Законы изучения Торы
— По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1541

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из книги «Шулхан Арух а-Рав», написанной величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Часть вторая (продолжение)

6. Следует определить, в каком случае тот, кто забыл изученное, обвиняется в нарушении запрета Торы. Это распространяется исключительно на ситуации, когда забывание изученного материала явилось следствием лени, то есть если человек поленился повторить изученное как положено. Но если человек обременен вопросами пропитания и у него не было достаточно времени, чтобы хорошо повторить то, что он успел изучить во время, когда он не был обременен вопросами пропитания, он не считается виновным и не преступает запрет Торы. Ибо сказано (Дварим, 4:9): «Но только остерегайся». Слово «только» исключает тех, кто забывает изученное в силу не зависящих от него обстоятельств.

7. В том случае, когда пройденный материал настолько сложен, что даже после многократных повторений его не удается полностью удерживать в памяти, человеку не полагается наказание, и он не совершает нарушение. Хотя в этом случае нельзя сказать, что у человека нет другого выхода, поскольку если он будет постоянно заниматься этими сложными вопросами, не отвлекаясь на изучение других тем, он будет хорошо помнить их все время. Но ведь сказано (Дварим, 4:9): «Чтобы они не устранились из сердца твоего», из чего мы учим, что только тому, кто устраняет изученное из своего сердца по собственной воле, полагается наказание, и только в этом случае происходит нарушение. Но Тора вовсе не обязывает человека постоянно заниматься сложными законами, чтобы их не забыть. Напротив, человек должен изучать и знать всю Устную Тору полностью и повторять изученное такое количество раз, которое обычно требуется ему для запоминания легких для его восприятия законов. А о том, что сложные законы могут забыться, не следует беспокоиться, поскольку он не повторяет их и не занимается ими постоянно только потому, что должен изучать и повторять более легкие законы. А это значит, что он не устраняет слова Торы из сердца и памяти.

8. Тот, у кого не очень хорошая память, и даже если он будет повторять изученное бесконечное число раз, сможет запомнить его на совсем небольшой промежуток времени, после чего материал начнет постепенно забываться, также преступает запрет «чтобы ты не забыл» и повелительную заповедь «и повторяй их», в точности как это было объяснено выше (часть вторая, пункт 3). Ведь заповеди Торы касаются всех одинаково, и не даны каждому индивидуально в зависимости от его способностей, так что один будет в них обязан, а другой, учитывая его природу, освобожден. Нет, каждый обязан помнить изученные им слова Торы, сохраняя их в сердце своем в той степени, насколько ему позволяет его память – больше или меньше. Именно об этом говорят мудрецы (Пиркей Авот, 2:16): «На тебя не возложена обязанность завершить всю работу».

Допустим, что есть такой человек, который быстро забывает. И даже если он в день изучит всего только одну главу из свода законов и повторит ее сто и более раз, или будет повторять целый день, он сможет запомнить изученное не больше чем на месяц, после чего, если он не будет повторять, он начнет постепенно забывать изученное. Такому человеку следует ежедневно изучать по одной главе, а затем в течение всего дня ее повторять. Так он будет учить и повторять в течение тридцати дней по главе в день, а по окончанию этого срока он сделает общее повторение всех тридцати глав. Он повторит их несколько раз с таким расчетом, чтобы они сохранились в его памяти хотя бы в течение трех-четырех недель. Затем он будет продолжать учить и запоминать по главе в день, повторяя ее весь день. После трех-четырех недель, в которые он еще помнил первые тридцать глав, он повторяет эти тридцать глав один или два раза, а так же повторяет и последующие главы, которые он успел выучить в течение этих трех-четырех недель. Таким образом, чтобы он мог помнить изученное еще несколько недель, а пока что он будет учить дополнительно еще по одной главе в день. И так он будет поступать постоянно – прибавлять ежедневно по одной главе в период между одним общим повторением и другим, пока не изучит столько Мишны и Талмуда, что если он будет повторять в конце месяца все изученное прежде, он не будет в состоянии хорошо помнить его больше месяца. На этом этапе он посвятит повторению весь этот месяц, пока не повторит все, что учил до сих пор. И будет поступать согласно данной системе все время – повторять из месяца в месяц изученный прежде материал.

И хотя, такой человек не сможет учить и постигать больше, чем он в состоянии повторить за один месяц, он не должен волноваться на этот счет – «На тебя не возложена обязанность завершить всю работу». В прежние времена тоже были ученики, которые знали наизусть всего лишь один трактат, а некоторые – только два (Иерусалимский Талмуд, Швиит, 10:3).

9. Человек, который не может охватить большое количество тем Торы, должен посвятить все свое учебное время такого рода законам, которым есть практическое применение в повседневной жизни. Это те законы, которые каждый обязан знать, чтобы правильно исполнять заповеди и не совершать нарушений, ведь невозможно по каждому вопросу постоянно обращаться к раввину города. Эти законы необходимо изучать еще и потому, что тому, кто с ними не знаком, и в голову не придет, что в отношении некоторых ситуаций необходимо выяснить, как следует поступить, что иногда решение того или иного практического вопроса не столь тривиально, как это может показаться несведущему человеку на первый взгляд. Законы, знание которых требуется в каждодневной практике, занимают почти весь раздел «Орах Хаим», небольшую часть раздела «Йорэ Деа», а также некоторые главы «Эвен а-Эзэр» и «Хошен Мишпат» из общего свода законов «Шулхан Арух». Каждый закон следует изучать, пользуясь Талмудом и его комментариями, как минимум такими, как Рош и «Бейт Йосеф». Весь изученный материал необходимо постоянно повторять.

Даже человек, наделенный такими неординарными способностями и феноменальной памятью, которые позволяют ему выучить и помнить всю Устную Тору, в первую очередь обязан изучить и запомнить законы, которые применяются на практике, ибо они предшествуют всем остальным законам, которыми в каждодневной практике особо не пользуются.

Изучение Агады также имеет практическое значение, ведь, как это объяснялось выше (часть вторая, закон 2), задумываясь о том, чему учит Агада, человек приобретает истинное мировоззрение, постигает принципы нравственности, пути самосовершенствования. Тот, кто пока еще не способен учить саму Агаду, может для личного духовного роста воспользоваться соответствующими книгами наших учителей. (Такими как «Ховот а-Левавот», «Решит Хохма», «Шней Лухот а-Брит»), написанными на основе Мидрашей, Агады и «Зоара».

Напомним, что помимо изучения всего приведенного выше материала, человек должен постоянно, в специально установленное для этого время, заниматься чтением ТаНаХа, так как это предшествует всей остальной учебе.

Подготовил рав Л. Н. Злотник


https://www.beerot.ru/?p=13509