Пять замечательных советов для женщины, как служить Творцу — «И совершенству их нет предела»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1910

Я хочу предложить вам пять основных советов, как служить Всевышнему на протяжении всей жизни. Когда мы хотим продемонстрировать кому-то нитку жемчуга, необходимо, чтобы жемчужины были аккуратно нанизаны и прочно связаны друг с другом, чтобы они не рассыпались от любого неосторожного движения. Поэтому эти советы мы изложим в соответствии с мишной из книги «Сефер Йецира», написанной нашим праотцом Авраамом. Эта мишна состоит из пяти частей, «нанизанных» одна на другую.

Следует заметить, что слова мишны, которые мы будем цитировать, являются тайнами Торы, которые мы никак не можем понять. Я хочу лишь воспользоваться ими, как условными знаками, для изучения пяти очень важных советов, которые будут полезны для нас, находящихся на низких ступенях.

В отрывке, который мы процитируем, говорится о служении ангелов, о том, с каким воодушевлением они выполняют волю Создателя.

Для начала мы процитируем этот отрывок от начала до конца, а затем разберем каждую часть отдельно, чтобы понять, что мы можем отсюда выучить.

ציפייתם כמראה הבזק – «Образ их подобен молнии». Для того, кто хочет разглядеть их, они выглядят, как вспышка молнии.

ולתכליתם אין להם קץ – «И совершенству их нет предела». Нет конца тем местам, до которых они способны добраться.

ודברו בהם ברצוא ושוב – «И слово Всевышнего в них движется вперед и назад».

ולמאמרו כסופה ירדופו – «И за речью Его, как ураган, несутся».

ולפני כסאו הם משתחוים – «И пред Его престолом преклоняются». Когда они оказываются перед престолом Славы, они преклоняются.

Рассмотрим каждую из этих основ отдельно.

«Образ их подобен молнии»

Первый совет заключается в словах «Образ их подобен молнии». Для нас это очень важно. У каждого и у каждой из нас есть внутреннее стремление совершать великие поступки. Я уверен, что каждый мечтает стать великим человеком. Проблема же заключается в том, что зачастую наши стремления слишком велики, мы стремимся к тому, чего в принципе достичь не в силах.

Каждая женщина хочет быть великой праведницей. Каждый мужчина мечтает стать праведником, как Хафец Хаим, или мудрецом, как раби Акива Эйгер. Но нам это не под силу! А если так – то мы отчаиваемся, и тогда уже не делаем ничего.

И это ошибка! Если ты к чему-то стремишься, даже если ты не в силах достичь этого в полной мере, ухвати вспышку своего стремления – «подобно молнии»!

Например, женщина сидит и болтает с подружкой по телефону, и та вдруг ей говорит: «Знаешь, что сделала вчера моя соседка?» И она понимает, что теперь ей предстоит выслушать порцию злословия про эту соседку. В этот момент у нее есть возможность сказать подруге: «Ой, прости, пожалуйста, у меня пирог подгорает, я тебе завтра перезвоню», отключиться и спастись таким образом от греха.

В тот момент она вполне способна избежать злословия, но она говорит себе: «Даже если я сейчас прекращу разговор, значит ли это, что я никогда не буду злословить? Я же прекрасно понимаю, что даже если мне удастся не злословить сейчас, завтра мне все равно придется выслушать ее историю…».

И в этом ее ошибка! Если женщина понимает, что никогда не злословить – это величие, значит, один раз избежать злословия – это вспышка величия, а вспышка величия – это тоже величие. Если нет возможности ухватить все, значит, надо ухватить хотя бы вспышку. «Образ их подобен молнии»!

Это очень важный аспект. Я расскажу вам одну реальную историю. Мой дедушка, благословенной памяти, был большим праведником. В силу разных причин он был вынужден уехать из Израиля и поселиться с семьей в Америке около семидесяти лет назад.

Мама рассказывала, что в юности у нее в Ист-Сайде (район Нью-Йорка) была нерелигиозная подружка. Она привязалась к их семье и начала соблюдать заповеди. Но у нее из родни была только мама, которую она должна была обеспечивать. В то время невозможно было найти работу с возможностью соблюдать Шаббат. И она в Шаббат ездила на работу на метро.

