Главные ценности в воспитании детей — Воспитание чистоты

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

132
чистота мысли

Принятие на себя власти Небес

Одна из основных вещей, которые мы должны воспитать в ребенке, – это принятие на себя власти Неба. «Диким осленком родится человек» – как осленок не хочет нести бремя чьей-либо власти, так и человек. Животное тоже не хочет нести поклажу, но у него нет выбора, потому что так хочет его хозяин. Желание хозяина – причина нести бремя. Это и есть первый урок, который ребенок должен усвоить: принятие бремени.

Один из признаков испорченности нашего поколения – то, что человека не приучают нести бремя. Наоборот! Вместо того, чтобы сказать ему: «Не делай этого!», говорят: «Тебе не стоит этого делать». Это – ошибка; ведь тем самым его приучают делать только то, что ему выгодно. И если так, почему бы ему не решать для себя самому, что делать, а что нет? Нужно воспитывать так, чтобы определяющим фактором являлась не выгода, а заповеди Торы.

Несение бремени обязывает к последовательности. Не всякую просьбу ребенка нужно исполнять; есть хорошие желания, которые можно исполнить, и есть негативные. При этом не стоит вступать в прямой конфликт – ведь, как известно, любое давление вызывает противодействие, и слишком сильное давление может только спровоцировать сопротивление. Нужно стараться обходить «острые углы» и избегать прямых конфликтов.

Если ребенок очень уж упрямится, нужно проявить находчивость и попытаться отвлечь его внимание, либо избежать конфликта каким-то иным способом. Если мы не выполняем все его желания, он понимает, что он получит лишь часть желаемого, или все, но в другой раз. Вместе с этим, он должен знать, что есть вещи, в которых ему не уступят, и нужно сказать однозначно: твоя просьба не может быть исполнена!

Бывают случаи, когда ребенок заслуживает наказания за свои поступки. Обычно нужно проявлять милосердие – но есть и «красная черта», и он должен знать со всей непреложностью, что если перейдет ее, получит наказание. Даже маленький ребенок, который еще не понимает, что значит уважать родителей, должен знать, что отец и мать – не игрушка, нельзя дерзить им или бить их. Он должен признавать их власть и полномочия. Если ребенок бьет родителей, а они реагируют смехом и отмахиваются, – это ошибка! То же и с проявлением наглости: если оставлять ее без надлежащей реакции, ребенок может сделать из этого свои выводы и решить, что наглость – нечто не столь уж страшное. Ему должно быть ясно, что есть «красная черта». Нужно следить, чтобы он не переступал ее, и если это случится, объяснить ему тяжесть проступка и наказать – иногда легко, иногда строго.

Довольствоваться малым

В современном мире буквально ежедневно появляются все более и более усовершенствованные вещи, и это, конечно же, влияет и на нас. В среде детей новые вещи могут быть причиной зависти и мешают, кроме этого, воспитанию умения довольствоваться малым. Бней Тора, желающие воспитать своих детей как бней Тора, должны знать, что жизнь в роскоши – препятствие в таком воспитании. Приобретение новых и усовершенствованных вещей лишь по той причине, что они есть в продаже или у кого-то другого, приучает ребенка к излишествам – и тем самым разрушает для него путь в будущее. Мы должны давать детям ощущение, что, слава Б-гу, у нас есть все необходимое и нет ни в чем недостатка, и что мы довольны тем, что у нас есть, и рады своей доле, как это выразил наш праотец Яаков, сказав: «У меня есть все» (Берешит, 33:11).

Свойство довольствоваться малым также занимает свое место на шкале ценностей, которую мы должны дать в наследие нашим детям; действовать здесь лучше не напрямую. В этом отношении мы тоже отличаемся от других. Заметим, что есть родители, которые думают: зачем, мол, говорить ребенку, что у нас мало средств, и мы не можем позволить себе приобрести любую вещь… Это – ошибка. Ребенок должен и имеет право знать, что родители ограничены в средствах, и это, разумеется, не противоречит тому, что у них нет ни в чем недостатка. Нужно объяснять детям, что у нас есть все, что необходимо, и мы не нуждаемся в большем. Нужно заложить в них понимание того, что все приходит по воле Всевышнего, и Он хочет, чтобы у нас было все необходимое, и это у нас есть (при том, что есть люди, лишенные даже необходимого), и мы должны радоваться тому, что Всевышний дал нам.

