Законы изучения Торы — По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1081

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из книги «Шулхан Арух а-Рав», написанной величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Часть вторая (продолжение)

После того, как человек завершит изучение того, что ему необходимо на практике, он может выделить немного времени, чтобы ежедневно заниматься изучением дополнительных вещей. А остального времени – и дневного и вечернего – ему будет достаточно для того, чтобы как следует повторять ранее изученные законы, чтобы их никогда не забывать, и чтобы они всегда были ясны ему «как сестра», как это объяснялось выше (часть вторая, закон 3).

Согласно каббале этот каждодневный небольшой отрезок времени, определенный для знакомства с неизученными вопросами, следует посвятить тому, чтобы хотя бы один раз планомерно пройти весь Талмуд – Вавилонский и Иерусалимский, Мехаильту, Сифру, Сифри, Тосефту. Также следует пройти все мидраши, составленные танаим и амораим, так как все приведенное в них является Устной Торой, полученной Моше на Синае. Это такие мидраши, как «Мидраш Раба», «Мидраш Танхума», «Псикта» и им подобные. Пройдя хотя бы раз в жизни всю Устную Тору, человек исполняет повеление «Бережно храни всю заповедь» (Дварим, 11:22), как это объяснялось выше (часть первая, закон 4).

Если, изучив приведенные выше книги, человек по независящим от его выбора обстоятельствам забудет все, что учил, в будущем мире он обязательно все это вспомнит. Ибо понятно, что если человек должен ежедневно учить и повторять законы, которые он использует на практике, на остальную учебу у него остается совсем мало времени. За это время человек не в состоянии пройти и повторить изученное так, чтобы его постоянно помнить. А тот, кто забывает изученное по независящим от него обстоятельствам, не совершает нарушение, как это объяснялось выше (часть вторая, закон 6-ой). Также и в этом мире все изученное в Торе, что человек забыл, возносится к Престолу Славы Творца. Но не выше Престола, «ибо нет забывания пред Престолом Славы Твоей» (как мы произносим в молитве Мусаф в Рош а-Шана).

Рассмотрим ситуацию, когда для изучения и повторения необходимых для практического использования законов, человеку достаточно меньшего количества времени, и изучению других тем он может посвятить, соответственно, больше времени, чем говорилось выше. В этом случае он обязан понемногу проходить остальные законы, объясняющие 613 заповедей, включая и те, которым сегодня нет практического применения. Например, законы жертвоприношений и подобные им. После изучения этих законов, их следует повторить, как положено, чтобы их хорошо запомнить навсегда.

В случае, если за это время человек не успевает планомерно изучить все законы из Талмуда, он должен их изучить хотя бы из Мишны, пользуясь комментариями, постоянно повторяя пройденный материал, пока не запомнит весь его наизусть.

Что бы человек ни изучал – будь то Писание, Мишна или Талмуд, он должен обязательно проговаривать вслух и слышать то, что он учит. Исключения составляют те моменты, когда он обдумывает прочитанное и пытается понять одно из другого. Тот, кто мог бы проговаривать то, что он учит, но не делает этого, а учится «про себя», молча, не исполняет заповедь «Обучайте им» (Дварим, 5:1), и написано: «Не отойдет книга Торы этой от уст Твоих, и будешь трудиться над ней…» (Йеошуа, 1:8). И подобно любым другим заповедям, связанным с произношением текста, которые невозможно исполнить мысленно, а необходимо либо произнести самому, либо услышать, как произносит другой, и исполнить, прибегнув к принципу «слушающий подобен произносящему» (Сукка, 38б). [Здесь имеется в виду правило, гласящее, что заповедь, которая заключается в произношении некого текста, можно исполнить, внимательно прослушав, как другой человек произнес нужный текст. В данном правиле существуют определенные ограничения, связанные с тем, кто произносит текст, с тем, кто его слушает, о чем они должны думать во время исполнения заповеди, и другие детали, о которых в рамках данной статьи невозможно подробно рассказать].

Человек, который произносит вслух то, что изучает, несмотря на то, что в силу своего невежества он не понимает даже элементарного значения прочитанных им слов, тем не менее, выполняет заповедь «И обучайте им». Именно поэтому несведущие в Торе люди каждое утро произносят благословения на Тору перед тем, как ее изучать, а также когда их вызывают к Торе во время общественного чтения.

Сказанное выше, а именно, что даже чтение без какого-либо понимания того, что человек читает, засчитывается ему в качестве исполнения заповеди, верно только в случае изучения Письменной Торы. Когда же речь идет об Устной Торе, если человек не понимает того, что он учит, это не считается учением вообще («Маген Авраам», раздел «Орах Хаим», 50:2).

И все же, следует заниматься всей Торой, включая и те вопросы, которые не удается понять (Авода Зара, 19а). Ведь в будущем мире человек удостоится понять и постичь всю Тору, которой он занимался в этом мире, включая и те места, которые он не смог постичь в силу ограниченности своего разумения («Зоар», глава Ваяшев, 185а).

Подготовил рав Л. Н. Злотник


https://www.beerot.ru/?p=13855