Мой дед сказал ей: «Было бы прекрасно, если бы ты в Шаббат никуда не ездила. Но раз уж ты не можешь не ездить, по крайней мере, не бери с собой ничего, кроме тех двух пенни, которые ты должна заплатить за проезд. Если ты не можешь соблюдать Шаббат на сто процентов, соблюдай настолько, насколько ты можешь». И та действительно вытряхивала все карманы, брала только деньги на проезд и ехала в метро.

В конце концов, она нашла другую работу и смогла соблюдать Шаббат на сто процентов. Эта история – не про нас, но мы можем из нее кое-что выучить.

Еще один пример. В Иерусалиме жил еврей, мудрец с мировым именем, глава суда Торы «Эда Харедит», рав Зелиг Реувен Бенгис. Он необыкновенно усердно учился, раз в несколько месяцев он заканчивал изучать весь Талмуд и устраивал сиюм(торжественное завершение изучения Талмуда – прим. ред.).

Однажды, через две недели после очередного такого сиюма, он сделал еще один сиюм. Его спросили: «Раби, неужели Вы проучили весь Талмуд за две недели?»

«Нет» – ответил рав – «Это было изучение Талмуда по другой системе. Кроме систематического ежедневного изучения, в результате которого я делаю сиюм раз в несколько месяцев, у меня есть еще одна система изучения Талмуда. Всякий раз, когда меня приглашают быть сандаком во время обрезания или ведущим церемонию бракосочетания, если мне приходится ждать несколько минут, пока все начнется, я в эти минуты учусь. И вот, сейчас, благодаря этим минутам, я еще раз закончил изучение всего Талмуда!»

Это чудесная история об истинном величии. Если бы человек, сидящий в ожидании начала обрезания, знал, что, учись он в эти десять минут, он мог бы со временем закончить весь Талмуд, он, безусловно, учился бы. Но он себя знает. Он понимает, что даже если сегодня он поучится, в следующий раз он может про это забыть, не всегда есть подходящий настрой. И что он делает в эти десять минут? Общается с друзьями…

И это ошибка. Ты же понимаешь, что регулярная усердная учеба в течение всей жизни, даже по пять-десять минут каждый раз, – это величие, что благодаря этим минутам можно достичь небывалых высот. Так вот, такая одноразовая учеба – это вспышка величия. У тебя не получается быть усердным учеником, который не теряет ни минуты, но сейчас ты способен проучиться эти пять минут? Сделай это! Ведь то, что является величием, когда мы делаем это на протяжении всей жизни, будет вспышкой величия, если мы сделаем это один раз!

Многие женщины читают Теилим. А есть такие, которые не читают. Почему? Они говорят себе: «Закончить всю книгу Теилим я все равно не смогу, каждый раз я успеваю прочесть всего несколько глав. В этом нет никакого смысла…». И это ошибка! Если прочтение всей книги Теилим будет величием, значит, прочтение нескольких глав – это вспышка величия, которую нам необходимо ухватить!

«И совершенству их нет предела»

Второй совет является полной противоположностью первому. «И совершенству их нет предела»!

Как мы уже заметили, иногда мы не совершаем какие-то поступки, потому что они кажутся нам чересчур великими. Но бывает, что мы не совершаем какие-то поступки из-за того, что, наоборот, они кажутся нам слишком маленькими!

Это также ошибка! Мы знаем, что Всевышний, наш дорогой Небесный Отец, очень-очень велик. И, невзирая на это, говорит царь Давид, мир ему: «Кто, как Г-сподь, наш Б-г, восседает высоко, склоняется, чтобы видеть и в небесах, и на земле» (Теилим, 113:5-6). Нет ничего слишком великого для Всевышнего, но, условно говоря, нет для Него и ничего слишком малого!

Например, на стене висят портреты больших раввинов. Зачем повесили эти портреты? Они украшают это место. А кто их повесил? В общем-то, их повесил Всевышний! Можно подумать, что Всевышнему, «Великому, Могучему и Грозному», делать больше нечего, как только спускаться сюда и украшать нам место нашего пребывания!

Еще один пример: встречаются красивые галстуки, на которых есть тонкая полоска с зеленым отливом. Эта полоска добавляет немного шарма галстуку, который надевают для украшения. Или к платью иногда пришивают маленькую пуговицу, которая дополнительно его украшает. И об этом тоже заботится Всевышний собственной персоной. И, казалось бы, как это может быть? Всевышнему больше делать нечего, как только заботиться о том удовольствии, которое получает человек при виде этих маленьких деталей?!

Ответ: да, именно так! Нет ничего слишком великого, и нет ничего слишком малого для Всевышнего! Он сделает все, чтобы порадовать нас, даже если речь идет о мелочах!

