Десерт во время трапезы

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1818

Талмуд пишет, что если во время трапезы с хлебом в качестве десерта принесли печеные изделия, то на них надо произнести отдельное благословение, так как они не являются частью трапезы, и благословение, произнесенное на хлеб, на них не распространяется. Речь идет об изделиях, входящих в категорию «пат а-баа бе-хисанин», о которой уже шла речь выше. Сейчас мы объясним, почему практически этот закон можно выполнить только в редких случаях.

Мы объяснили, что существует три вида мучных изделий, которые входят в категорию «пат а-баа бе-хисанин». Первый вид – это пироги или другие мучные изделия с начинкой. Второй – это печенье и тому подобное, сделанное из теста, которое замесили не на чистой воде, а также на меду, на масле или еще на какой-нибудь жидкости. Третья категория – это сухой, тонкий и хрупкий хлеб, например, крекеры.

«Биур Алаха» объясняет, что три упомянутые выше вида – это предмет спора между мудрецами. Есть правило, по которому в случае сомнения в вопросе благословений, следуют более легкому мнению. Поэтому когда возникает вопрос, рассматривается ли данное печеное изделие как хлеб, полагаются на любое из этих трех мнений, чтобы освободить его от благословения «а-моци лехем мин а-арец». Получается, что на все три вида произносят «боре миней мезонот». Но когда встает вопрос, надо ли вообще произносить на данный предмет благословение, или он является частью трапезы, то нельзя полагаться на любое из мнений, так как по отношению к другим мнениям, это будет неуместным устрожением и произнесением благословения впустую. Поэтому только на изделия, которые относятся ко всем трем категориям одновременно (и которые, соответственно, не являются хлебом ни по одному из мнений), следует произносить благословение во время трапезы.

Практически это означает, что на большинство печеных десертов произносить благословение не надо. Исключением является, например, штрудель с начинкой, сделанный из тонкого, сухого и сладкого теста. Другой пример – это «наполеон», или другое изделие из слоеного теста с начинкой. (Так как слоеное тесто состоит из тонких, хрупких слоев, и в него добавляют большое количество жира, оно автоматически относится к двум из трех необходимых категорий. Если добавить к нему какую-нибудь начинку, оно войдет во все три категории, и на него нужно будет благословить во время трапезы.)

Все это относится только к случаю, когда печеное изделие едят в качестве десерта. Если же им хотят насытиться, то оно становится частью трапезы, и на него не надо произносить благословение.

По некоторым мнениям, из-за того, что в данном вопросе существует множество сомнений, лучше стараться не есть пироги и т. п. во время трапезы. Вместо этого можно произнести биркат а-мазон, и после этого съесть десерт. Еще один способ избежать сомнений – это во время благословения «а-моци лехем мин а-арец» иметь в виду, что оно распространяется также на пироги. Тогда на них не надо благословлять отдельно ни по одному из мнений.

(По «Биур Алаха» 168, «Мишна Брура» 40-41, рав Александр Арье Мендельбойм, «ве-Зот а-Браха», гл. 8)


https://www.beerot.ru/?p=15489