Испорченные книги

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2151

Написано (Дварим, 12:2-4): «Совершенно уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили божествам своим, на горах высоких и на холмах, и под каждым зеленеющим деревом. И разрушьте жертвенники их, и разбейте столбы их, и святые деревья их сожгите огнем, и истребите имя их с места того. Не делайте подобного Г-споду, Б-гу своему». Талмуд в трактате Макот (22а) выводит из этого запрет на уничтожение Имен Всевышнего.

Рамбам (Сефер а-Мицвот, запретительные заповеди 65) пишет: «[Тора] предупредила нас о запрете сносить и разрушать здания, построенные для служения Всевышнему, уничтожать книги пророков, стирать Почтенные Имена [Всевышнего], и тому подобное. И Тора пишет об этом следующими словами: “Не делайте подобного Г-споду, Б-гу своему”. И каждый, кто нарушил один из перечисленных запретов, например, уничтожил часть Храма или жертвенника и тому подобное, или стер одно из Имен Всевышнего подлежит наказанию…»

Книга «Хинух» (гл. 437) объясняет смысл этого запрета: «основополагающий принцип, на котором базируется данная заповедь, очевиден: чтобы сыны Израиля относились к Святыне с трепетом, волнением и дрожью. И благодаря этому в их сердцах появится великий страх и трепет перед Всевышним, благословен Он». «Маген Авраам» (154:9) пишет: «Свиток Торы, который истерся, а также книги, требуют специального захоронения, и запрещено сжигать их. И, с моей точки зрения, это относится ко всем объектам, которые использовались для священных целей — на них тоже распространяется запрет “Не делайте подобного Г-споду, Б-гу своему”».

Сказали мудрецы (Авот, 4:6): «Каждый, кто уважительно относится к Торе, пользуется уважением у людей. А к каждому, кто оскорбляет Тору, люди относятся с презрением». Комментаторы объясняют, что речь идет об уважительном отношении к святым текстам.

(Из вступления в книгу рава Йехезкеля Файнхендлера «Гинзей а-Кодеш»)


https://www.beerot.ru/?p=17074