Все это для нас очень актуально. Мама на кухне готовится к Шаббату. Заходит ее маленький сын и говорит: «Мама, я хочу пить». Мама наливает в стакан немного сиропа, добавляет воды, но у нее нет времени размешать это.

Конечно, ребенок переживет, если напиток в его стакане будет плохо размешан. Он будет не такой сладкий, но это не так уж страшно. Есть ли заповедь делать ребенку напиток как можно вкуснее? Да! А если это заповедь – выполни ее! Это не та заповедь, которая потрясет весь мир, но это – заповедь!

Ешиботники сидят вместе в столовой, на столе перед ними – чайник. Один из них касается чайника и замечает вслух, что тот не такой уж горячий. Сидящий рядом с ним юноша понимает, что его другу хочется горячего чаю. Это не та заповедь, которая требует его обязательного участия. В конце концов, ничего не случится, если его друг выпьет слегка остывший чай… Но ведь ему хочется горячего чаю… Если этот юноша пойдет и принесет другу горячий чайник, вспомнит ли кто-нибудь об этом на его похоронах?! Нет! Это великая заповедь? Нет, маленькая. Но этой маленькой заповедью нельзя пренебрегать. Как нет предела мелочам, которые делает для нас Всевышний, заботясь о нас, так нет предела мелочам, которые подобает делать нам. Если это заповедь – выполни ее. Если это доброе дело, даже если оно очень маленькое, – не уклоняйся, сделай это!

«И совершенству их нет предела» – нет границ обязанностям! Простите меня за следующий пример. Автор книги «Йесод ве-Шореш а-Авода», рав Александр Зискинд из Гродно рассказывал про себя следующее: «Если, проходя по улице, я видел, что кто-то плюнул посреди дороги, а это не самое приятное зрелище… я не шел мимо, а останавливался и растирал ногой этот плевок, дабы идущий за мной не был вынужден испытывать то чувство омерзения, которое только что испытал я». Это не большая заповедь, но это – заповедь!

Иногда можно встретить женщину, которая чем-то подавлена. Каждая понимает, что в такой ситуации одна улыбка подруги может совершить переворот. И это очень большая заповедь! Но даже если она в хорошем настроении, ты все равно можешь приветливо с ней поговорить. Конечно, если ты не сделаешь этого, она не сойдет с ума, и ей не потребуется консультация психиатра, но это – заповедь! Безусловно, это – маленькая заповедь, но нельзя ею пренебрегать! Никто не может оценить силу доброго слова, сказанного в тот момент, когда собеседнику важно его услышать.

Я расскажу вам историю, которую я слышал про одного главу ешивы. Однажды он получил приглашение на свадьбу, которая должна была состояться в Швейцарии, с припиской: «Я очень прошу Вас приехать на свадьбу моей дочери». К приглашению прилагался билет на самолет. Он попытался припомнить, кто же это послал ему приглашение, и вспомнил, что, будучи юношей, учился с ним в ешиве Поневеж.

Он был очень удивлен. Они же были едва знакомы! Ну, учились вместе в ешиве. Разве это повод посылать ему приглашение на свадьбу и билет на самолет?!

Глава ешивы позвонил тому человеку и спросил: «Почему Вы вдруг решили пригласить меня на Ваше торжество, да еще и оплатить билет? Мы же никогда не были большими друзьями!»

И тот еврей рассказал ему, что в свое время он приехал из Швейцарии учиться в ешиве Поневеж. Он был очень юн, и ему было ужасно тяжело. Учеба продвигалась не очень хорошо, да и влиться в коллектив ему никак не удавалось. Он был очень подавлен и решил вернуться домой. Если бы он вернулся, из него, скорее всего, вышел бы простой кашерный еврей, но не мудрец Торы.

В тот день он получил от родителей разрешение купить обратный билет и вернуться в Швейцарию. Он сидел в ешиве, собираясь пойти покупать билет.

И тут к нему подошел этот глава ешивы (на тот момент такой же ешиботник, как и юноша из Швейцарии) и поправил ему воротник. Это действие заставило его испытать чудесное чувство, что кому-то есть до него дело! А раз так, то уже нет необходимости возвращаться домой!

Он остался в ешиве, и со временем стал большим мудрецом. И много лет спустя, выдавая замуж свою дочь, он вспомнил того юношу, поправившего ему воротник, и с большим почетом пригласил его принять участие в своем торжестве.

