Употребление в пищу насекомых — строгий запрет Торы

Дата: | Автор материала: Рав Моше Вае

3569
есть насекомых запрет Торы

Глава 2. Употребление в пищу насекомых — это строгий запрет Торы

«Тому, кто съел путиту (водяное насекомое) полагается наказание плетьми четырежды, тому, кто съел муравья (наземное насекомое) — пятикратно, а тому, кто съел осу (летающее насекомое) — шестикратно» (Макот, 16б).

1. Степень строгости запрета

Запрет употреблять в пищу насекомых — это один из самых строгих запретов Торы. Так, например, съев кусочек свинины размером с маслину (или больше), человек нарушает один запрет Торы, а съев даже очень маленькое насекомое, он одновременно нарушает четыре, пять или шесть запретов Торы, в зависимости от вида насекомого (Макот, 16б; Рамбам, «Яд а-Хазака», «Законы запрещенных продуктов питания», 2:23).

Съевший одно насекомое нарушает следующие запреты Торы (согласно комментарию Раши к трактату Макот, 16б и тому, как это приведено в книге «При Хадаш», «Йоре Деа», конец 84 главы):

1. тот, кто съедает всего одно водяное насекомое, как, например, паразита, находящего в карпе, нарушает сразу четыре запрета Торы;

2. тот, кто съедает наземное насекомое, как, например, червя, находящегося во фруктах, одновременно совершает пять нарушений;

3. тот, кто съедает летающее насекомое, как, например, мошку, которая находится в кресс-салате, за один раз совершает шесть нарушений Торы.

Поэтому тот, кто употребляет в пищу продукты с высокой вероятностью наличия насекомых, предварительно не проверяя и не очищая от них, может нарушить сразу несколько запретов Торы. В особенности если речь идет о таких овощах и зелени, как салат, петрушка, капуста и подобные им. Если употреблять их в пищу не проверяя, за одну трапезу можно нарушить десятки или даже сотни запретов! Ибо эти виды обычно содержат огромное число насекомых.

В книге «Пеле Йоэц» (раздел «Проверка») сказано: «…и уже взывали к этому законоучители в книгах своих призывом великим и скорбным: всякий, кто несет гордое имя “Исраэль”, не станет есть невелу (мясо некошерно умерщвленного “чистого” животного), трефу (мясо “чистого” животного, которое запрещено из-за определенных видов увечий животного), свинину и подобное им, даже если ему дадут все серебро и золото, которое есть на свете. А если его захотят заставить их есть, он будет готов терпеть самые горькие пытки и даже пойти на смерть, но не нарушить заперт, несмотря на то, что поедание свинины и тому подобного приносит удовольствие.

Но если задуматься, то при поедании невелы, трефы или свинины, происходит только одно нарушение, в то время, как, съедая всего только одно насекомое, человек сразу нарушает четыре или пять запретов Торы. Получается, что тот, кто ест, предварительно не проверив и не очистив продукты питания от насекомых, за одну минуту может поглотить сотню насекомых и со спокойной душой нарушить великое множество запретов, не получая при этом абсолютно никакого удовольствия, — исключительно вследствие недостаточно серьезного отношения к этому вопросу».

Автор книги «Бен Иш Хай» (шана ришона, глава «Цав», 27) пишет: «Хозяйка должна быть очень внимательна, проверяя салат и сельдерей, ибо за каждого съеденного червя человеку в пятикратном размере полагаются удары плетью, а ответственность за нарушения возложены именно на нее, ибо все члены семьи в этом вопросе полностью полагаются на нее. И если она недостаточно внимательно осуществляет проверку, вполне может статься, что произошедших из-за этого нарушений, за которые положены удары плетью и за которые она несет ответственность, будет больше, чем волос у нее на голове. Тем более, когда речь идет о больших семьях и о местах, где зелень априори является продуктом, зараженным мелкими насекомыми.

Как-то мудрец зашел в канун праздника Песах в один из частных дворов и увидел, как перед хозяйкой стоят две большие корзины, наполненные салатом. Женщина брала листья из одной корзины, слегка промывала их, и наспех, не особо внимательно проверяя, остались ли на них насекомые, клала их во вторую корзину, стоящую перед ней. Обратился к ней мудрец со следующими словами: “Сколько волос на голове твоей?” “Я их не пересчитывала, и представляется мне, что их невозможно сосчитать”. Сказал ей мудрец: “Волосы головы твоей возможно посчитать, но число нарушений, произошедших по твоей вине, за которые полагаются удары плетью, и в самом деле невозможно сосчитать”. Спросила женщина: “Как же мне быть, ведь у меня большая семья и все любят кресс-салат!” Сказал ей мудрец: “Такое оправдание не поможет тебе в час Великого суда!”»

2. Почему Тора столь строго отнеслась к этому запрету

В книге «При Хадаш» («Йоре Деа», конец 84-ой главы) объясняется, почему Тора так строго отнеслась к запрету поедания насекомых: «Человек, который съедает всего одного червя, одновременно нарушает пять или шесть запретов Торы (Ваикра, 11:41-44). Тот факт, что Писание особо строго относится к запрету поедания насекомых, о чем свидетельствует великое множество отдельных запретов и наказаний, которые оно установила в связи с данным вопросом, объясняется, в частности, следующим. Употребляя в пищу фрукты, овощи, зелень, бобовые, да, в общем-то, и большинство других видов продуктов питания, существует большая вероятность, что человек совершит нарушение, связанное с поеданием насекомых, если он не будет особенно осторожен в этом вопросе и не станет особо педантично проверять эти продукты. Поэтому Тора в этом вопросе особо строго предостерегает человека, устанавливая для него множество запретов, связанных с поеданием наземных насекомых.

Исходя из сказанного, каждый обязан остерегаться, чтобы не совершить нарушение самому и оповещать других о степени строгости запрета поедания насекомых, чтобы отдалить их от нарушения. Я же свою душу уберег (то, что мог сделать — сделал), да услышит мудрый и извлечет урок».

В книге «Зоар» (часть 3, 41а) сказано: «Кто тот человек, жаждущий жизни? Кто жаждет жизни возвышенной, чтобы у него был удел в ней? Кто тот, кто жаждет дней возвышенных, чтобы приблизиться к ним и любить их? Тот, кто будет оберегать уста от всякого зла, оберегать уста свои и язык свой! Будет беречь уста свои от пищи и напитков, пачкающих душу, которые отдаляют человека от этой (возвышенной) жизни и от этих (возвышенных) дней. И будет беречь язык свой от злоязычия. Чтобы не загрязниться ими, и отстраниться от них, чтобы не было у него надела в них».

Перевод — рав Лейб Нахман Злотник

https://www.beerot.ru/?p=36395