Законы изучения Торы
— По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1322

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из книги Шулхан Аруха а-Рав, написанной величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором великой книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Продолжение

Если финансовые возможности человека позволяют ему нанять меламеда для своего сына, но он не хочет этого делать, его заставляют всеми возможными способами. Если он не находится на месте, то по возможности его уведомляют о том, что за его счет нанимают меламеда для его сына. Когда нет возможности его предупредить об этом, нанимают меламеда за его счет, не ставя его в известность и не дожидаясь его согласия. Подобно тому, как с должника взыскивают из его имущества долги, срок выплаты которых настал, даже если взявший ссуду не присутствует и не выказывает своего согласия на это. Потому что по Торе отец обязан обучать своего сына сам, либо позаботиться о том, чтобы у него был учитель, который обучит его всей Торе.

Допустим, отец не может найти такого учителя бесплатно, самостоятельно не может обучить своего сына, и даже сам абсолютно не умеет учиться. Он обязан, тем не менее, по закону Торы нанять меламеда, чтобы тот обучил сына хорошему знанию всей Торы, как Устной, так и Письменной. То есть: ТаНаХу, всем установленным законам Торы с подробными объяснениями, другими словами, изучить с ним все шестьсот тринадцать заповедей Торы со всеми их тонкостями и деталями, включая те вопросы, по которым существуют разногласия, так как все мнения являются словами Б-га. Включая заповеди, практическое исполнение которых сегодня невозможно. Также он обязан обучить мальчика всем словам мудрецов, основанным на толковании стихов Писания – так называемой Агаде. Как сказано (Дварим, 11:22): «Но только храните всю заповедь эту». Объясняют мудрецы: «Не говори: “я уже проучил законы, и мне этого достаточно”. Тора говорит “всю заповедь” – и законы, и Агаду, и Мидраш. Талмуд, объясняющий законы, приведенные в Мишне. И Брайты (законы Устной Торы, не вошедшие в свод Мишны), и источники их (толкования стихов Торы, законы, которым нет источника в стихах Торы, но которые были получены Моше во время Синайского откровения, а также выведенные принятыми у мудрецов путями – все, что получено Моше на Синае). И также слова мудрецов, основанные на толковании стихов Торы – Агада». Это учат мудрецы из стиха (Шмот, 24:12): «И Я дам тебе скрижали каменные, и Тору, и заповедь, которую написал Я для того, чтобы научить их». (Имеется в виду толкование, которое дали мудрецы этому стиху из Торы в трактате Брахот (5а): «Скрижали – это Десять Заповедей; Тора – это Письменная Тора; Заповедь – это Мишна; которую Я написал – это Пророки и Писания; обучить их – это Талмуд. (Этот стих) показывает нам, что все это дано Моше на Синае»). Но все же изучение законов предшествует изучению Агады.

Мудрецы каббалы говорят, что любая еврейская душа должна спуститься в этот мир множество раз, пока она не удостоится исполнить все шестьсот тринадцать заповедей Торы – действием, словом и мыслью. Слово и мысль – это изучение законов заповедей, как сказали мудрецы, опираясь на стих из Торы (Ваикра, 6:18): «Это – Тора грехоочистительной жертвы». Тому, кто занимается изучением законов грехоочистительного приношения, засчитывается, как будто он непосредственно принес такую жертву (Менахот, 110а).

Мудрецы каббалы открывают нам также, что душе для полного исполнения ее цели нахождения в этом мире необходимо заниматься ПаРДеСом. (П – пшат – простое понимание стихов Писания; Р – ремез – намек, скрытый в тексте; Д – драш – толкование законов из записанного текста; С – сод – тайна, сокрытая в святых писаниях, которая передается от учителя к особо достойному ученику.) Заниматься, насколько душа в состоянии постичь и познать. А тот, кто может достичь великих знаний, но поленился сделать это и узнал недостаточно, должен будет вернуться вновь в этот мир. Так – пока не узнает всего, что его душа в состоянии постичь в Торе – как в области элементарных законов (пшат), так и в области намеков (ремез), толковании (драш) и тайн (сод). Потому что с помощью постижения всего, что душа в состоянии постичь из знаний Торы, она удостаивается своего полного совершенства. И без этого ей невозможно обрести завершенность, необходимую ей, чтобы достичь уровня своего источника, из которого она высечена – престола славы Творца. Поэтому сказали мудрецы (Псахим, 50а): «Замечателен удел того, кто пришел сюда, обладая (т.е. помня и зная) учением своим», – ведь ему не придется вновь спуститься в этот мир для завершения восполнения предназначения своей души.

Заявление о том, что невозможно выучить всю Тору, неправомочно. Верно, что Торе нет конца и края, как сказано (Теилим, 119:96): «Всему видел я предел, а ширь заповеди Твоей (Торы) невероятна». А также сказано (Йов, 11:9): «Длиннее любой земной меры длины». Но о чем идет речь, когда говорят о бесконечности Торы? Число законов, открытых для нас и наших детей, ограничено и четко определено. То же самое можно сказать и о Мидрашах, которые открыты нам. Когда говорят о безграничности Торы, имеется в виду глубина ее познания в любом месте, которой и в самом деле нет границ. Также и толкованиям, выводимым из нее, нет числа. И даже раби Акива, выводивший множество законов из каждой коронки, которыми украшены буквы Торы, не исчерпал всех возможностей понимания, скрытых в Торе. Подобно этому, неистощимы объяснения того или иного закона, исследования, связанные со смыслом и причинами его, понимания законов с помощью принципов, данных нам самой Торой. После чего рождается великое множество новых законов, которых удостаивается тот, кто завершил изучение всей Устной Торы, переданной нам и открытой каждому из нас, как об этом сказали мудрецы: «Прежде заучивают то, что дано, а затем занимаются исследованием глубин сокрытого в этом знании смысла» (Шаббат, 63а).

Подготовил рав Л. Н. Злотник


https://www.beerot.ru/?p=10775