Невозможно оценит эффект доброго слова, сказанного в нужное время!

Даже самая маленькая заповедь – это заповедь! Улыбнуться, сказать «доброе утро». Даже человек, не нуждающийся в улыбке, оценит ее. А ведь мы не можем знать, кому нужна наша улыбка!

У тебя освободилась минутка, прочти главу из Теилим! Для Всевышнего нет ничего слишком малого, и для тебя не должно быть!

Подведем итог. Есть две причины, по которым человек бездействует. Либо он считает, что это – слишком великое для него дело, либо, наоборот, слишком малое, кажется, ну что изменится от того, что он это сделает… И обе эти причины – ошибочны! Если это слишком велико, надо хватать вспышку величия. Если же оно слишком мало – все равно необходимо это сделать, нет ничего слишком малого!

«И слово Всевышнего в них движется вперед и назад»

Третий совет: «И слово Всевышнего в них движется вперед и назад».

Основа его – стих из книги Йехезкеля (1:14): «И живые существа эти [вид ангелов] двигались вперед и назад, как вспышки молний». Виленский Гаон, пишет, что в этом движении «вперед и назад» заключается существование мира!

Благословение Всевышнего, влияющее на наш мир, подобно молнии – оно вспыхивает и гаснет, вспыхивает и гаснет!

У всего в этом мире есть свойство – подниматься и падать. Иногда человеку все удается. Он начинает учить трактат Шаббат, и все идет замечательно – есть подходящий хеврута, есть желание учиться… И вдруг все застревает! Что случилось? Он начинает копаться в себе, но не видит за собой никакого греха. Все идет хорошо, и вдруг по какой-то причине удача оставляет его – хеврута заболевает, нет желания учиться, или еще что-нибудь…

И пророк Йехезкель учит нас, что ангелам тоже это свойственно. Это способ их служения: «живые существа эти двигались вперед» – они жаждут света Всевышнего, но в тот момент, когда им удается подпрыгнуть и что-то ухватить, сразу же – «и назад» – они спускаются обратно. Что они тогда делают? Снова прыгают, и снова «назад».

В чем причина этого?

От наших учителей мы знаем, что не посылает Всевышний ни одному человеку, да и не только человеку – в принципе, ничего хорошего Всевышний не посылает в этот мир, если этому не предшествует молитва.

Об этом мы читаем в повествовании о сотворении мира: «Никакого полевого кустарника еще не было на земле» (Берешит, 2:5). В шестой день Творения, когда был создан первый человек, мир был пустыней. Почему? «Ибо дождя не посылал Б-г Всесильный на землю, и человека не было, чтобы обрабатывать землю». Объясняет Раши: «Не было человека, чтобы обрабатывать землю, не было того, кто осознавал бы необходимость дождей. А когда пришел человек и понял, что миру необходим дождь, и молился о нем, пошел дождь, и выросли деревья и травы».

Когда был создан мир, ничего не росло в нем, пока не пришел человек, и не обратился к Всевышнему с молитвой: «Ой, Владыка мира, спаси, Всевышний…». Именно молитва приводит в мир благословение.

Я скажу вам то, о чем нигде не читал, но для меня это очевидно. Если бы настал такой момент, что все в мире было бы хорошо – с хеврутой все в порядке, учеба идет хорошо, материальное положение устойчиво, дети не ноют, другими словами, момент полного блаженства во всем мире – в этот момент мир вернулся бы в состояние первозданного хаоса. Все сущее было бы аннулировано! Потому что когда все удовлетворены, никто не кричит «Спаси, Всевышний», никто не ждет милости от Него – тогда оказывается разорванной наша связь со Всевышним, и все рушится!

Реальность мира такова, что Всевышний на каждом шагу посылает страдания, проблемы и боль, и все кричат: «Ой, Владыка мира!». И крик этот, поднимающийся из этого мира, поддерживает его существование, ведь без этого крика мир был бы разрушен!

На это есть чудесный намек в Гемаре (Таанит, 25б): «Капля не упадет с неба, если с земли не поднимутся ей навстречу две пяди». Когда идет дождь, навстречу ему поднимаются подземные источники. И это намек на то, что капля дождя не упадет с неба, если не поднимутся ей навстречу две слезы еврея. Еврей, которому хорошо, который ни к чему не стремится, которого ничего не беспокоит, не удостоится спустить дождь в этот мир!

