же мы сказали про пословицу «трава во дворе у соседа – зеленее».

И я хочу понять – почему? Ведь половина, принадлежащая другому, – это те же сто шекелей, та же банкнота с той же картинкой. Но «у него» эти сто шекелей стоят намного больше. Почему они стоят намного больше? Что в них стоит намного больше?

Еще один пример. Представьте себе семейную пару. Живут хорошо, очень хорошо. Муж уехал на месяц за границу. И вот сегодня он должен вернуться домой. Утром жена звонит в аэропорт. Все в порядке, в пять часов дня самолет должен приземлиться в аэропорту. Прекрасно! Жена вместе с детьми сразу же делает расчет: в 17:00 самолет приземляется, в 17:30 – 17:40 муж получит багаж, еще полчаса на дорогу домой в такси, значит, в 18:15 он будет дома. Все очень взволнованы. В 17:00 выясняют – самолет приземлился вовремя. После 17:45 дети видят, что мама проявляет нетерпение. Она идет к окну – может, случилось чудо, и он приедет быстрее. В 18:05 один из детей закричал: «Мама! Папа приехал!» Все быстро оказались у двери: мама, все дети. Папа открывает дверь, ставит чемоданы на пол. Мама говорит: «Как мы по тебе скучали! Барух Ашем, не было задержки в пути, и ты уже дома. Барух Ашем!» Все счастливы, по-настоящему! Через пару минут муж зовет жену и говорит ей в комнате, чтобы дети не услышали: «Ты сказала, что вы скучали. У меня есть для тебя хорошая новость. Целый месяц я буду дома, возле тебя. Куда ты пойдешь – туда и я, все время буду рядом с тобой, чтобы тебе не пришлось скучать по мне». Конечно, нельзя так говорить, но через несколько дней она скажет себе: «Пусть уже займется своими делами и оставит меня хоть немного одну. Так хорошо, когда его нет дома!»

Что вы скажете? И муж может надоесть, не дай Б-г. Но объясните мне, что происходит? Если кто-то из вас отсутствует дома несколько дней, то логично, если он скажет: «Я скучаю по дому». Но слышали ли вы, чтобы одна женщина сказала другой в магазине: «Ой, я полчаса назад ушла из дома, как я соскучилась по дому!» Что с тобой? Всего полчаса тебя не было дома! Так в чем же различие?

Знакомая для многих родителей картина. Дочь хочет купить новое платье, и когда покупает – она счастлива и носит его, не снимая. Такое красивое платье, просто необыкновенное! Но что происходит через три дня? Я как отец девятерых дочерей много раз наблюдал это (хотя не только дочери, но и жена тоже – не обижайтесь!). Так вот, через три дня эта дочь может сказать: «Мама, как я могла купить такую тряпку? Что, я с ума сошла? Что я в ней такого нашла?» Если мама умна, она ответит: «Ты права, действительно тряпка. Положи его в шкаф на верхнюю полку и оставь там». Через несколько месяцев мама достанет это платье. А дочь скажет: «Какое красивое платье, почему я его убрала наверх?» А через три дня платье опять окажется на верхней полке.

Мы сошли с ума? Что не так с нашим поколением? И при этом – огромное материальное изобилие.

Мой сын был в гостях у своего друга в очень богатом доме. «Какая красивая люстра!» – поразился он. Друг ответил: «Это красиво? Никогда не замечал». – «Смотри, какие красивые шторы!» – «Что? Это красиво? Ну что ты!». И мой сын спросил у меня: «Папа, скажи, со мной что-то не так? Или же это он не в своем уме?». Я ответил ему: «Вы оба в своем уме. Но он живет в этом доме, а ты – нет».

Так что же происходит с нами? Мы нормальны? Что это за странные метания – сейчас так, через минуту иначе?

Если вы когда-нибудь были на свадьбе, то могли видеть там, как счастливые гости – то один, то другой – кладут биркон [памятную книжечку с «Биркат а-Мазон», посвященную свадьбе] себе в карман. Сколько он стоит? Шекель. Один шекель – его цена. У человека дома уже целая коллекция бирконов, но если он окажется там, где можно взять бирконбесплатно, – он возьмет его. Разве есть в этом логика? Но это реальность, которую мы видим.

В области, о которой мы говорим – мы все равны. Каждая из вас может понять, что это может случиться с ней: в отношении одежды, парика, пары туфель, предмета мебели, который был куплен в дом.

