Законы изучения Торы
— По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

996

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из книги «Шулхан Арух а-Рав», написанной величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Часть вторая (продолжение)

Всякий, кто забывает хотя бы что-то одно из того, что он учил потому, что не повторял изученное как положено, Писание относится к нему, как будто он достоин смерти (Пиркей Авот, 3:8). Он также нарушает запрет Торы (Дварим, 4:9): «Но только остерегайся и береги душу свою очень, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои (во время синайского откровения). И чтобы они (слова Торы) не покинули сердце твое все дни жизни твоей, и сделай так, чтобы знали их сыновья твои». Одно из правил толкования Писания гласит, что всякий раз, когда в Торе сказано «остерегайся, чтобы не…» речь идет о запрещающей заповеди (Менахот, 99б). И получили мудрецы по преданию, что запрет этот распространяется не только на Десять Речений, но на всю Тору. Поэтому понятно, на каком основании мудрецы выводят из этого стиха обязанность обучать внука со стороны сына всей Торе в той же мере, как человек обязан обучать всей Торе своего сына, как сказано: «и сделай так, чтобы знали их (слова Торы) и сыновья твои, и сыны сыновей твоих». А причина, почему заповедь эта записана именно там, где говорится о Десяти речениях, как сказано в завершении стиха «…тот день, когда стоял ты перед Всевышним», заключается в том, что Тора хотела научить нас, что всякий, кто обучает внука со стороны сына Торе, будто получил ее на горе Синай (Кидушин, 30а).

Все это актуально и в наше время, когда Устная Тора записана, и в случае, если что-либо забыл, есть возможность подсмотреть в книге. Нарушение происходит сразу, как только человек забыл, подобно тому, как это было в прежние времена, когда Устная Тора еще не была записана, – человек нарушал запрет забывания изученного в момент, когда он забывал, несмотря на то, что он обязательно спрашивал учителя и восстанавливал то, что забыл. Еще одна причина, почему, и в наше время, когда под рукой есть книги, человек, забывающий изученное, преступает запрет «чтобы не забыл ты»: заповеди Торы не меняются со временем и не зависят от изменений, происходящих с каждым новым поколением, они не будут заменены на другие и остаются вечными навсегда. О человеке, забывающем изученный материал, мудрецы Торы говорят: «Тот, кто учит и забывает, подобен женщине, которая рожает детей и хоронит их» (Санедрин, 99а). Всякий, кто забывает изученное, способствует тому, чтобы народ его ушел в изгнание, как сказано (Ошеа, 4:6): «Если забудешь Ты Тору Б-га твоего, то Я тоже забуду детей твоих».

Тому, кто забыл изученное, нельзя сказать: «Если бы я вообще ничего не учил, я не был бы достоин смерти, а теперь, после того как учил – достоин?!» Ведь тот, кто не учился вообще, достоин по-настоящему, а тот, кто учил и забыл, только подобен достойному смерти.

Человек, который мог бы изучать новый материал, не забывая старый (поскольку он его уже повторил, как положено), обязан это делать. А если вместо этого он будет постоянно только и делать, что повторять изученное, и не потому, что боится забыть, а просто потому, что ему удобно и легко повторять пройденный материал, нежели трудиться над пониманием нового, – такой достоин смерти на самом деле! Про такого человека сказали мудрецы «Тот, кто не прибавляет – присоединится» – то есть тот, кто не учит нового, когда это возможно, он раньше установленного ему срока «присоединится» к своим предкам, то есть пополнит число умерших (Пиркей Авот, 1:13). Ведь о Торе сказано (Дварим, 32:47): «Ибо она жизнь ваша», а также (Дварим, 11:21): «Для того, чтобы продлились дни жизни вашей». А одно из правил толкования Торы гласит, что из позитива выводим негатив – то есть, если изучение Торы приносит жизнь и долголетие, то уклонение от изучения Торы приводит к сокращению дней (Мидраш «Сифри», конец главы Экев).

Но к кому тогда обращены слова мудрецов (Пиркей Авот, 2:16): «На тебя не возложена обязанность завершить всю работу?» К тем, кто в силу своих ограниченных способностей и плохой памяти или из-за недостатка времени, поскольку они заняты вопросами пропитания, не могут учить и запомнить все как полагается, как это упоминалось выше. А так же это сказано в отношении того, что невозможно изучить всю Тору, ибо она безгранична, как это объяснялось выше (часть первая, закон 5). Эти слова так же призваны научить нас посвящать повторению необходимое количество часов и не сокращать их для того, чтобы высвободить время для изучения новых тем, чтобы познать всю Тору. Ибо «на тебя не возложена обязанность завершить всю работу». А из продолжения фразы: «…но ты не вправе уклоняться от нее» мудрецы выводят, что после того, как человек повторил изученное необходимое количество раз, он обязан приступить к освоению новых тем. И если ты учил много Торы, ты поучишь величайшую награду, так как вознаграждение за заповедь изучения Торы равна вознаграждению за все заповеди, взятые вместе. И из величины награды за эту заповедь мы можем узнать степень наказания, положенного тому, кто не прибавляет и не дополняет своих знаний в Торе, пока не постигнет всю ее, в той мере, насколько позволяют его возможности.

Подготовил рав Л. Н. Злотник


https://www.beerot.ru/?p=12608