Бублики

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2452

Как объяснялось выше, мучные изделия, сделанные из вареного теста, не считаются хлебом. Однако это правило действует только при условии, что варка – это окончательная обработка данного изделия. Если же тесто вначале варят, а потом пекут, то изготовленный таким образом продукт считается полноценным хлебом. Поэтому бублики, сделанные из обыкновенного теста, считаются хлебом. Перед тем как их есть даже в небольшом количестве, необходимо омыть руки, произнести благословение «а-моци лехем мин а-арец», и после еды требуется произнести благословение после еды, биркат а-мазон. [Здесь и далее речь идет о традиционных больших, мягких бубликах, которые вначале варят, а потом пекут. Маленькие, сухие соленые кренделя, которые иногда называют «бубликами», а также сушки не считаются полноценным хлебом. О подобных изделиях уже шла речь ранее.]

Если тесто для бубликов замесили не на воде, а на соке, масле и т. п., то на небольшое количество следует произносить благословение «боре миней мезонот». Но тот, кто ест целый бублик, а тем более несколько, все равно должен омыть руки, произнести благословение «а-моци лехем мин а-арец», а после еды произнести биркат а-мазон, так как для большинства людей целый бублик несомненно является трапезой. Тем более это относится к традиционному завтраку, состоящему из бублика с соленой рыбой.

Традиционное иерусалимское блюдо под названием «локшн-кугель», который пекут в большой кастрюле из вареной вермишели – это предмет спора мудрецов последнего поколения. Рав Шломо Залман Ойербах считал, что, так как его готовят из вареной вермишели, которая не считается хлебом ни при каких обстоятельствах, то и сам кугель имеет тот же самый статус. Поэтому даже тот, кто сделал из него трапезу, не должен произносить после этого биркат а-мазон.

Рав Йосеф Шалом Эльяшив считал, что, так как кугель пекут на небольшом количестве масла и он превращается в единое целое, его надо рассматривать как печеное изделие, «пат а-баа бе-хисанин», подобно тому, как бублики, которые пекут из вареного теста, считаются хлебом. Поэтому тот, кто сделал из него трапезу, должен произнести биркат а-мазон. Но тот, кто ест небольшое количество, произносит «боре миней мезонот», так как полноценным хлебом он в любом случае не считается (в отличие от бубликов).

Хазон Иш сомневался, каков статус такого кугеля, поэтому ел его только в маленьких количествах, чтобы не возникало сомнений, можно ли такую еду назвать трапезой.

Несмотря на разногласие между мудрецами, принято следовать давней иерусалимской традиции и рассматривать «локшн-кугель» как обыкновенную вермишель или лапшу. Это означает, что даже тот, кто наелся им до отвала, должен произнести благословение «аль а-михья в-аль а-калькала», а не биркат а-мазон.

(По Шулхан Арух, Орах Хаим, 168:14, «Мишна Брура» там 73-76, «Диршу»)


https://www.beerot.ru/?p=15893