Как-то раз, много лет назад, я общался с одним своим товарищем по колелю. Он был очень взволнован. И перед тем как мы начали учиться, он сказал мне: «Мой дядя вчера продал три марки, чтобы купить квартиру для своей дочери». Я спросил: «За сколько он продал марки?» Он ответил: «Больше, чем за сто тысяч долларов». В то время сто тысяч долларов было огромной суммой. Я ему сказал: «Дай Б-г, чтоб у меня оказались три таких марки, когда придет время мне выдавать замуж мою дочь». Он увидел, что я не понял его, и сказал: «Ты не можешь себе представить, сколько слез было пролито дома у дяди, когда продавали эти марки». Я спросил: «В чем их польза? Ведь даже бутылку невозможно ими заткнуть». Он мне отвечает: «О чем ты говоришь? Этих марок во всем мире несколько штук, они пронумерованы!»

 Я готов заплатить тому, кто сможет объяснить мне, в чем удовольствие от собирания марок. И не говорите мне, что собирают только дорогие марки. Никто не говорит: «Я буду собирать дорогие марки, чтобы продавать их тем сумасшедшим, которые коллекционируют марки». Нет. Человек, который собирает марки, побежит покупать за 1.20 шекеля любую марку, которую выпустят в продажу. Но таких марок миллионы! «Зачем ты их покупаешь? Ты получаешь удовольствие от этих марок?» – «Конечно! Что за вопрос! Во всем мире есть люди, которые коллекционируют марки». И речь не идет именно о дорогих марках. Он купит любую марку, которой у него еще нет.

Из той же категории и собиратели антиквариата. Кто-то может объяснить мне это? Как-то я был в гостях у друга, в его доме все было самое лучшее. Я увидел какой-то башмак, стоящий на столе. Я был уверен, что ребенок принес его с улицы и положил на стол. И, по простоте душевной, я хотел снять башмак со стола, поскольку мне было не по себе, что такой башмак лежит на красивом столе. Но хозяин дома, религиозный еврей, закричал: «Не трогай его!» Я спросил его: «Почему?» Он ответил: «Это антиквариат». Я удивился: «Это?!» Посмотрел внимательнее и понял, что башмак сделан из меди, а не из кожи. И я спросил его: «Зачем ты его держишь на столе?» Он ответил: «Если б ты знал, сколько я заплатил, чтобы он стоял на моем столе!» Я сказал: «Столько я был бы готов заплатить, чтобы выкинуть его в мусор! Зачем он тебе нужен?»

Вот этому стулу, например, тысяча лет, и его поместят под стекло, чтобы никто не мог к нему прикоснуться. Но ведь он вот-вот рассыплется, для чего держать его дома? Ну какая мне разница, как этот стул выглядел тысячу лет назад, ведь для меня это мусор? Но люди готовы заплатить за него миллионы!

У меня была родственница, которая собирала пустые стаканчики от йогурта. Ее салон был заполнен этими стаканчиками. Когда она покупала йогурт, то выпив его, она мыла стаканчик и ставила в салон. У нее собрались горы этих стаканчиков! Ей говорили, что она сумасшедшая. И почему? Потому что она была одна. Если бы открыли клуб коллекционеров стаканчиков от йогурта, то она сразу же стала бы нормальной, такой, как все.

Кто из вас помнит себя маленьким? Вы наверняка собирали салфетки или фантики. И что вы сделали с ними потом? Например, отдали своей младшей сестре. А что она с ними потом сделала? Тоже, когда выросла, отдала своей младшей сестре. А для чего вы это собирали? Отличный вопрос! Ради собственного удовольствия. Объясните мне, какое в этом удовольствие?

Когда я был директором хедера, один маленький мальчик хорошо мне все объяснил. Я спросил у мальчика из шестого класса: «Скажи мне, Моше, ты собираешь абрикосовые косточки?» Он мне ответил с улыбкой: «Да». Я спросил: «Зачем?» Он ответил: «Я в них играю». Очень хорошо. Я спросил: «Сколько ты будешь в них играть?» Он ответил: «Пока сезон не закончится». – «А что ты с ними сделаешь потом?» – «Положу на верхнюю полку». – «До каких пор они там будут лежать?» – «До следующего года». – «А что ты будешь делать в следующем году?» – «Опять буду с ними играть». Я немного повысил голос: «Но для чего?». Он испугался и заплакал. «Моше, почему ты плачешь? Я хочу понять. Объясни мне, для чего?» Я не забуду, как этот маленький мальчик посмотрел на своего директора. Его недоуменный взгляд говорил: «Что же тут непонятно?» И он сказал: «Я объясню вам. Я играю, чтобы собирать, и собираю, чтобы играть». Теперь все понятно. Он как бы сказал: «Что вы задаете мне вопросы? Я играю, чтобы собирать, и собираю, чтобы играть. И это все».

