Пурим — Давайте угощать друг друга!

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2938

Необходимо послать ближнему два мясных или каких-либо других блюда, как сказано (Эстер, 9:19): «днем праздника и посылания блюд друг другу». Достаточно послать два вида еды одному человеку, но чем большему количеству людей каждый посылает эти порции (которые называются «шалахмонес»), тем лучше. Тот, кому нечего послать, может договориться со своим знакомым, что каждый пошлет другому трапезу (и таким образом они не останутся без еды).

(по Шулхан Арух, «Орах Хаим», 695:4)

Посылать шалахмонес следует именно днем (в Пурим), а не вечером и не ночью.

Если человек послал шалахмонес кому-либо, а тот отказался его принять, или сказал «не надо мне ничего давать, будем считать, что ты мне подарил подарок», то первый выполнил заповедь.

Женщина обязана давать дары бедным и посылать шалахмонес точно так же, как и мужчина, так как женщины тоже спаслись благодаря чуду Пурима. Женщине следует посылать шалахмонес женщинам, а мужчине – мужчинам. Что касается даров бедным, их можно посылать также противоположному полу.

(по Рамо)

Подарок следует передавать через кого-либо, а не отдавать самому, как написано «посылания блюд друг другу». По большинству мнений, тот, кто отдает шалахмонес сам, таким образом тоже выполняет заповедь. Тем более, если человек оказывается в ситуации, когда ему не с кем послать шалахмонес, он может выполнить заповедь, отдав его самостоятельно.

Посылая шалахмонес, необходимо сообщить получателю, кто его послал. Если же получатель не знает, от кого он получил подарок, то по некоторым мнениям посылающий его вообще не выполнил заповедь. [В этом заповедь посылать блюда кардинально отличается от заповеди давать дары бедным. В случае с дарами бедным, заповедь выполняется на наиболее высоком уровне, когда тот, кто дает, не знает, кому он дает, а тот, кто получает, не знает, от кого он получает.] Тот, кто посылает шалахмонес человеку, который уехал на Пурим в другой город, и подарок оставляют для того в его квартире, тоже не выполняет заповедь. Причина этого в том, что в обоих случаях не достигается основная цель посылки подарков – не преумножаются чувства дружбы и любви между людьми. У человека, живущего в Иерусалиме, нет заповеди посылать шалахмонес тому, кто уже отпраздновал Пурим четырнадцатого Адара, и днем пятнадцатого приехал в Иерусалим – ведь для второго этот день – не Пурим!

Шалахмонес должен состоять именно из еды или питья, пригодных для употребления. Тот, кто посылает вещи или еду, которая требует приготовления (например, сырое мясо), не выполняет заповедь.

Качество и вид блюд должны соответствовать тому, кому они посылаются. Тот, кто посылает уважаемому человеку блюдо, подходящее только для ребенка, тем самым не выполняет заповедь.

Очевидно, что два блюда должны отличаться друг от друга. Тот, кто приготовил одно блюдо, разделил его на две части и подарил обе части одному и тому же человеку, не выполнил заповедь. Но если он приготовит одно блюдо и раздаст его беднякам, то выполнит заповедь.

Рав Эльяшив считал, что растворимый или молотый кофе, чайные пакетики, специи и тому подобное нельзя засчитывать как «блюдо», так как это не еда, готовая для употребления, и это нельзя назвать «блюдом».

Посылая еду, следует подумать, сможет ли получающий ее есть. Если по причинам здоровья, диеты или кашрута он эту еду есть не станет, вряд ли она преумножит дружбу и любовь между тем, кто ее получил и тем, кто ее послал.

(по «Мишна Брура», 695:18-20 и «Диршу», дополнения 40-44)


http://www.beerot.ru/?p=12123