«И живые существа эти двигались вперед» – они подпрыгивают и получают духовное изобилие, и им хорошо. Но если бы все так и осталось, мир был бы разрушен. И потому их тут же спускают назад, и они снова подпрыгивают, и в этом заключается секрет существования мира.

И это основа служения Всевышнему – не отчаиваться из-за подъемов и спусков. Знать, что так устроен мир. Основа нашего служения – это стремление, желание и мольба о спасении. Для этого нам время от времени посылаются «пощечины» и падения, чтобы мы всегда были связаны со Всевышним нашей молитвой.

Если же кто-то хочет совсем обойтись без спусков, ему можно посоветовать в моменты подъема избегать чувства довольства собой и стремиться подняться еще выше. И если он укрепит в себе это стремление подниматься все выше и выше, ему уже не нужны будут спуски, ведь и во время подъема он будет чувствовать желание подниматься дальше.

Про нашу праматерь Лею написано, что, родив четвертого сына, она сказала: «На сей раз поблагодарю Б-га», потому что получила больше, чем ей полагалось. И сразу же после этого сказано: «И перестала рожать» (Берешит, 29:35).

Я слышал объяснение, что из-за того, что она лишь поблагодарила Всевышнего и не просила еще, она перестала рожать. Вместе с благодарностью Всевышнему, Благословенному, она должна была умолять: «Пожалуйста, Всевышний, продолжай дарить мне Свое благословение», а поскольку не просила – поток изобилия прекратился.

Когда человек благодарит Святого, Благословенного, за данное ему здоровье, пусть не останавливается на этом, пусть попросит за соседа, который сейчас не вполне здоров. Но пусть никогда не будет такого, что он скажет: «Всевышний, спасибо Тебе, я доволен, все в порядке». Всегда надо просить!

Нужно ценить все, что мы получили до сих пор, но при этом не терять бдительности и продолжать просить: «Всевышний, помоги мне лучше молиться, лучше понимать слова Твоей святой Торы, сделай так, чтобы дети мои стали великими мудрецами Торы…»

Это и есть «Слово Всевышнего в них движется вперед и назад». Всегда, когда Всевышний дает, он потом забирает, чтобы мы молились!

Я говорю, что женщины по природе своей все время находятся в состоянии боли. Или они рожают, или у них нет детей, а это по-настоящему больно. Почему это так? У женщины развита чувствительность, и она все время обращается к Всевышнему. В этом ее предназначение. Мужчины должны учить Тору, а женщины должны разговаривать со Всевышним.

Женщина должна молиться, для этого она и создана. Если жизнь ее полна бед и проблем, она должна знать, что она приносит благословение всему миру, ведь если бы у нее было все хорошо и спокойно, мы бы не смогли существовать.

«И за речью Его, как ураган, несутся»

Четвертый совет – «И за речью Его, как ураган, несутся». Мы должны быть взволнованы, и не должны быть пассивными. Если человек может выполнить заповедь, например, встать утром и сказать «Благодарю Тебя, Царь живой и сущий за то, что ты милостиво вернул в меня мою душу», даже если глаза его еще наполовину закрыты, он должен говорить это с чувством.

Хуже всего – быть фаршлофен, дремлющим. Мы всегда должны быть воодушевлены. «И за речью Его, как ураган, несутся»!

Еврей всегда взволнован. И это – одна из причин того, что Всевышний дал нам столько цветов и оттенков. Приближается Песах – еврей волнуется. Вычищает дом, принося святость и чистоту всему миру. Пасхальный Седер, маца, марор… Встрепенись!

Если бы мама, которая встает утром и намазывает маслом хлеб для своего ребенка, чтобы отправить его в хедер, понимала, насколько ценится это ее действие ради изучения Торы, она была бы необычайно воодушевлена!

Это – основа всего идишкайта – быть исполненным впечатлений и страсти, не быть «роботами». Мы – не машины.

А что делать, когда нет страсти? Где ее взять? А для этого у нас есть три совета, приведенных выше. С одной стороны, надо хватать вспышки величия, с другой стороны – не поступаться даже маленькими деталями в соблюдении заповедей, и при этом всегда молиться Всевышнему. И все это делать со страстью и воодушевлением, вызванными святостью!

«И пред Его престолом преклоняются»

Пятый и последний совет: «И пред Его престолом преклоняются».

Тот, кто прошел уже четыре предыдущих этапа – он хватает вспышки величия, для него нет ничего слишком малого, он всегда стремится к большему и служит Всевышнему со страстью и воодушевлением, – куда он попадает? К престолу Славы!

