Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления частей Шатра Откровения — Работа «разжигать»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1407
работа

(37) Работа «разжигать»

Работа «разжигать» (מַּבְעִיר – мавъир) заключена в разведении огня с какой-либо конструктивной целью – чтобы варить на нем, а также для освещения или обогрева (а не с целью уничтожения и разрушения). Это основная работа – ав мелаха (Рамбам, Шаббат, 12:1). А мудрецы запретили разводить огонь даже с разрушительной целью («Орхот Шаббат» 1, с. 457).

При изготовлении Шатра Откровения огонь разводили для того, чтобы вываривать красящие вещества из растительного сырья (Раши, Шаббат 73а), а также для выплавки золота и других металлов. В Торе, например, написано (Шмот, 38:27): «И пошло сто кикаров серебра на отлитие подножий» (см. «Мишнат а-Шаббат», 41).

Работа «разжигать» занимает особое место среди всех 39 запрещенных в Шаббат работ, ведь о ней в Торе сказано особо: «Не разжигайте огонь во всех ваших поселениях в день субботний» (Шмот, 35:3), а обо всех остальных работах только в целом: «А день седьмой, Суббота, – Г-споду, твоему Б-гу – не совершай никакой работы» (там же, 20:10).

Производной работой (толада) от основной «разжигать» является раскаливание металла (Рамбам, Шаббат, 12:1; «Хаей Адам», Шаббат, 46:2). Раскаленный металл также считается «огнем», ведь он обжигает, как пламя, и на нем можно варить, как на пламени («Магид Мишнэ», Шаббат 12:1; «Орхот Шаббат», 16:5). Поэтому запрещено включать в Шаббат электрические лампы накаливания, в которых нить накаливания раскаляется и становится подобной горящему углю. По мнению большинства законоучителей, это запрет из Торы. И также запрещено включать электрические плиты, нагревательные и т.п. приборы, так как в них раскаляется нагревательный элемент (гуф химум), который тоже приравнивается к «огню» («Орхот Шаббат», 16:5-6). Кроме того, по мнению Хазон Иша, при замыкании электрической цепи совершается и работа боне («строить»), так как создание цепи тока подобно изготовлению «инструмента», кли (Хазон Иш, «Орах Хаим», 50:9; «Мишнат а-Шаббат», 41). Согласно этому мнению, при включении подобных электрических приборов нарушается сразу два запрета Торы.

Запрещено включать также лампы дневного света (люминесцентные и флуоресцентные лампы), так как при включении их возникает искра, которая считается в полной мере огнем. Но светоизлучающие диоды (LED-лампы), изготовленные из полупроводникового материала, который светится при прохождении через него тока, не считаются «огнем», и работа «разжигать» при их включении не совершается. Но и в этом случае остается запрет Торы «строить», так как при этом замыкается электрическая цепь («Орхот Шаббат», 16:7-8).

Производной работой от «разжигать» является также ворошение углей в печи или очаге для того, чтобы пламя разгорелось сильнее (Критот 20а; «Мишнат а-Шаббат», 41). А мудрецы запретили оставлять недоваренную пищу в печи перед самым наступлением Шаббата, если угли не засыпаны или полностью не убраны. Это связано с опасением, как бы человек, забыв, что Шаббат уже наступил, не поворошил бы угли, чтобы увеличить силу огня, как это обычно делают в будни – ведь тем самым он нарушил бы запрет Торы «разжигать» (Шаббат 18б; «Шулхан Арух», 253:1).

К производным работам от «разжигать» относится и добавление горючего вещества в горящий огонь – в частности, добавление оливкового масла в плошку с горящим фитилем (Бейца, 22а; Рамбам, Шаббат, 12:2; «Мишнат а-Шаббат», 41).

Мудрецы запретили читать в Шаббат при свете масляного светильника. В эпоху Мишны в качестве светильника использовали плошку с маслом, в верхнее отверстие которой вставляли фитиль. А когда масла оставалось мало и огонь слабел, плошку иногда наклоняли так, чтобы остатки масла стекли к фитилю. Именно поэтому мудрецы запретили читать при свете подобного светильника – чтобы оградить человека от нарушения запрета Торы, ведь увеличение силы огня является работой «разжигать» (Шаббат 11а; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 275:1, «Мишна Брура», 1).

 


https://www.beerot.ru/?p=39226