И в этом мы одинаковы – и взрослые, и дети. Как это объяснить? Какой общий знаменатель у приведенных мной примеров?

Современная психология открыла эту великую тайну, что вызвало большой шум в мире. Тора народа Израиля опередила это открытие на три тысячи лет. Но есть различие. Современная психология хочет понять то, что существует. А Тора объясняет нам также, почему это существует.

Современная психология говорит коротко: «В том, чего тебе недостает, и ты стремишься этого достичь, и заключается источник твоего удовольствия». Если ты не чувствуешь, что тебе это нужно, – ты не будешь к этому стремиться и, соответственно, не получишь от этого удовольствия. И неважно, что это, вопрос только в том, чего тебе недостает.

Тора несколько расширяет вопрос и говорит: «Человек пришел в мир с чувством, что ему чего-то недостает». Что это значит? Задача человека – достичь совершенства. Чтобы облегчить мне работу, чтобы я мог получать удовольствие от трудов моих, Творец мира создал во мне могучую силу, которая называется «сила устремления», и в эту силу Он заложил источник наслаждений. Очень простая формула: источник удовольствия – в силе устремления.

Сказали Мудрецы: «Бык в день своего рождения называется быком». Если мы пойдем в зоопарк и посмотрим на новорожденную обезьянку, каждая спросит себя, своего мужа или детей: «Что эта обезьяна будет делать через год?» С ответом невозможно ошибиться – обезьяна вырастет, будет лазить по деревьям, которые растут в зоопарке, будет есть бананы и орехи и смешить посетителей. А что через год будет делать осел, который сегодня родился? Будет возить поклажу, его голова все время будет смотреть вниз. Что будет делать лев? Что будет делать тигр? Вы видите, что происходит? Любое животное приходит в мир совершенным, законченным, ему нужно только подрасти, чтобы реализовать свой потенциал.

Если вас спросят, когда ваши дети еще маленькие, каким будет ваш ребенок, когда вырастет, ваш ответ будет однозначным: я не знаю. Я знаю, каким я хочу, чтобы он был. Я знаю, какие усилия для его воспитания я буду прилагать, о чем я буду молиться, о чем лить слезы, на что готова потратить деньги. Но каким он станет – я не знаю».

Почему? Почему мать не знает, каким будет ее ребенок? И почему обезьяна знает, каким будет ее детеныш? Первая причина: дети не рождаются одинаковыми. В одной семье могут быть два ребенка с разными качествами – один милосердный, а другой жестокий. Но они – родные братья!

Более того, бывает, что два человека родились с одинаковыми качествами характера, как, например, царь Давид родился с теми же качествами характера, что и Эсав. Когда пророк Шмуэль увидел его впервые, он испугался и сказал: «Этот красный будет проливать кровь, как Эсав». А Всевышний сказал ему: «Встань навстречу помазаннику Моему!». Это – помазанник Всевышнего! У него были те же качества характера, что и у Эсава. Но пророк Шмуэль ошибся! Царь Давид использовал свои качества к добру – он проливал кровь только в соответствии с постановлением суда, а Эсав был убийцей.

Таким образом, все львы, все тигры и все обезьяны приходят в этот мир с одинаковыми свойствами. Кроме того, у всех животных нет свободы выбора. Но люди, во-первых, приходят в мир с разными свойствами характера. Во-вторых, даже если окажется, что качества характера одинаковы, у человека есть свобода выбора. Это мы называем: «Человек пришел в мир с недостатком», то есть, он подобен чистому листу. Я должен усовершенствовать себя, используя те качества, которые Творец мира дал мне или не дал. Но это работа, и работа тяжелая. Творец мира вложил в меня огромную силу – стремление восполнить недостающее. То, чего, как я чувствую, мне недостает, я буду стремиться восполнить. Но и в том, в чем чувствовать недостачу, тоже есть свобода выбора, и со временем это может меняться.

Подготовила Р. Гальчук


https://www.beerot.ru/?p=22546