А что потом?

Есть стих, который приводит меня в большой восторг. Пророк Йехезкель говорит о тайне мироздания (маасе меркава), завершая свое описание словами: «И увидел я, и упал на лицо свое» (Йехезкель, 1:28). «И увидел» – я увидел чудесный образ Всевышнего. Какова же была моя реакция? «И упал на лицо свое» – я понял, насколько я мал, понял, что все, что у меня есть – это не что иное, как подарок Его, Благословенного.

Когда человек находится на вершине своего успеха, когда он уже удостоился достичь престола Славы, он обязан упасть на лицо – «И пред Его престолом преклоняются»! Он должен знать, что он – лишь маленький человек, в то время как Всевышний и Его Тора – неизмеримо велики.

Ты достиг истинного величия, сумел реализовать какое-то свое стремление. Ты должен преклониться! Ты должен знать, перед Кем ты стоишь! Если ты достиг чего-то – не пренебрегай тем, кто не сумел этого достичь.

Это – главная основа, я думаю, более важная, чем все остальные. Склони голову. Пойми, что то, чего ты достиг, по сравнению с тем, чего ты не смог достичь, по сравнению с тем, чего ждут от тебя, по сравнению с тем, что ты сделал неправильно, оно – ничто, ноль. И потому не забывай, что «Пред Его престолом преклоняются».

Я слышал замечательную идею от одного даршана (даршан – раввин, выступающий с беседами или лекциями нравоучительного характера – прим. пер.). Сказано в стихе: «И молился (ваэтханан) я Б-гу» (Дварим, 3:23), объясняет Раши: «Мольба (хинун) упоминается лишь там, где речь идет о бесплатном (хинам) даре. И хотя праведники могут уповать на свои добрые дела, они просят у Всевышнего бесплатные дары».

Праведники всегда просят о бесплатных дарах, как будто они этого не заслужили.

Сказал тот даршан: «Не вопреки тому, что он праведник, а именно потому, что он праведник!». Затем он привел красивый пример. Представьте себе очень богатого человека. В его владении – недвижимость стоимостью в десятки миллионов долларов. И вот случается что-то страшное. Жителям одного города грозит ужасная опасность, и он, по доброте своей, продает все свое имущество, чтобы заплатить взятку царю, спасая таким образом всех жителей города от верной смерти!

Нет сомнения, что этот праведный еврей выполнил колоссальную заповедь, но теперь он – нищий из нищих, у него нет ничего. Нет дома, нет еды. Он все отдал, чтобы совершить доброе дело, заповеданное Всевышним.

И в этой ситуации у него есть два варианта, что сказать Создателю. Он может сказать: «Владыка мира, на самом деле, я не должен был отдавать все. Мне следовало оставить какие-то деньги на пропитание, но раз уж я отдал все, что у меня было, дай мне теперь кусок хлеба».

Но он может сказать и по-другому: «Владыка мира, Ты был ко мне так добр! Я же знаю, что Ты мог спасти жителей этого города и без моего участия, но Ты предоставил мне шанс сделать это путем продажи моего имущества, удостоив меня выполнения этой великой и важной заповеди – заповеди спасения еврейских душ. И мне ничего не положено, я лишь прошу у Тебя кусок хлеба в подарок!

И это – два разных взгляда на любую жизненную ситуацию!

Моше Рабейну сказал: «Владыка мира, мне ничего не положено! Ты дал мне возможность вывести еврейский народ из Египта и получить для них Тору. Ты дал мне так много заслуг. Мне ничего не положено! Мне даже не положено войти в Землю Израиля. Но я прошу Тебя об этом, как о бесплатном даре, дай мне зайти в Святую Землю».

И это – «Пред Его престолом преклоняются». Если ты выполняешь заповедь, не думай, что тебе за это что-то полагается, напротив, это Всевышний удостоил тебя этой заповеди, подарил ее тебе, ничего тебе не положено.

Это действительно высокая ступень, но это – правильный взгляд на жизнь, ведь если мы просим у Всевышнего, потому что нам положено, Он может сделать расчет, что нам положено, а что – нет… Но если мы просим, умоляем дать нам что-то бесплатно, понимая, что нам, по сути, ничего не положено, как просит сын у любящего отца, с Б-жьей помощью, для нас открываются врата ничем не ограниченного благословения!

Перевод – Х. Берман


https://www.beerot.ru/?p=17509