Положительное и отрицательное в чтении книг

Один из факторов формирования личности ребенка и его воспитания – это чтение. Если не будет абсолютного контроля над тем, что читают наши дети, воспитанию может быть нанесен тяжкий ущерб. В этом вопросе нужно быть разборчивыми. К сожалению, в наших кругах тоже существуют библиотеки, в которых есть глупые и пустые книжки нееврейских авторов или авторов с неправильным мировоззрением. Наш контроль над этими книгами выражается в удалении части текста в этих «произведениях», которые не соответствуют целям нашего воспитания. Однако этого недостаточно, по двум причинам: а) удаленный текст возбуждает любопытство ребенка, которому страстно хочется знать, что от него скрыли; б) дух и характер книги не меняются от этой цензуры. Благодарение Б-гу, сейчас есть разнообразная литература, которой можно пользоваться без «исправлений извне».

В этом деле есть разница между мальчиком и девочкой. а) У мальчика есть заповедь учить Тору, и поэтому у него есть побуждение уклоняться от изучения Торы, и, в частности, читать посторонние книги вместо повторения пройденного в хедере. б) Чтение может отвлечь мальчика от учебы. Иногда мы сталкиваемся с детьми, читающими на переменах и даже во время уроков «под партой». Даже если он не может заниматься этим из-за бдительного взгляда учителя, все его интересы устремлены в эту сторону, он не сосредоточен на занятиях.

Поэтому очень желательно, чтобы мальчики не приносили книги для чтения в хедер. После занятий, для отдыха, он может читать; но и это чтение должно быть дозированным и контролироваться родителями. Чрезмерное чтение будет красть у него сон, отвлекать от учебы и вредить ей, и родители должны не допускать этого.

С другой стороны, в чтении подходящих книг есть польза. Оно позволяет расширить знания о великих людях Израиля и исторических событиях, которые не включены в традиционный учебный материал. Но упомянутое побуждение уклоняться от изучения Торы нужно принимать в расчет и тщательно проверять материал для чтения. В литературе для более маленьких детей, большей частью основанной на картинках, нужно очень следить, чтобы не попадались нескромные картинки или рисунки, не соответствующие духу Торы.

Чистая речь

В своем послании о воспитании Виленский Гаон предупреждает, что нужно строго относиться к грехам речи – проклятиям, ложным клятвам, обману и различным запрещенным разговорам. «И совершенно не жалей их» (детей, когда они совершают такой грех) – такие слова пишет он своей жене. Резкая реакция укоренит в ребенке правильное понимание тяжести греха и поможет избегать его.

В отношении обмана нужно заметить, что дети лгут не из-за стремления ко лжи. Ребенок живет в мире фантазий, и реальность его мира не ограничивается лишь голой правдой. Еще нам нужно знать, что иногда ребенок находит в развязной речи «нишу» для самовыражения и возможность выделиться. Тем самым он становится в своих глазах «героем»: он в состоянии говорить «особые слова», которые другие люди не осмеливаются произносить. К этому нужно относиться со всей строгостью и не оставлять без реакции. (При этом нельзя наказывать без предупреждения, и нужно сначала объяснить ребенку, что так говорить нельзя. Если он вновь делает то же самое, следует предупредить его, что будет наказан, а если и это не помогает, то можно наказать).

Гемара в начале трактата Псахим говорит о чистоте речи и об обязанности человека выбирать чистый язык. Недостатки в речи свидетельствует о некоей порче, имеющей место в человеке. «И стал человек живой душой» (Берешит, 2:7) – согласно Таргуму, здесь имеется в виду способность говорить, то есть речь, потому что именно она формирует духовный образ человека. Поэтому нужно строго следить за чистотой речи у детей. Кроме того, очевидно, что мы должны следить за своей речью, потому что ребенок усваивает язык, на котором говорят дома, и перенимает его.

Повседневная речь детей должна быть «пропитана» учебным материалом, который они изучают. Мы иногда сталкиваемся с разговорами, которые сами по себе не запрещены, но источник их – улица; их следует пресекать. Наш язык – святой язык, основанный на словах мудрецов; он очень богат и должен обеспечивать духовную пищу нам и нашим детям. Не дай Б-г нам перенимать легковесный и лишенный святости язык улицы! Речь детей формируется под влиянием принятого в доме, и мы должны строго следить, чтобы наша речь была достойной дома бней Тора.

-Перевод – Л. Шухман.


https://www.beerot.ru/?p=53499